ЗАКОН КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об утверждении краткосрочной региональной целевой программы
«Экология и природные ресурсы Кемеровской области» на 2007 год
(с изменениями на 29 декабря 2007 года)
_____________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
ст.2 Закона Кемеровской области от 26 марта 2007 года N 34-ОЗ;
Законом Кемеровской области от 17 июля 2007 года N 111-ОЗ (газета «Кузбасс», N 132, 25.07.2007)
Законом Кемеровской области от 27.12.2007 N 172-ОЗ (газета "Кузбасс", N 243, 28.12.2007)
_____________________________________________________________
Принят
Советом народных депутатов
Кемеровской области
29 ноября 2006 года
Настоящий Закон принят в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и развития природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики Кемеровской области.
Статья 1. Утвердить краткосрочную региональную целевую программу «Экология и природные ресурсы Кемеровской области» на 2007 год согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2. Финансирование краткосрочной региональной целевой программы «Экология и природные ресурсы Кемеровской области» на 2007 год осуществляется за счет средств областного бюджета.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Губернатор Кемеровской области
А.М. Тулеев
г. Кемерово
12 декабря 2006 года
N 186-ОЗ
Краткосрочная региональная целевая программа
«Экология и природные ресурсы Кемеровской области»
на 2007 год
Паспорт
краткосрочной региональной целевой программы
«Экология и природные ресурсы Кемеровской области» на 2007 год
Наименование | Краткосрочная региональная целевая программа «Экология и природные ресурсы Кемеровской области» на 2007 год (далее - Программа) |
Дата принятия и наименование решения о разработке Программы | Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 29.05.2006 N 49-рг «О разработке краткосрочной региональной целевой программы «Экология и природные ресурсы Кемеровской области» на 2007 год» |
Государственный заказчик Программы | Коллегия Администрации Кемеровской области |
Директор Программы | Первый заместитель Губернатора Кемеровской области В.А. Ковалев |
Основной разработчик Программы | Администрация Кемеровской области |
Цели Программы | Обеспечение эффективности управления природоохранной деятельностью; |
Задачи Программы | Совершенствование областной системы управления охраной окружающей природной среды и природопользованием; |
Срок реализации Программы | 2007 год |
Основные мероприятия Программы (перечень подпрограмм) | Подпрограммы: |
Основные исполнители Программы | Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области, департамент лесного комплекса Кемеровской области, (позиция с изменением, внесенным ст.2 Закона Кемеровской области от 26 марта 2007 года N 34-ОЗ) |
Объемы и источники финансирования Программы | 108,55 млн. рублей из средств областного бюджета (позиция с изменением, внесенным Законом Кемеровской области от 17 июля 2007 года N 111-ОЗ) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Снижение негативного воздействия на окружающую среду; |
Организация контроля за выполнением Программы | Государственный заказчик Программы, Губернатор Кемеровской области, Совет народных депутатов Кемеровской области |
Раздел 1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами
Экологическая ситуация в Кемеровской области остается напряженной. К числу основных экологических проблем Кемеровской области относятся:
интенсивное нарушение окружающей природной среды в результате деятельности горнодобывающей промышленности, приводящей к нарушению ландшафта, загрязнению и деградации прилегающих к выработкам территорий;
рост уровня загрязнения атмосферного воздуха в результате износа оборудования и использования неэффективных технологий очистки выбросов хозяйствующих субъектов и увеличение количества передвижных источников загрязнения;
загрязнение водных объектов, нерациональное использование водных ресурсов, недостаточная охрана водных объектов;
увеличение объемов образования и размещения отходов производства и потребления, отсутствие технологических схем их обезвреживания, утилизации и переработки;
деградация лесных массивов, утрачивание ими водоохранных и водорегулирующих функций;
недостаточность мер по сохранению биологического разнообразия, охране, контролю и регулированию использования особо охраняемых природных территорий областного значения.
Загрязнение окружающей среды не могло не сказаться на состоянии биологических ресурсов Кемеровской области. Многие виды животных и растений, ранее обычных для нашего региона, перешли в разряд редких и исчезающих. В Красную книгу Кемеровской области вошли 124 вида животных и 152 вида растений и грибов.
На территории Кемеровской области в разные годы было построено около 3 тысяч водоподпорных гидротехнических сооружений (далее - ГТС), предназначенных для использования водных ресурсов (в основном для мелиоративных целей), предотвращения вредного воздействия вод и хранения жидких отходов. В настоящее время большая часть ГТС характеризуется высоким износом сооружений, что ежегодно усугубляет их техническое состояние и может привести к техногенным авариям и катастрофам.
Из-за наводнений в период паводков и другого вредного воздействия вод периодически на территории Кемеровской области происходят процессы и явления, связанные с негативным влиянием водных объектов:
затопление и подтопление городов, других населенных пунктов, промышленных объектов и сельскохозяйственных угодий;
разрушение берегов водных объектов в черте населенных пунктов Кемеровской области.
Общим недостатком развития природно-ресурсного комплекса Кемеровской области в целом является несовершенство экономических механизмов и законодательной базы. Передача части полномочий субъектам Российской Федерации требует незамедлительного создания эффективной нормативной правовой базы на региональном уровне.
Решение существующих проблем видится в усилении эффективности системы управления природоохранной деятельностью и природопользованием.
Основой принятия правильных управленческих решений в сфере природоохранной деятельности является наличие объективной комплексной информации о состоянии природных ресурсов, окружающей среды и ее изменениях с учетом антропогенных воздействий.
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды невозможно без информационного обеспечения управления и экологического мониторинга. Решить эту проблему можно современными методами работы с пространственно распределенными наборами данных, а также созданием эффективной системы регионального мониторинга.
С целью реализации государственной политики в сфере недропользования необходимы:
развитие нормативной, правовой базы, направленной на эффективное управление фондом недр в части общераспространенных полезных ископаемых;
проведение геологоразведочных работ для воспроизводства сырьевой базы востребованных промышленностью Кемеровской области строительных полезных ископаемых.
С целью реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды необходимы:
развитие нормативной правовой базы, направленной на эффективную реализацию отдельных функций государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды;
усовершенствование системы учета и экономической оценки природных ресурсов;
организация научных исследований и проектных работ в целях реализации различных направлений региональной экологической политики;
информационно-аналитическое обеспечение системы управления природопользованием;
скоординированность процесса управления на всех уровнях законодательной и исполнительной ветвей власти;
научная обоснованность принятия управленческих решений.
Реализация экологической политики требует радикального изменения мировоззрения, системы общественных ценностей, представлений о развитии экономики и цивилизации в целом. Экологическое образование служит основой формирования экологически ориентированного мировоззрения людей.
Программа направлена на обеспечение конституционных прав населения Кемеровской области на благоприятную окружающую среду, улучшение качества жизни; проведение мероприятий по геологоразведочным работам и удовлетворение потребности Кемеровской области в месторождениях общераспространенных полезных ископаемых; предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод.
Значительная часть лесов, ранее находящихся во владении сельскохозяйственных организаций (35 процентов), представлена лесами первой группы, которые выполняют водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические функции. Актуальность проблемы заключается в том, что эта часть лесов находится в малолесных, но густонаселенных районах. Здесь проживает примерно 60 процентов населения Кемеровской области. В результате леса испытывают огромную антропогенную нагрузку. Состояние лесов характеризуется как неблагоприятное из-за крайне большого процентного содержания малоценных мягколиственных пород (88 процентов).
С целью исключения нецелевого использования бюджетных средств предусмотрены обязательное наличие проектов строящихся и реконструируемых объектов, имеющих положительные заключения государственной экологической экспертизы и государственной вневедомственной экспертизы проектной документации на строительство зданий и сооружений; разработка проектно-сметной документации в установленном порядке с перспективной проработкой финансирования будущего строительства.
Раздел 2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
обеспечение эффективности управления природоохранной деятельностью;
сохранение и восстановление редких и исчезающих видов растений и животных;
проведение мероприятий по геологоразведочным работам и обеспечению Кемеровской области строительными материалами;
повышение эксплуатационной надежности водоподпорных гидротехнических сооружений, обеспечение их безопасности и снижение возникновения возможных рисков, связанных с техногенными катастрофами;
предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод;
лесоразведение, противопожарное обустройство и осуществление эффективного управления лесами.
Выбор приоритетных мероприятий выполнен с учетом реализации основных положений концепции Программы социально-экологического развития Кемеровской области, разработанной Комитетом по экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка Российской Федерации, и направлен на решение проблем в сфере природопользования и природоохранной деятельности.
Выполнение мероприятий Программы ориентировано на решение следующих задач:
совершенствование областной системы управления охраной окружающей природной среды и природопользованием;
получение информации о видовом составе и состоянии растительного мира;
проведение геологоразведочных работ на строительные материалы и инвентаризация разведанных месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
создание территориального фонда геологической информации по общераспространенным полезным ископаемым;
проведение первоочередных ремонтно-восстановительных работ на аварийных гидротехнических сооружениях;
ликвидация (консервация) бесхозяйных гидротехнических сооружений, строительство средств инженерной защиты и укрепление берегов рек от разрушения;
обеспечение рационального использования лесного фонда, противопожарное обустройство, лесоразведение, повышение экологического и ресурсного потенциала.
Раздел 3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия определены с учетом сложившейся эколого-социально-экономической ситуации в Кемеровской области, целями и задачами, определенными в Программе, предложениями органов местного самоуправления, актуальностью и необходимостью оперативного решения проблем, стоящих перед Кемеровской областью.
При включении мероприятий в состав подпрограмм учитывались сведения о месте и сроках проведения мероприятий, ожидаемых результатах, финансовом обеспечении каждого мероприятия, наличии проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экологической экспертизы на нее.