ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2014 года N 475

г. Улан-Удэ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 29.12.2012 N 823 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА"


В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", на основании постановления Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия

постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 29.12.2012 N 823 (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 27.01.2014 N 21, от 23.05.2014 N 232), изложив Государственную программу Республики Бурятия "Развитие физической культуры и спорта" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ


Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 30.09.2014 N 475


Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 29.12.2012 N 823

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА"


Паспорт Программы

Наименование Программы

Государственная программа Республики Бурятия "Развитие физической культуры и спорта"

Ответственный исполнитель Программы

Республиканское агентство по физической культуре и спорту

Соисполнители Программы

Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия;
органы местного самоуправления в Республике Бурятия (по согласованию)

Подпрограммы Программы

"Массовая физкультурно-спортивная работа" (приложение N 1);
"Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва" (приложение N 2);
"Развитие инфраструктуры спорта" (приложение N 3)

Цель Программы

Формирование здорового образа жизни населения

Задачи Программы

1. Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
2. Достижение максимальных спортивных результатов.
3. Повышение доступности занятий физической культурой и спортом для населения Республики Бурятия

Целевые индикаторы (показатели) Программы

1. Доля населения Республики Бурятия, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, %.
2. Численность спортсменов Республики Бурятия, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, чел. на 100 тыс. человек населения.
3. Количество спортивных сооружений в Республике Бурятия на 100 тыс. человек населения, ед.

Этапы и сроки реализации Программы

Реализация Программы предусмотрена в один этап: 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года

Объемы бюджетных ассигнований Программы

тыс. руб.

Годы

Всего

ФБ

РБ

МБ

ВИ

2013

615640,1

58791,0

529725,4

27123,7

-

2014

474925,06

52288,56

410635,2

12000,0

-

2015

715505,0

413000,0

285275,0

17230,0

-

2016

408229,0

126000,0

281289,0

940,0

-

2017

347246,7 <*>

-

347246,7 <*>

-

-

2018

347246,7 <*>

-

347246,7 <*>

-

-

2019

347246,7 <*>

-

347246,7 <*>

-

-

2020

347246,7 <*>

-

347246,7 <*>

-

-

 --------------------------------
 <*> Носит прогнозный характер, подлежит
уточнению при формировании республиканского
бюджета на соответствующий год

Ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение доли населения Республики Бурятия, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 26,7% от общего числа населения к 2020 году.
Увеличение численности спортсменов Республики Бурятия, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, чел. на 100 тыс. человек населения, до 7,7 к 2020 году.
Увеличение количества спортивных сооружений в Республике Бурятия на 100 тыс. человек населения с 164 ед. в 2011 году (базовый) до 179 ед. к 2020 году

I. Анализ текущего состояния сферы реализации Государственной программы


В Республике Бурятия, как и по России в целом, остро стоит проблема состояния здоровья населения, увеличения количества людей, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха, состояния окружающей среды и качества и структуры питания, увеличения чрезмерных стрессовых нагрузок.

Общая ситуация в сфере физической культуры и спорта в Республике Бурятия характеризуется:

- низким процентом занимающихся физической культурой и спортом (20,9% на 1 января 2012 года), особенно среди социально незащищенных слоев населения;

- снижением активности занимающихся физической культурой и спортом в организациях;

- отсутствием на предприятиях и в учреждениях специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах, особенно в сельской местности;

- отсутствием эффективной правовой и нормативной базы физической культуры и спорта, направленной на коренное улучшение и повышение эффективности физической культуры и спорта в решении государственных проблем и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта;

- недостаточной работой по пропаганде ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации и в первую очередь на телевидении;

- низкими темпами развития клубной системы, отсутствием физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг различным категориям групп населения исходя из интересов и возможностей;

- отсутствием устойчивой мотивации и материальной заинтересованности специалистов высокой квалификации в области физической культуры и спорта работать со спортивным резервом и спортсменами высокого класса;

- отсутствием необходимого спортивного инвентаря, спортивного оборудования на спортивных объектах для занятий массовой физической культурой.

Однако текущее состояние физической культуры и спорта в Республике Бурятия характеризуется положительными тенденциями, связанными с возрождением лучших спортивных и физкультурных традиций, развитием спорта высших достижений и массового спорта, строительством и модернизацией спортивных сооружений.

В Республике Бурятия функционирует 1512 учреждений, 50 спортивных федераций, физкультурно-спортивных обществ, спортивных клубов, 102 спортивных клуба по месту жительства.

Вопросы физического воспитания детей и молодежи решаются в 476 общеобразовательных организациях, в 31 профессиональной образовательной организации, 45 образовательных организациях дополнительного образования, 14 государственных образовательных организациях высшего образования, профсоюзных организациях, более 30 некоммерческих спортивных организациях.

Число ежегодно проводимых физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий увеличилось с 450 до 700.

Республиканские спортсмены лидируют на общероссийских соревнованиях. Достигнуты значительные успехи в спортивных единоборствах, стрельбе из лука, легкой атлетике. Акцентировано внимание на развитии массовых видов спорта, таких как футбол, волейбол, баскетбол и опорных олимпийских видов.

В республике функционируют 39 ДЮСШ, 6 СДЮШОР, 3 ДЮКФП по различным видам спорта с общим числом занимающихся 23449 человек, в том числе 135 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. В группах спортивного совершенствования проходят подготовку свыше 300 человек, в группах высшего спортивного мастерства - более 60 человек.

В республике функционирует ряд крупных спортивных сооружений международного уровня. Ежегодно в республике проходит около 5 значимых международных и российских спортивных мероприятий.

Расширяются возможности для занятий массовым спортом жителей всех возрастных групп. В жилых микрорайонах города Улан-Удэ обустроены спортивные площадки как для самостоятельных занятий физической культурой и спортом, так и для занятий под руководством тренера. На дворовых спортивных площадках занятия проводят инструкторы по месту жительства. Из бюджета муниципальных образований в Республике Бурятия выделяются средства на содержание, ремонт площадок и на организацию на них физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. В соответствии с нормативом по Российской Федерации (0,15 кв. м на одного жителя) обеспеченность по Республике Бурятия спортивными площадками составляет 24,1%.

Для спортивных занятий граждан, в том числе учащихся, используются 883 спортивных площадки, 17 стадионов.

Более 30% зданий спортивных школ построены до 1960 года и имеют значительную степень износа, а более 85% спортивных школ г. Улан-Удэ не имеет своей базы и арендует помещение у других организаций.

Увеличение численности жителей республики и рост интереса к занятиям спортом требует значительного увеличения площадей спортивных сооружений. Построенные в последние годы физкультурно-оздоровительные комплексы востребованы жителями всех возрастов. С 2007 года построено более 4 физкультурно-спортивных комплексов (ФСК) различной типологии (с залами и бассейнами).

Социологические опросы показывают, что 24% детей школьного возраста не занимаются спортом только потому, что нет желания. А это означает, что пропаганда, создание имиджа спортивного молодого человека не работают в полной мере. Необходимо разрабатывать новые методики и формы массовой физкультурно-спортивной работы, привлекательные для детей разного уровня физической подготовки.

Учащиеся общеобразовательных организаций имеют возможность заниматься спортом в свободное от учебы время в школьных спортивных секциях, спортивных секциях по месту жительства, в спортивной школе. В 2010 - 2011 учебном году 71% учащихся общеобразовательных организаций занимаются спортом в свободное от учебы время. Назрела необходимость создания в каждой школе своего спортивного клуба, который мог бы принять участие во Всероссийских спортивных играх учащихся общеобразовательных организаций "Президентские спортивные игры". Возможно создание семейных спортивных клубов на базе общеобразовательных организаций. Тем более, что в выходные дни спортивные залы общеобразовательных организаций загружены только на 40%.

Во многом не использован потенциал спортивной общественности по месту жительства граждан. Задача муниципальных образований республики - создать условия для широкого физкультурного движения на местах, инициировать создание любительских спортивных обществ. Наиболее эффективной организационной формой развития массового спорта и повышения его социальной значимости является спортивный клуб по месту жительства, который способен выступить организатором спортивной активности жителей республики.

Развивается спортивная инфраструктура парков и зон отдыха. Уже в ближайшее время жители получат возможность в большинстве парков заниматься велоспортом, летом кататься на роликах, зимой - на лыжах. Ежегодно увеличивается количество катков, заливаемых в зимний период. Организовываются также катки, работающие на коммерческой основе, в том числе в парках и на стадионах. Всего зимой 2010 - 2011 годов работало более 70 катков. Для расширения возможностей самостоятельных занятий рядом с местами активного отдыха устанавливаются модули с теплыми раздевалками и пунктами проката спортивного инвентаря. Эти меры помогут значительно расширить возможности жителей республики самостоятельно заниматься спортом, в том числе - заниматься всей семьей.

Несмотря на общую положительную динамику в развитии сферы физической культуры и спорта, имеются проблемы, требующие разработки новых методик и подходов.

В образовательных организациях высшего образования по очной форме обучается более 19 тысяч студентов. Их физическая подготовка, проведение здорового спортивного досуга - одна из важнейших задач межведомственного уровня. В большинстве государственных образовательных организаций высшего образования работают спортивные секции, проводятся спартакиады и соревнования по популярным видам спорта. Занятия проводятся на собственной спортивной базе (крытых спортсооружений, залов, бассейнов и открытых спортивных сооружений) или на арендуемых сооружениях. Большая часть спортивных сооружений этих организаций устарела либо отсутствует, требует проведения реконструкции и капитального ремонта и может обеспечить проведение занятий физической культурой и спортом лишь трети студентов г. Улан-Удэ.

Основной заботой в сфере массовой физической культуры остаются дети. Известна тревожная тенденция повышения уровней и структур заболеваемости детей. Проводимые в течение ряда лет обследования показали, что только 6% обследованных учащихся общеобразовательных организаций отличаются высоким уровнем здоровья. Достаточно высокий уровень резервов здоровья и работоспособности имеет 31% обследованных, 29% - удовлетворительный. Сниженный уровень здоровья отмечен у 34% учащихся общеобразовательных организаций. Большинство из них ведут малоподвижный образ жизни, а некоторые имеют вредные привычки. Введение третьего урока физической культуры во всех образовательных организациях поможет увеличить объем двигательной активности детей, но при этом требуется увеличение площадей объектов спорта и решение кадрового вопроса.

Еще одна неблагоприятная тенденция последних лет - влияние различных неформальных объединений в молодежной среде. Требуется постоянный мониторинг ситуации и постоянное обновление методик работы с молодежью, в том числе в среде болельщиков, на межведомственной основе.

В связи с закрытием спортивных объектов, принадлежащих организациям, в последние годы остро стоит вопрос об определении форм привлечения работников трудовых коллективов и организаций к занятиям физической культурой и спортом. В большинстве своем эта категория граждан занимается спортом в коммерческих организациях, самостоятельно оплачивая расходы. По данным социологического опроса, 14% населения города Улан-Удэ занимается спортом на платной основе. Но идея "корпоративного спорта" может стать действенным стимулом для увеличения числа занимающихся спортом. Кроме того, занятия физической культурой и спортом по месту работы могут рассматриваться в качестве средства снижения профессиональных производственных рисков. В данном направлении проводится работа совместно с профсоюзными организациями.

Говоря о спорте высших достижений, следует отметить нарастающее ужесточение конкуренции на международных спортивных соревнованиях. Это означает, что актуальными являются вопросы подготовки высококвалифицированных спортивных кадров (тренеров, спортивных врачей, психологов и иных специалистов), а также строительства спортивных сооружений мирового уровня для подготовки спортсменов по отдельным видам спорта.

В последние годы активизировалось массовое строительство спортивных сооружений для спорта высших достижений. На территории республики построено только 6 объектов, позволяющих проводить соревнования и тренировочные процессы, в том числе международного уровня:

- Центральный стадион Республики Бурятия;

- Физкультурно-спортивный комплекс г. Улан-Удэ;

- спортивный центр в г. Кяхта Кяхтинского района;

- спортивный центр в с. Аршан Тункинского района;

- спортивный зал ВСГУТУ г. Улан-Удэ;

- спортивный центр "Юность" в 18 квартале г. Улан-Удэ.

В рамках Госпрограммы в 2013 - 2017 гг. и на период до 2020 года запланировано строительство футбольного поля с искусственным покрытием и беговых дорожек в с. Курумкан Курумканского района, спортивного центра в г. Закаменск Закаменского района, строительно-монтажные работы по устройству стрелкового тира на стадионе на 10 тыс. зрителей на набережной р. Селенга в г. Улан-Удэ. Данные спортивные объекты имеют огромное социальное значение и являются необходимыми для создания современных условий развития массового спорта и спорта высших достижений в республике, проведения республиканских, зональных, всероссийских и международных соревнований, сохранения традиций национальных видов спорта.

Реализация запланированных в рамках Программы работ позволит обеспечить не только проведение международных соревнований, но и создать базу для последующей организации крупных соревнований. Также обеспечит создание тренировочной базы и привлечение инвестиций на проведение соревнований и учебно-тренировочных сборов сборных команд Российской Федерации.

II. Приоритеты политики Правительства Республики Бурятия в сфере реализации Программы, цели, задачи и индикаторы (показатели) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов реализации Программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»