"Северный" завоз осуществляется в 25 субъектах Российской Федерации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года N 402 "Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)".
Республика Саха (Якутия) заметно выделяется среди субъектов Российской Федерации с ограниченным сроком завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности по объемам грузоперевозок и затратам по их доставке. Из 34 муниципальных районов и 2 городских округов всеми видами транспорта круглый год частично охвачена лишь южная часть республики, что составляет 8,7% территории Якутии.
Ввиду сложной транспортной схемы завоз грузов осуществляется до базовых пунктов в короткий навигационный период водным транспортом. Основной магистральной рекой является река Лена, через которую проходит практически весь объем жизнеобеспечивающих грузов, а также через Северный морской путь на арктические реки Анабар, Яна, Индигирка и Колыма для обеспечения арктических и северных районов. При этом, навигация на водных путях республики имеет разновременность начала и окончания навигации, специфичность по периодам в зависимости от времени вскрытия, продолжительности весеннего паводка и водности рек всего Ленского бассейна.
Следствием сезонности доставки грузов является необходимость ежегодной концентрации и отвлечение значительных финансовых средств на "северный" завоз топлива, товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения (порядка 35 - 40 млрд. рублей).
Освоение природных ресурсов и развитие производительных сил в арктических и северных районах, являются важнейшими элементами экономической стратегии России на долгосрочную перспективу. Огромное значение для социально-экономического развития северных территорий имеют транспортные связи, и прежде всего, Северный морской путь.
Перспективы Северного морского пути целесообразно рассматривать по двум направлениям его использования:
- возрождение Северного морского пути для устойчивого развития арктических районов Республики Саха (Якутия);
- реализация транзитного потенциала с учетом формирования международного транспортного коридора.
Кроме того, ввиду неравномерности открытия и закрытия навигационных условий на морском участке, на магистральной реке Лена и арктических реках существует необходимость дальнейшей модернизации и развития инфраструктуры, обеспечивающей северный завоз, в том числе усиление работы ледоколов, реконструкция депонационных пунктов, и т.п.
Цель (Ц-2.8) - гарантированная и своевременная доставка грузов в районы с ограниченными сроками завоза грузов с наименьшими затратами и с применением новых подходов к организации доставки.
З-2.8.1: Совершенствование логистики завоза грузов с учетом перенаправления основной массы грузов на новые транспортные направления (Северный морской путь, Якутский транспортно-логистический узел в п. Нижний Бестях) для снижения затрат на доставку грузов:
- нефтепродукты, предназначенные для Арктической экономической зоны республики, перенаправляются на Северный морской путь и будут доставляться через входные перевалочные морские пути Архангельск, Мурманск, Владивосток;
- доставка генеральных грузов (грузы производственно-технического назначения, строительные материалы) с водного транспорта переориентируется на железную дорогу при условии создания и развития Якутского транспортно-логистического узла в п. Нижний Бестях.
Реализация задачи предполагает строительство транспортной инфраструктуры, планируемые к реализации проекты предусмотрены в разделе 4.2. "Развитие транспортной системы".
Индикатор:
рост объемов завоза через Северный морской путь и Якутский транспортно-логистический узел в п. Нижний Бестях в 2 раза;
З-2.8.2: Создание центров депонации для полноценного обеспечения населения качественными и безопасными товарами и нефтепродуктами, завозимых и реализуемых на потребительском рынке товаров республики.
1) Строительство и реконструкция нефтебазового хозяйства, находящегося в собственности Республики Саха (Якутия) и расширение резервуарного парка нефтебазового хозяйства.
Нефтебазовое хозяйство, построенное в 1935 - 1970 г.г., не соответствует современным требованиям законодательных актов, технических регламентов, норм и правил в области пожарной, промышленной и экологической безопасности, действующих на территории Российской Федерации. Недостаточная емкость нефтебазового хозяйства, в частности в г. Среднеколымск и п. Белая Гора - одна из ключевых проблем, которая приводит к необходимости хранения нефтепродуктов в других емкостях.
До 2030 года:
Строительство новых объектов нефтебазового хозяйства: нефтебаза в п. Тикси Булунского улуса, п. Оленек Оленекского улуса, нефтесклад в п. Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского улуса для удовлетворения потребностей в емкостях для хранения нефтепродуктов.
До 2050 года:
Модернизация существующих нефтебаз до требований национальных и международных стандартов безопасности.
Индикатор:
100% обеспеченность емкостным парком нефтебазового хозяйства, отвечающего нормам и требованиям промышленной, экологической и пожарной безопасности, для удовлетворения потребности в хранении светлых нефтепродуктов и наливного котельного топлива.
2). Совершенствование схемы и механизмов завоза социально значимых продовольственных товаров и строительство современной инфраструктуры оптово-розничной торговли.
Существующая инфраструктура для хранения продовольственных товаров и схема завоза с учетом сложной транспортной доступности арктических и северных районов в настоящее время не позволяет обеспечение полной потребности населения скоропортящимися и морозобоящимися продовольственными товарами, которые требуют специальных условий хранения.
Оптовые базы для хранения, транспортировки и сбыта социально значимых продовольственных товаров расположены в 21 районе республики и в г. Якутске, в количестве 53 единиц с общей площадью 42,8 тыс. кв. м с объемом хранения товаров до 19,9 тыс. тонн.