Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


4.7. Защита населения и территорий от угроз природного и техногенного характера


В современных условиях негативные факторы техногенного и природного характера представляют одну из наиболее реальных угроз для устойчивого и безопасного развития. Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, своевременное и полное обеспечение мероприятий по гражданской обороне являются одной из важнейших функций государства.

Цель (Ц-2.7): устойчивое повышение уровня безопасности жителей республики, сбережение человеческих жизней от угроз природного и техногенного характера с учетом климатических условий проживания.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления организациями парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения и др.

Для реализации комплексной цели по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения поставлены следующие задачи:

З-2.7.1: 100% прикрытие населенных пунктов пожарной охраной с учетом роста численности населения республики.

Пожарная охрана Республики Саха (Якутии) характеризируется низким уровнем противопожарного прикрытия населенных пунктов профессиональной пожарной охраной, что объясняется территорией региона, низкой плотностью населения, большим количеством населенных пунктов с маленькой численностью населения и дальними расстояниями между населенными пунктами, высокой степенью износа существующего парка пожарной техники и пожарных депо.

До 2030 года:

- В населенных пунктах с населением 1000 человек и более создание малочисленных пожарных частей с приоритизацией по существующим и вводимым социальным объектам;

- В населенных пунктах с населением от 500 до 1000 человек развитие муниципальной пожарной охраны;

- Для малочисленных населенных пунктов усиление роли общественных объединений добровольной пожарной охраны;

- Внедрение комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Индикатор:

- снижение количества пожаров к 2030 году на 20%, к 2050 году на 30% по сравнению с 2015 годом;

- увеличение уровня противопожарного прикрытия населенных пунктов профессиональной пожарной охраной к 2030 году до 53%, к 2050 году до 60%.

З-2.7.2: Обновление и укрепление материально-технической базы пожарной охраны:

До 2030 года будут созданы условия для совершенствования пожарной охраны для обеспечения безопасности населения и территорий:

- реконструкция и капитальный ремонт ветхих и аварийных объектов постоянного размещения подразделений пожарной охраны;

- строительство новых зданий пожарных депо с учетом неудовлетворительного технического состояния объектов постоянного размещения подразделений пожарной охраны;

- обновление существующего парка пожарной техники с высоким уровнем износа в подразделениях пожарной охраны;

- оснащение средствами пожаротушения общественных объединений добровольной пожарной охраны.

Индикатор:

- снижение доли ветхих и аварийных объектов постоянного размещения подразделений пожарной охраны к 2030 году до 25%, к 2050 году до 15%;

- уровень оснащенности техникой отвечающей требованиям к 2030 году до 75%, к 2050 году до 95%.

На территории Республики Саха (Якутия) существует множество источников угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера сезонного характера, так и вне зависимости от времени года. Широкий спектр источников чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, а так же сложившиеся особенности социально-экономического развития региона, при непринятии дополнительных мер может в ближайшие годы привести к увеличению количества таких угроз, снижению уровня управляемости территориальной подсистемой единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, снижению оперативности реагирования на возможные чрезвычайные ситуации, и как следствие к неоправданно высоким материальным затратам и человеческим жертвам.

Природные чрезвычайные ситуации могут сложиться в результате опасных природных явлений: весеннее половодье, нагонные явления, весенние и летние паводки, сильные ветры, снегопады, засухи, лесные пожары, крайне низкие температуры, землетрясения.

Общепризнанной основой успеха проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ является минимально-короткое время, в которое операция спланирована и начала осуществляется. Практический опыт проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ показывает, что основная доля спасенных приходится на первые сутки. Данное обстоятельство вызывает необходимость прибытия основных сил спасения в пострадавший район к исходу первых суток бедствия.

Вместе с тем, невозможно обеспечить такую плотность аварийно-спасательных сил, которая позволяла бы прикрыть 3,2 млн. кв. км. территории Республики Саха (Якутия).

Подразделения аварийно-спасательных формирований должны дислоцироваться в местах, на маршрутах повышенного риска с определенной задачей на предмет чрезвычайной ситуации (потенциально-опасные районы).