(с изменениями на 12 ноября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 27.01.2014 N 21, от 23.05.2014 N 232, от 30.09.2014 N 475, от 16.01.2015 N 5, от 21.04.2015 N 190, от 02.11.2015 N 545, от 16.02.2016 N 45, от 19.04.2016 N 147, от 09.06.2016 N 247, от 28.10.2016 N 504, от 28.12.2016 N 603, от 20.04.2017 N 170, от 07.07.2017 N 333, от 19.01.2018 N 16, от 25.04.2018 N 210, от 10.05.2018 N 237, от 16.05.2018 N 257, от 19.07.2018 N 390, от 05.10.2018 N 552, от 27.12.2018 N 749, от 13.02.2019 N 51, от 11.04.2019 N 182, от 23.04.2019 N 205, от 17.05.2019 N 246, от 18.06.2019 N 326, от 25.07.2019 N 404, от 25.09.2019 N 514, от 16.12.2019 N 668, от 12.03.2020 N 117, от 23.06.2020 N 376, от 07.12.2020 N 725, от 19.02.2021 N 54, от 30.03.2021 N 136, от 16.06.2021 N 303, от 09.08.2021 N 440, от 02.09.2021 N 499, от 09.09.2021 N 515, от 28.10.2021 N 619, от 03.11.2021 N 630, от 22.11.2021 N 653, от 28.12.2021 N 782, от 24.03.2022 N 136, от 25.03.2022 N 141, от 05.04.2022 N 179, от 07.04.2022 N 188, от 24.05.2022 N 289, от 19.12.2022 N 786, от 15.02.2023 N 78, от 03.03.2023 N 106, от 27.06.2023 N 364, от 28.07.2023 N 447, от 06.09.2023 N 528, от 02.10.2023 N 590, от 25.12.2023 N 799, от 29.12.2023 N 822, от 21.02.2024 N 87, от 04.03.2024 N 114, от 12.11.2024 N 645, с изм., внесенными Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.09.2020 N 595)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.07.2023 N 400 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 21.02.2024 N 87)
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Бурятия "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики" (далее - Программа).
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 16.02.2016 N 45)
2. Министерству экономики Республики Бурятия (Кочетова Е.Н.) при формировании проектов республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Программы.
(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 19.04.2016 N 147, от 23.06.2020 N 376)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия разработать программы органов местного самоуправления в Республике Бурятия, направленные на развитие физической культуры, спорта и молодежной политики, с учетом положений Программы.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 16.02.2016 N 45)
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 21.02.2024 N 87, от 04.03.2024 N 114, от 12.11.2024 N 645)
Современное состояние физической культуры и спорта является результатом реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в соответствии с указами и поручениями Президента Российской Федерации, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р, Стратегией развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2030 года, Планом мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Республики Бурятия от 02.12.2022 N 1000-р, и характеризуется положительными тенденциями, связанными с возрождением лучших спортивных и физкультурных традиций, развитием спорта высших достижений и массового спорта, строительством и модернизацией спортивных сооружений.
Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составила 54,2%.
В Республике Бурятия функционирует 1768 учреждений и организаций, 64 аккредитованные региональные спортивные федерации по видам спорта, 127 физкультурно-спортивных клубов.
Физическое воспитание детей и молодежи осуществляется в 431 общеобразовательной организации, 55 профессиональных образовательных организациях, 15 организациях дополнительного образования в сфере образования, 35 организациях дополнительного образования в сфере спорта, 5 государственных организациях высшего образования, профсоюзных организациях, более 70 некоммерческих спортивных организациях.
Ежегодно на территории Республики Бурятия проводится более 2000 физкультурных и спортивных мероприятий.
Члены спортивных сборных команд Республики Бурятия занимают лидирующие позиции на всероссийских и международных соревнованиях. Достигнуты успехи в спортивных единоборствах, стрельбе из лука, легкой атлетике, лыжных гонках. Акцентировано внимание на развитии массовых видов спорта, таких как футбол, волейбол, баскетбол, а также базовых видов спорта для республики.
В республике работают 15 организаций дополнительного образования, 10 спортивных школ олимпийского резерва, 25 спортивных школ по различным видам спорта с общим числом занимающихся 31,4 тысячи человек, в том числе 110 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. В группах спортивного совершенствования проходят подготовку 675 человек, в группах высшего спортивного мастерства - 195 человек.
В республике функционирует ряд крупных спортивных сооружений, соответствующих требованиям международного уровня. Ежегодно в республике проходит более 30 значимых международных и всероссийских спортивных мероприятий. Расширяются возможности для занятий массовым спортом жителей всех возрастных групп. В жилых микрорайонах города Улан-Удэ обустроены спортивные площадки как для самостоятельных занятий физической культурой и спортом, так и для занятий под руководством тренера. На дворовых спортивных площадках занятия проводят инструкторы по месту жительства. Из бюджета муниципальных образований в Республике Бурятия выделяются средства на содержание, ремонт площадок и на организацию на них физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Увеличение численности жителей республики и рост интереса к занятиям спортом требует значительного увеличения площадей спортивных сооружений. Построенные в последние годы физкультурно-оздоровительные комплексы востребованы жителями всех возрастов.
Учащиеся общеобразовательных организаций имеют возможность заниматься спортом в свободное от учебы время в школьных спортивных секциях, спортивных секциях по месту жительства, в спортивных школах. На данный момент в республике осуществляют свою деятельность 378 школьных спортивных клубов.
Развивается спортивная инфраструктура парков и зон отдыха. Большинство парков оборудуются велодорожками, дорожками для роликов велоспорта, зимой прокладывается лыжня, заливаются катки, количество которых ежегодно увеличивается. Всего зимой 2022 - 2023 годов работало более 100 катков. Для расширения возможностей самостоятельных занятий рядом с местами активного отдыха устанавливаются модули с теплыми раздевалками и пунктами проката спортивного инвентаря. Эти меры помогают значительно расширить возможности жителей республики самостоятельно заниматься спортом, в том числе заниматься всей семьей.
В образовательных организациях физическая подготовка, проведение здорового спортивного досуга - одна из важнейших задач межведомственного уровня. В большинстве государственных образовательных организаций высшего образования работают спортивные секции, студенческие спортивные клубы, проводятся спартакиады и соревнования по популярным видам спорта. Занятия проводятся на собственной спортивной базе (крытые спортсооружения, залы, бассейны и открытые спортивные сооружения) или на арендуемых сооружениях. Большая часть спортивных сооружений этих организаций устарела либо отсутствует, требует проведения реконструкции и капитального ремонта и может обеспечить проведение занятий физической культурой и спортом лишь трети студентов г. Улан-Удэ.
Говоря о спорте высших достижений, следует отметить нарастающее ужесточение конкуренции на международных спортивных соревнованиях. Это означает, что актуальными являются вопросы подготовки высококвалифицированных спортивных кадров (тренеров-преподавателей, спортивных врачей, психологов и иных специалистов), а также строительства спортивных сооружений для подготовки спортсменов по видам спорта, отвечающих современным стандартам.
Рост спортивных результатов происходит за счет улучшения различных частей системы подготовки в спорте. Необходим комплекс мер, одной из которых является разработка подходов и реализация научно-методического и медико-биологического обеспечения организаций, вовлеченных в подготовку спортивного резерва.
Одним из ключевых направлений развития научно-методического и медицинского обеспечения является постоянный мониторинг процесса подготовки спортсменов на базе углубленной индивидуализации комплексных обследований.
Для решения этой проблемы необходима комплексная программа научно-методического и медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Республики Бурятия.
В последние годы активизировалось массовое строительство спортивных сооружений. В 2017 - 2022 годах построено более 100 спортивных объектов различной типологии, из них в 2022 году построено 14 спортивных объектов (12 спортивных площадок, 1 мини-футбольное поле, 1 лыжероллерная трасса).
В 2022 году в рамках реализации федерального проекта "Спорт - норма жизни" поставлено и смонтировано спортивно-технологическое оборудование для создания 2 малых спортивных площадок (ГТО) в Прибайкальском и Кяхтинском районах.
В рамках реализации федерального проекта "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)" в 2022 году поставлено оборудование для создания "умных" спортивных площадок в Иволгинском районе и г. Улан-Удэ.
Данные спортивные объекты имеют огромное социальное значение и являются необходимыми для создания современных условий развития массового спорта и спорта высших достижений в республике, проведения республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных соревнований, сохранения традиций национальных видов спорта.
Вместе с тем сохраняется ряд проблем, требующих решения.
Остается необходимость совершенствования нормативной и правовой базы физической культуры и спорта, направленной на улучшение и повышение эффективности физической культуры и спорта в решении государственных проблем и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта.
Среди граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, преобладает городское население, преимущественно дети и молодежь в возрасте до 29 лет. Сохраняется недостаточный уровень вовлеченности населения среднего и старшего возраста в занятия физической культурой и спортом (41,4 процента и 20,6 процента соответственно).
Отсутствие на предприятиях и в учреждениях специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах, особенно в сельской местности.
Недостаточное предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг различным категориям групп населения исходя из интересов и возможностей.
Недостаточное количество необходимого спортивного инвентаря, спортивного оборудования на спортивных объектах для занятий массовой физической культурой.
Во многом не использован потенциал спортивной общественности по месту жительства граждан. Задача муниципальных образований республики - создать условия для широкого физкультурного движения на местах. Наиболее эффективной организационной формой развития массового спорта и повышения его социальной значимости является спортивный клуб по месту жительства, который способен выступить организатором спортивной активности жителей республики, а также развитие корпоративного спорта.
Ключевыми вызовами для физической культуры и спорта являются:
возросшие требования к увеличению продолжительности социально и экономически активной жизни с учетом старения населения и низкой вовлеченности в занятия физической культурой и спортом средних и старших возрастных групп;
увеличение числа граждан, нуждающихся в оздоровлении средствами физической культуры и спорта;