Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


Развитие инженерных систем


Климатические особенности Республики Саха (Якутия) требуют повышенной надежности и работоспособности инженерных систем жизнедеятельности населенных пунктов. Сложность жизнеобеспечения населения обусловлена обширностью территории, половина которой расположена за Северным полярным кругом, удаленностью населенных пунктов, низкой плотностью населения.

В среднем продолжительность отопительного периода в Якутии составляет 8 - 9 месяцев в году, а в отдельных населенных пунктах Арктической зоны круглогодично.

Технологические особенности строительства объектов в условиях вечной мерзлоты, обустройство протяженных инженерных сетей, транспортные издержки обуславливают увеличение сроков строительства и значительное удорожание стоимости строительства квадратного метра жилья в Республике Саха (Якутия). В силу влияния климатических факторов количество энергии на отопление 1 кв. м. жилья требуется в 2 раза больше, чем в среднем по Российской Федерации и, соответственно, экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги значительно превышают их среднероссийский уровень.

Развитие всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства состоит из двух фундаментальных направлений - повышение качества и доступности услуг, и повышение уровня благоустройства жилищного фонда.

Жилищный фонд республики характеризуется низким уровнем благоустройства. Существует разрыв в степени комфортности бытовых условий проживания в городе и на селе: уровень благоустройства в городской местности многократно превышает аналогичный показатель в сельской. Так, в 2015 году 44% общей площади жилищного фонда оборудовано всеми видами благоустройства. Удельный вес жилищного фонда, оборудованного различными видами благоустройства, составил: отоплением - 75,2%, водопроводом - 53,4%, канализацией - 53,5%, горячим водоснабжением - 51,8%, ваннами или душем - 50,5%, газом (сетевым и сжиженным) - 31,2%, напольными электроплитами - 28,4%.

Высокая дотационность и монополизм отрасли не стимулируют участников рынка к рациональному использованию энергоресурсов, оптимизации затрат, применению новых энергосберегающих технологий.

Предоставление жилищно-коммунальных услуг должно стремиться к переходу на самоокупаемость с минимальным участием средств государственного бюджета республики.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства имеет огромный потенциал повышения эффективности, который, по экспертным оценкам, достигает 40%, но использовать его возможно только при условии применения наиболее эффективных технологий, поэтапной комплексной модернизации отрасли за счет текущей экономии и привлечения инвестиций посредством государственно-частного партнерства, в частности заключения концессионных соглашений. Одновременно с этим, необходимо проведение мероприятий по ликвидации неэффективных форм управления отрасли, таких как унитарные предприятия.

Еще одной из приоритетных задач государственной политики является энергосбережение во всех сферах, в особенности в жилищно-коммунальном хозяйстве, как наиболее капиталоемкой отрасли.

Основной целью повышения уровня комфортности проживания граждан в жилищном фонде является комплексный подход к решению задач по увеличению доли жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, как вновь вводимого, так и существующего.

В настоящее время наиболее острой проблемой является обеспечение чистой питьевой водой в населенных пунктах Республики Саха (Якутия).

Всего водозаборными сооружениями обеспечено 16,3% населенных пунктов, это русловые водозаборы в 71 поселении и скважинные водозаборы в 33 поселениях, из которых доброкачественной и условно-доброкачественной питьевой водой обеспечено 86,7% населения. Объектами водоочистки обеспечены только 7% населенных пунктов республики, что приводит к тому, что население вынуждено употреблять воду без предварительной очистки и обеззараживания. В 533 населенных пунктах жители вынуждены самостоятельно решать проблему обеспечения воды, в частности население проводит заготовку льда в зимнее время и организовывает подвоз воды автотранспортом в летнее время.

На сегодня очистку сточных вод производят в менее 5% населенных пунктах, что составляет 24,9% сточных вод, поданных на очистку, к общему объему сточных вод, при этом экологическая опасность, которая она несет ежегодно увеличивается пропорционально росту населения, благоустройству домов и строительству систем водоснабжения. Коллекторная канализация отсутствует в 21 из 36 административно-территориальных единиц республики.

На подавляющей части отдельных районов благоустройство отсутствует полностью. Низкие темпы развития сферы водоснабжения и водоотведения в скором времени приведут к экологической катастрофе, вызванной сливом неочищенных сточных вод на рельеф и водные объекты, а также к увеличению заболеваемости и смертности населения в связи с употреблением питьевой воды несоответствующего качества.

Согласно программам комплексного развития муниципальных образований всего для обеспечения 100% населения качественным водоснабжением и водоотведением необходимо провести мероприятия более чем на 27 млрд. рублей (в ценах 2015 года).

Необходимо проведение геологоразведочных работ по изысканию подземных источников воды, в населенных пунктах, удаленных от рек.

Комплексное обеспечение благоустройства жилищного фонда в населенных пунктах должно основываться на критериях зонирования территорий в зависимости от развития сетей газоснабжения, электроснабжения и определения перспективы развития систем теплоснабжения населенных пунктов, а также технологии обеспечения водоснабжением населенного пункта.

Исходя из возможностей существующих резервов мощностей действующих котельных в крупных населенных пунктах и городах Центральной, Восточной и Южной зоны Республики Саха (Якутия) теплоснабжение будет осуществляться преимущественно централизованно. Помимо использования традиционных видов топлива (уголь, нефть) следует учитывать развитие сетей газоснабжения, что позволит внедрить автономное газовое отопление. В населенных пунктах и городах, расположенных вдоль магистральных сетей газоснабжения, котельные будут переведены на газовое топливо, также обеспечение теплом многоквартирного жилого фонда и частного сектора в данных населенных пунктах будет осуществляться посредством внедрения автономных газовых источников теплоснабжения, а также индивидуальных твердотопливных котлов длительного горения. Будут построены водозаборы, сети водоснабжения и водоотведения.

В населенных пунктах Западной зоны Республики Саха (Якутия) будет увеличена пропускная способность распределительных сетей в целях перевода потребителей на электроотопление. В Вилюйской группе районов, помимо перевода на электроотопление, будет продолжена газификация населенных пунктов.

В настоящее время природный газ поставляется в 96 населенных пунктов в 10 районах (Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Намский, Хангаласский, Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Мирнинский, Ленский) и г. Якутске с пригородами. За период с 2002 по 2015 годы построено более 2 696 км газопроводов, газифицировано 34 302 жилых домов, переведено на газовое топливо 167 котельных, газифицировано 87 сельхозобъектов.

В среднесрочной перспективе будет завершено строительство третьей нитки магистрального газопровода СВГКМ - Мастах - Берге - Якутск, продолжена газификация населенных пунктов Центральной Якутии. В рамках реализации программы газификации, осуществляемой совместно с ПАО "Газпром", будут газифицированы населенные пункты Южной Якутии. Обязательства Компании - строительство газопроводов-отводов, межпоселковых газопроводов, доводящих газ до населенных пунктов, основной задачей Правительства Республики Саха (Якутия) является заблаговременная прокладка уличных сетей и подготовка потребителей к приему газа.

Удобной и безопасной альтернативой магистральному природному газу в отдаленных населенных пунктах восточной и северной группы районов может стать автономное газоснабжение объектов с использованием альтернативных природному газу энергоносителей (СУГ, СПГ, КПГ). На первом этапе необходимо проведение апробации механизма автономной газификации с использованием газгольдеров в условиях Арктики на условиях государственно-частного партнерства.

В населенных пунктах, расположенных в зоне лесоперерабатывающей промышленности, в качестве котельного топлива следует рассматривать древесную щепу и пеллеты. Данное направление обусловлено такими преимуществами как низкая стоимость древесного топлива, экологичность и низкая зольность.

В Арктической зоне в крупных населенных пунктах сохранится централизованное теплоснабжение, в малочисленных населенных пунктах предполагается использование энергоэффективных автономных источников теплоснабжения. Будет продолжена практика по внедрению комбинированной тепловой и электрической энергии (когенерация).

Для повышения энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства необходимо комплексное обновление основных фондов коммунальной отрасли, переориентация сферы жилищно-коммунального хозяйства на привлечение частных инвестиций. Одновременно с развитием данного направления следует производить апробацию и внедрение как альтернативных источников теплоснабжения, так и применение нестандартных подходов в части использования альтернативных видов топлива, позволяющих сократить эксплуатационные расходы при обслуживании источников теплоснабжения, особенно в районах Крайнего Севера, где осуществляется Северный завоз.

Еще одним актуальным направлением развития коммунального комплекса является автоматизация и диспетчеризация систем теплоснабжения и водоснабжения.

Цель (Ц-2.4.): Доступное благоустроенное жилье с безопасными и комфортными условиями среды проживания населения на основе самоокупаемости, эффективности и надежности функционирования инженерных систем.

Исходя из цели, определены следующие приоритетные задачи: