Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


4.5. Обеспеченность социальными объектами


Тенденция пространственного расширения размещения производительных сил и расселения сменяется сжатием социально-экономического пространства и урбанизацией.

В этих условиях актуальным становится недопущение территориальных перекосов в обеспеченности населения социальными объектами и их оптимальное размещение.

Современное состояние системы расселения городов и поселков Республики Саха (Якутия) характеризуется миграцией населения с сельских поселений в центральные города и районные центры. При этом основную нагрузку принимает на себя столица г. Якутск. За счет уменьшения численности населения сельских и городских населенных пунктов, возникает отклонение от прогнозируемых параметров, предусмотренных в утвержденных генеральных планах и снижение темпов модернизации и развития инфраструктуры поселения.

Ввиду неравномерной нагрузки на образовательные организации, нагрузка на 1 учителя малокомплектных школ в 3,5 раза ниже, чем в среднем по республике - 2 ученика на 1 учителя (по РС(Я) - 7 учеников на 1 учителя), при этом мощность объектов превышает потребность почти в 2 раза.

В малочисленных населенных пунктах с численностью населения до 200 человек объем затрат на 1 воспитанника детского сада в 2 раза выше среднереспубликанского уровня, на 1 ученика - до 4 раз.

Из 637 населенных пунктов республики половина относится к категории малонаселенных, 44% - к категории труднодоступных и отдаленных (т.е. не имеющих круглогодичного автомобильного сообщения с административным центром), 12 районов имеют численность населения менее 10 тысяч человек, 36 населенных пунктов в 11 районах являются местами компактного проживания КМНС.

В настоящее время при застройке территорий столицы возникает ряд серьезных дисбалансов, которые напрямую влияют на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения города. В связи с внутренней миграцией населения в г. Якутск темпы строительства объектов жилищного сектора превышают темпы строительства объектов социальной инфраструктуры и модернизации инженерной инфраструктуры. Выявленные диспропорции в развитии территорий показывают, что возможности дальнейшего наращивания темпов жилищного строительства без обеспечения территорий объектами социальной, инженерной, транспортной инфраструктур приведут к росту неблагоприятной среды для проживания населения, в виде увеличения предельно допустимой нагрузки на социальные объекты, ухудшения состояния инженерных коммуникаций, автодорог и т.д.

Важнейшим направлением в повышении качества жизни населения выступает строительство социально значимых объектов инфраструктуры.

Решение вышеперечисленных проблем возможно только на стыке между усилиями государства и частного бизнеса. Необходимо использовать и развивать мировой опыт по созданию социальной инфраструктуры путем реализации механизма государственно-частного партнерства, в том числе повышения социальной ответственности добывающих предприятий, ведущих деятельность на территории Республики Саха (Якутия).

Внедрение механизма стимулирования муниципальных образований по достижению высоких показателей социально-экономического развития, влияющего на объективное определение очередности строительства объектов в Республике Саха (Якутия) позволит более комплексно планировать строительство объектов капитального характера, повысит эффективность деятельности муниципальных образований по созданию новых точек роста.

В целях оптимального размещения объектов социальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия), а также повышение доступности и качества услуг населению, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной сферы республики при принятии решения по строительству тех или иных объектов на территории Республики Саха (Якутия) будет приниматься единый подход к размещению социально значимых объектов в соответствии с нормативными потребностями Республики Саха (Якутия) и их доступности для населения отдельно по каждому муниципальному образованию с учетом разработанных Стандартов структуры и параметров минимальной сети объектов социальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) (далее - Стандарты).

Стандарты направлены на решение следующих задач:

- повышение качества и доступности услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и социального обслуживания;

- ликвидация ветхих и аварийных зданий учреждений социальной сферы;

- строительство новых и реконструкция имеющихся зданий, оснащение их современными инновационными технологиями, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества и доступности услуг в социальной сфере, ликвидации двухсменности в школах и очередности в детских садах для детей в возрасте до 3 лет.

При формировании подходов к оптимальному размещению социальной инфраструктуры учитываются следующие факторы:

- численность населения, проживающего в населенном пункте;

- тип населенного пункта (городской округ, поселок городского типа, районный центр, сельский населенный пункт);

- транспортная доступность и радиус обслуживания в зависимости от отрасли (до 3 км к объектам дошкольного и общего образования; до 5 км - к объектам культуры; до 6 км - к объектам здравоохранения);

- численность обслуживаемого контингента (в образовании дети от 0 до 6 лет включительно и от 7 до 17 лет; в остальных сферах - общая численность населения);

- для определения организационно-правовой формы учреждений социальной сферы - уровень развития учреждений (материально-техническая база, внедрение современных технологий, кадровый состав и контингент).

Кроме того, учитывается фактор труднодоступности населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством.

Дошкольное образование

В 2016 году в республике действовало 673 дошкольных образовательных организаций (далее - ДОУ) на 64 058 мест, их количество сократилось по сравнению с 2006 годом на 35 ед. (или на 5%), но при этом увеличился охват детей дошкольным образованием на 11 313 мест. Общая площадь фонда составила 641 тыс. кв. м, в среднем на 1 место приходится 12 кв. м. При этом отклонение фактической площади ДОУ от нормативной показал, что в целом по республике сформировался дефицит в объеме 83,9 тыс. кв. м. или 11,6%, что не соответствует минимальным федеральным нормативам площади на одно место. Кроме того, 25 ДОУ (или 3,7%) находятся в аварийном состоянии, 122 ДОУ (18,1%) требуют капитального ремонта.

С 2010 года введены в эксплуатацию 119 зданий ДОУ на 8 330 мест. К 2016 году ликвидирована очередность в ДОУ для детей от 3 до 7 лет.

Инновационная инфраструктура дошкольного образования требует совершенствования материально-технического оснащения ДОУ в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды (технологического, игрового, учебно-методического), в т.ч. строительства и реконструкции зданий под дошкольные образовательные учреждения с учетом территориальной доступности, реконструкции зданий функционирующих детских садов с целью увеличения их мощности, передачи системе дошкольного образования зданий бывших детских садов, ныне используемых не по целевому назначению, выкупа зданий.

Обеспеченность дошкольными учреждениями будет решаться путем стимулирования негосударственного сектора дошкольного образования, развитие государственно-частного и социального партнерства укрепление связи организаций дошкольного образования со школами, в том числе в форме комплексов: включение детских садов в состав комплексов со школами, создание инновационного многофункционального пространства для игры и обучения.

Общее образование