ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2016 года N 603  
г. Улан-Удэ


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 29.12.2012 N 823 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"


В целях приведения нормативного правового акта Республики Бурятия в соответствие с действующим законодательством Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 29.12.2012 N 823 (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 27.01.2014 N 21, от 23.05.2014 N 232, от 30.09.2014 N 475, от 16.01.2015 N 5, от 21.04.2015 N 190, от 02.11.2015 N 545, от 16.02.2016 N 45, от 19.04.2016 N 147, от 09.06.2016 N 247, от 28.10.2016 N 504), изложив Государственную программу Республики Бурятия "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ




Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 28.12.2016 N 603


Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 29.12.2012 N 823

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"

Паспорт Программы

Наименование Программы

Государственная программа Республики Бурятия "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики"

Ответственный исполнитель Программы

Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия

Соисполнители Программы

- Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия;
- Министерство здравоохранения Республики Бурятия;
- Министерство культуры Республики Бурятия;
- Министерство образования и науки Республики Бурятия;
- Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия;
- Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия;
- Министерство природных ресурсов Республики Бурятия;
- Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия;
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- Республиканское агентство занятости населения.
По согласованию:
- Министерство внутренних дел по Республике Бурятия;
- Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Бурятия;
- Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Бурятия;
- Военный комиссариат Республики Бурятия;
- Избирательная комиссия Республики Бурятия;
- органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия;
- молодежные общественные объединения

Подпрограммы Программы

"Массовая физкультурно-спортивная работа";
"Спорт высших достижений и система подготовки спортивного резерва";
"Развитие инфраструктуры объектов спорта";
"Обеспечение и создание условий для реализации Государственной программы Республики Бурятия";
"Молодежь Бурятии";
"Патриотическое воспитание граждан в Республике Бурятия"

Цель Программы

Укрепление здоровья населения путем развития инфраструктуры объектов спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений и систему подготовки спортивного резерва) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также формирование условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие потенциала молодежи для дальнейшего развития Республики Бурятия

Задачи Программы

1. Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
2. Достижение максимальных спортивных результатов.
3. Повышение доступности занятий физической культурой и спортом для населения Республики Бурятия.
4. Повышение эффективности управления в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики.
5. Создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере
6. Повышение гражданской ответственности и укрепление чувства сопричастности граждан к истории и культуре России и Республики Бурятия

Целевые индикаторы (показатели) Программы

1. Доля населения Республики Бурятия, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в численности населения от 4-х лет, %.
2. Численность спортсменов Республики Бурятия, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, человек на 100 тыс. человек населения.
3. Количество спортивных сооружений в Республике Бурятия на 100 тыс. человек населения, ед.
4. Объем платных услуг, млн. руб.
5. Доля молодых людей, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической и социально значимой направленности, в общем количестве молодежи, %.
6. Удельный вес численности граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, в общей численности населения республики, %

Этапы и сроки реализации Программы

Реализация Программы предусмотрена в один этап: 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года

Объемы бюджетных ассигнований Программы

(тыс. руб.)

Годы

Всего

ФБ

РБ

МБ

ВИ

2013

615640,1

58791,0

529725,4

27123,7

-

2014

475820,0

52288,56

411531,4

12000,0

-

2015

634168,07

44112,67

579128,7

10926,7

-

2016

685865,24

56257,34

622091,4

7498,514

-

2017

744272,59

74280,91

662207,72

12283,96

-

2018

470743,3

-

470743,3

-

-

2019

470743,3

-

470743,3

-

-

2020

388846,9

-

388846,9

-

-

Ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение доли населения Республики Бурятия, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в численности населения от 4-х лет до 35,5% к 2020 году.
Увеличение численности спортсменов Республики Бурятия, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, чел. на 100 тыс. человек населения, до 7,7 к 2020 году.
Увеличение количества спортивных сооружений в Республике Бурятия на 100 тыс. человек населения со 164 ед. в 2011 году (базовый) до 179 ед. к 2020 году.
Увеличение объема платных услуг физической культуры и спорта с 41 млн. руб. в 2011 г. (базовый) до 160,0 млн. руб. к 2020 г.
Увеличение доли учащихся, студентов и выпускников образовательных учреждений, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации и временной занятости, в общем количестве молодежи до 29,0% к 2020 году.
Увеличение доли молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем количестве молодежи до 18% к 2020 году.
Увеличение доли молодых людей, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической и социально значимой направленности, в общем количестве молодежи до 38,5% к 2020 году.
Удельный вес детей (за исключением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) от общей численности в возрасте от 7 до 15 лет, охваченных различными формами отдыха и оздоровления в течение года за счет республиканского бюджета, до 92% к 2020 году.
Увеличение численности граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, в общей численности населения республики, до 13% к 2020 году


 I. Анализ текущего состояния сферы реализации Государственной программы


В Республике Бурятия, как и по России в целом, остро стоит проблема состояния здоровья населения, увеличения количества людей, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха, состояния окружающей среды и качества и структуры питания, увеличения чрезмерных стрессовых нагрузок.

Общая ситуация в сфере физической культуры и спорта в Республике Бурятия характеризуется:

- низким процентом занимающихся физической культурой и спортом (20,9% на 1 января 2012 года), особенно среди социально незащищенных слоев населения;

- снижением активности занимающихся физической культурой и спортом в организациях;

- отсутствием на предприятиях и в учреждениях специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах, особенно в сельской местности;

- отсутствием эффективной правовой и нормативной базы физической культуры и спорта, направленной на коренное улучшение и повышение эффективности физической культуры и спорта в решении государственных проблем и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта;

- недостаточной работой по пропаганде ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации и в первую очередь на телевидении;

- низкими темпами развития клубной системы, отсутствием физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг различным категориям групп населения исходя из интересов и возможностей;

- отсутствием устойчивой мотивации и материальной заинтересованности специалистов высокой квалификации в области физической культуры и спорта работать со спортивным резервом и спортсменами высокого класса;

- отсутствием необходимого спортивного инвентаря, спортивного оборудования на спортивных объектах для занятий массовой физической культурой.

Однако текущее состояние физической культуры и спорта в Республике Бурятия характеризуется положительными тенденциями, связанными с возрождением лучших спортивных и физкультурных традиций, развитием спорта высших достижений и массового спорта, строительством и модернизацией спортивных сооружений.

В Республике Бурятия функционирует 1512 учреждений, 50 спортивных федераций, физкультурно-спортивных обществ, спортивных клубов, 102 спортивных клуба по месту жительства.

Вопросы физического воспитания детей и молодежи решаются в 476 общеобразовательных организациях, в 31 профессиональной образовательной организации, 45 образовательных организациях дополнительного образования, 14 государственных образовательных организациях высшего образования, профсоюзных организациях, более 30 некоммерческих спортивных организациях.

Число ежегодно проводимых физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий увеличилось с 450 до 700.

Республиканские спортсмены лидируют на общероссийских соревнованиях. Достигнуты значительные успехи в спортивных единоборствах, стрельбе из лука, легкой атлетике. Акцентировано внимание на развитии массовых видов спорта, таких как футбол, волейбол, баскетбол и опорных олимпийских видов.

В республике функционируют 39 ДЮСШ, 6 СДЮШОРов, 3 ДЮКФП по различным видам спорта с общим числом занимающихся 23449 человек, в том числе 135 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. В группах спортивного совершенствования проходят подготовку свыше 300 человек, в группах высшего спортивного мастерства - более 60 человек.

В республике функционирует ряд крупных спортивных сооружений международного уровня. Ежегодно в республике проходит около 5 значимых международных и российских спортивных мероприятий.

Расширяются возможности для занятий массовым спортом жителей всех возрастных групп. В жилых микрорайонах города Улан-Удэ обустроены спортивные площадки как для самостоятельных занятий физической культурой и спортом, так и для занятий под руководством тренера. На дворовых спортивных площадках занятия проводят инструкторы по месту жительства. Из бюджета муниципальных образований в Республике Бурятия выделяются средства на содержание, ремонт площадок и на организацию на них физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. В соответствии с нормативом по Российской Федерации (0,15 кв. м на одного жителя) обеспеченность по Республике Бурятия спортивными площадками составляет 24,1%.

Для спортивных занятий граждан, в том числе учащихся, используются 883 спортивные площадки, 17 стадионов.

Более 30% зданий спортивных школ построены до 1960 года и имеют значительную степень износа, а более 85% спортивных школ г. Улан-Удэ не имеет своей базы и арендует помещение у других организаций.

Увеличение численности жителей республики и рост интереса к занятиям спортом требует значительного увеличения площадей спортивных сооружений. Построенные в последние годы физкультурно-оздоровительные комплексы востребованы жителями всех возрастов. С 2007 года построено более 4 физкультурно-спортивных комплексов (ФСК) различной типологии (с залами и бассейнами).

Социологические опросы показывают, что 24% детей школьного возраста не занимаются спортом только потому, что нет желания. А это означает, что пропаганда, создание имиджа спортивного молодого человека не работают в полной мере. Необходимо разрабатывать новые методики и формы массовой физкультурно-спортивной работы, привлекательные для детей разного уровня физической подготовки.

Учащиеся общеобразовательных организаций имеют возможность заниматься спортом в свободное от учебы время в школьных спортивных секциях, спортивных секциях по месту жительства, в спортивной школе. В 2010 - 2011 учебном году 71% учащихся общеобразовательных организаций занимаются спортом в свободное от учебы время. Назрела необходимость создания в каждой школе своего спортивного клуба, который мог бы принять участие во Всероссийских спортивных играх учащихся общеобразовательных организаций "Президентские спортивные игры". Возможно создание семейных спортивных клубов на базе общеобразовательных организаций. Тем более, что в выходные дни спортивные залы общеобразовательных организаций загружены только на 40%.

Во многом не использован потенциал спортивной общественности по месту жительства граждан. Задача муниципальных образований республики - создать условия для широкого физкультурного движения на местах, инициировать создание любительских спортивных обществ. Наиболее эффективной организационной формой развития массового спорта и повышения его социальной значимости является спортивный клуб по месту жительства, который способен выступить организатором спортивной активности жителей республики.

Развивается спортивная инфраструктура парков и зон отдыха. Уже в ближайшее время жители получат возможность в большинстве парков заниматься велоспортом, летом кататься на роликах, зимой - на лыжах. Ежегодно увеличивается количество катков, заливаемых в зимний период. Организовываются также катки, работающие на коммерческой основе, в том числе в парках и на стадионах. Всего зимой 2010 - 2011 годов работало более 70 катков. Для расширения возможностей самостоятельных занятий рядом с местами активного отдыха устанавливаются модули с теплыми раздевалками и пунктами проката спортивного инвентаря. Эти меры помогут значительно расширить возможности жителей республики самостоятельно заниматься спортом, в том числе заниматься всей семьей.

Несмотря на общую положительную динамику в развитии сферы физической культуры и спорта, имеются проблемы, требующие разработки новых методик и подходов.

В образовательных организациях высшего образования по очной форме обучается более 19 тысяч студентов. Их физическая подготовка, проведение здорового спортивного досуга - одна из важнейших задач межведомственного уровня. В большинстве государственных образовательных организаций высшего образования работают спортивные секции, проводятся спартакиады и соревнования по популярным видам спорта. Занятия проводятся на собственной спортивной базе (крытых спортсооружений, залов, бассейнов и открытых спортивных сооружений) или на арендуемых сооружениях. Большая часть спортивных сооружений этих организаций устарела либо отсутствует, требует проведения реконструкции и капитального ремонта и может обеспечить проведение занятий физической культурой и спортом лишь трети студентов г. Улан-Удэ.

Основной заботой в сфере массовой физической культуры остаются дети. Известна тревожная тенденция повышения уровней и структур заболеваемости детей. Проводимые в течение ряда лет обследования показали, что только 6% обследованных учащихся общеобразовательных организаций отличаются высоким уровнем здоровья. Достаточно высокий уровень резервов здоровья и работоспособности имеет 31% обследованных, 29% - удовлетворительный. Сниженный уровень здоровья отмечен у 34% учащихся общеобразовательных организаций. Большинство из них ведут малоподвижный образ жизни, а некоторые имеют вредные привычки. Введение третьего урока физической культуры во всех образовательных организациях поможет увеличить объем двигательной активности детей, но при этом требуется увеличение площадей объектов спорта и решение кадрового вопроса.

Еще одна неблагоприятная тенденция последних лет - влияние различных неформальных объединений в молодежной среде. Требуется постоянный мониторинг ситуации и постоянное обновление методик работы с молодежью, в том числе в среде болельщиков, на межведомственной основе.

В связи с закрытием спортивных объектов, принадлежащих организациям, в последние годы остро стоит вопрос об определении форм привлечения работников трудовых коллективов и организаций к занятиям физической культурой и спортом. В большинстве своем эта категория граждан занимается спортом в коммерческих организациях, самостоятельно оплачивая расходы. По данным социологического опроса, 14% населения города Улан-Удэ занимается спортом на платной основе. Но идея "корпоративного спорта" может стать действенным стимулом для увеличения числа занимающихся спортом. Кроме того, занятия физической культурой и спортом по месту работы могут рассматриваться в качестве средства снижения профессиональных производственных рисков. В данном направлении проводится работа совместно с профсоюзными организациями.

Говоря о спорте высших достижений, следует отметить нарастающее ужесточение конкуренции на международных спортивных соревнованиях. Это означает, что актуальными являются вопросы подготовки высококвалифицированных спортивных кадров (тренеров, спортивных врачей, психологов и иных специалистов), а также строительства спортивных сооружений мирового уровня для подготовки спортсменов по отдельным видам спорта.

В последние годы активизировалось массовое строительство спортивных сооружений для спорта высших достижений. На территории республики построено только 6 объектов, позволяющих проводить соревнования и тренировочные процессы, в том числе международного уровня:

- Центральный стадион Республики Бурятия;

- Физкультурно-спортивный комплекс г. Улан-Удэ;

- спортивный центр в г. Кяхта Кяхтинского района;

- спортивный центр в с. Аршан Тункинского района;

- спортивный зал ВСГУТУ г. Улан-Удэ;

- спортивный центр "Юность" в 18 квартале г. Улан-Удэ.

В рамках Госпрограммы в 2013 - 2017 гг. и на период до 2020 года запланировано строительство футбольного поля с искусственным покрытием и беговых дорожек в с. Курумкан Курумканского района, спортивного центра в г. Закаменск Закаменского района, строительно-монтажные работы по устройству стрелкового тира на стадионе на 10 тыс. зрителей на набережной р. Селенга в г. Улан-Удэ. Данные спортивные объекты имеют огромное социальное значение и являются необходимыми для создания современных условий развития массового спорта и спорта высших достижений в республике, проведения республиканских, зональных, всероссийских и международных соревнований, сохранения традиций национальных видов спорта.

Реализация запланированных в рамках Программы работ позволит обеспечить не только проведение международных соревнований, но и создать базу для последующей организации крупных соревнований. Также обеспечит создание тренировочной базы и привлечение инвестиций на проведение соревнований и учебно-тренировочных сборов сборных команд Российской Федерации.


II. Приоритеты политики Правительства Республики Бурятия в сфере реализации Программы, цели, задачи и индикаторы (показатели) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов реализации Программы


2.1. Приоритеты политики Правительства Республики Бурятия в сфере реализации Программы определены в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р, Федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7, Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р, Стратегией развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия от 08.12.2009 N 656-р, Законом Республики Бурятия от 01.02.1996 N 250-I "О физической культуре и спорте", Законом Республики Бурятия от 23.12.1992 N 283-XII "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»