ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2016 года N 311


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30 ОКТЯБРЯ 2013 Г. N 365 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА" НА 2014 - 2018 ГОДЫ" (В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.12.2014 N 370, ОТ 24.03.2015 N 60, ОТ 29.04.2015 N 96, ОТ 26.08.2015 N 213, ОТ 23.12.2015 N 329, ОТ 13.04.2016 N 75, ОТ 13.07.2016 N 152, ОТ 14.12.2016 N 291, ОТ 28.12.2016 N 307)

Правительство Рязанской области постановляет:

1. Внести в Постановление Правительства Рязанской области от 30 октября 2013 года N 365 "Об утверждении государственной программы Рязанской области "Развитие лесного хозяйства" на 2014 - 2018 годы" следующие изменения:

в наименовании и пункте 1 слова "Развитие лесного хозяйства" на 2014 - 2018 годы" заменить словами "Развитие водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства и улучшение экологической обстановки в 2014 - 2020 годах";

приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

Губернатор Рязанской области
О.И.КОВАЛЕВ






Приложение
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 28 декабря 2016 года N 311


"Приложение
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 30 октября 2013 года N 365

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В 2014 - 2020 ГОДАХ"

ПАСПОРТ государственной программы Рязанской области

Наименование Программы

Государственная программа Рязанской области "Развитие водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства и улучшение экологической обстановки в 2014 - 2020 годах" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Министерство природопользования Рязанской области

Разработчик Программы

Министерство природопользования Рязанской области

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на
2013 - 2020 годы";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 N 2423-р "Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года";
приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31.10.2008 N 248/482 "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года";
Закон Рязанской области от 10.05.2006 N 53-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области";
Закон Рязанской области от 14.06.2007 N 68-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере лесных отношений";
Закон Рязанской области от 14.08.2007 N 101-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере водных отношений";
Закон Рязанской области от 12.02.2015 N 1-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере охраны окружающей среды";
Постановление Правительства Рязанской области от 09.07.2009 N 184 "О Красной книге Рязанской области";
Постановление Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189 "О государственных программах Рязанской области"

Исполнители Программы

Министерство природопользования Рязанской области;
государственные бюджетные Рязанской области (далее - ГБУ РО), государственные казенные учреждения Рязанской области (далее - ГКУ РО) (по соглашению)

Цели и задачи

Цели Программы:
- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод;
- сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
- улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения;
- организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов;
- сокращение потерь лесного хозяйства региона от пожаров, вредных организмов и иного негативного воздействия;
- обеспечение интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;
- повышение продуктивности и качества лесов на основе их гарантированного воспроизводства, в первую очередь, на территориях, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;
- обеспечение сферы природопользования Рязанской области квалифицированными кадрами;
- создание условий для эффективной реализации Программы.
Задачами Программы являются:
- повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты;
- сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;
- развитие системы государственного мониторинга водных объектов;
- экологическая реабилитация водных объектов;
- оценка социально-экономической эффективности мероприятий, направленных на восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов;
- повышение эффективности государственного экологического надзора и государственного экологического мониторинга;
- ведение Красной книги Рязанской области;
- развитие системы экологического воспитания и образования населения;

- организация и проведение комплексного экологического обследования территорий;
- осуществление государственного управления в области создания и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения;
- охрана и использование объектов животного мира;
- организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
- формирование территориальной системы обращения с отходами;
- повышение эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров;
- повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов и иного негативного воздействия;
- получение актуализированной информации о лесных ресурсах и формирование на ее основе данных государственного лесного реестра;
- создание условий для рационального и эффективного использования лесов;
- восстановление погибших и вырубленных лесов;
- повышение эффективности и качества лесовосстановления и продуктивности лесов;
- совершенствование системы подготовки специалистов лесного хозяйства;
- совершенствование системы подготовки специалистов в сфере природопользования;
- повышение эффективности исполнения государственных функций и государственных услуг в сфере лесного хозяйства;
- повышение эффективности исполнения государственных функций и государственных услуг в сфере природопользования

Целевые индикаторы

Целевыми индикаторами Программы являются:
- количество обследованных гидротехнических сооружений (далее - ГТС), образующих поверхностные водные объекты, с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности;
- количество комплектов разработанной проектной документации по капитальному ремонту и реконструкции ГТС;
- количество ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние;
- количество поставленных на учет обследованных бесхозяйных ГТС, находящихся на территории муниципального образования, и прошедших государственную регистрацию;
- количество берегоукрепительных сооружений и ГТС, поставленных на кадастровый учет;
- количество комплектов разработанной предпроектной и проектной документации по строительству ГТС, берегоукреплению водных объектов и строительству объектов инженерной защиты территорий от затопления при наводнениях;
- количество экспертных заключений по проектной документации и заключенных контрактов на осуществление строительного контроля;
- количество вновь созданных объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений;
- количество вновь созданных и реконструированных ГТС;
- количество комплектов разработанной проектной документации по ликвидации ГТС, оказывающих негативное антропогенное воздействие на водные объекты;
- количество ликвидированных ГТС, оказывающих негативное антропогенное воздействие на водные объекты;
- количество водных объектов, охваченных мониторингом состояния дна, берегов, изменения морфометрических особенностей водоохранных зон водных объектов;
- количество опубликованных статей о правилах охраны и использования водных объектов;
- протяженность определенных границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Рязанской области;
- количество поставленных на кадастровый учет участков водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Рязанской области;
- количество восстановленных водных объектов экологической реабилитации;

- количество комплектов разработанной предпроектной документации по расчистке водных объектов;
- количество точек отбора проб на территории Рязанской области;
- уровень обеспеченности Рязанской области стационарными постами наблюдения за качеством атмосферного воздуха;
- уровень обеспечения бесперебойного функционирования территориальной системы государственного экологического мониторинга;
- количество проведенных мониторингов биологического разнообразия для ведения базы данных редких видов животных и растений Рязанской области;
- количество экологических акций, проводимых в рамках Дней защиты от экологической опасности;
- количество организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании населения;
- информированность населения о состоянии окружающей среды;
- доля обследуемых территорий в целях придания им статуса особо охраняемых природных территорий (изменения категории, режима охраны, границ особо охраняемых природных территорий);
- уровень обеспеченности информационными знаками о режиме и границах особо охраняемых природных территорий;
- доля особо охраняемых природных территорий, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости;
- количество проведенных мониторингов объектов животного мира в пределах Рязанской области, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов);
- количество разработанных рыбоводно-биологических обоснований;
- доля качественных заключений государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
- обеспечение прав пользования программным обеспечением для функционирования электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

- доля лесных пожаров, ликвидированных в течение суток с момента обнаружения (по количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров;
- доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, рубок и других факторов;
- отношение отнесенной к занятой лесными насаждениями площади земель лесного фонда к площади выбывших из состава занятых лесными насаждениями земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов;
- доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров;
- отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов;
- доля площади лесов, в которых осуществляются лесопатологические обследования, в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями;
- отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними;
- протяженность лесных дорог, построенных за год;
- доля площади лесов с лесоустройством давностью до 10 лет;
- доля площади лесов, на которых проведены мероприятия лесоустройства в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства;
- доля площади земель лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, в общей площади земель лесного фонда;
- доля площадей земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда;
- доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;
- освоение расчетной лесосеки;
- отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины;

- отношение площади земель, отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями (за текущий год), к площади фактической сплошной рубки за год (без учета рубки лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов);
- объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации по использованию лесов в расчете на 1 га лесных земель лесного фонда;
- доля объема заготовки древесины выборочными рубками в общем объеме заготовки древесины;
- сокращение объема незаконных рубок к предыдущему году;
- отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок;
- доля лесных культур в общем объеме лесовосстановления на землях лесного фонда;
- доля семян с улучшенными наследственными свойствами от общего объема заготовленных семян;
- лесистость Рязанской области;
- доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;
- увеличение площади лесных насаждений искусственного происхождения;
- площадь рубок ухода в молодняках;
- уровень ежегодного выполнения государственного задания;
- доля руководителей и специалистов лесного хозяйства, охваченных ежегодной системой повышения квалификации от общей численности специалистов, занятых в лесном хозяйстве;
- доля руководящих работников и специалистов Минприроды Рязанской области, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников Минприроды Рязанской области;
- доля студентов, получивших ежемесячную денежную выплату на условиях договора о целевом обучении, заключенного с органом государственной власти, государственным учреждением, от числа имеющих право на данную выплату в соответствии с действующим законодательством;
- средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), на 50 тыс. га земель лесного фонда;
- уровень ежегодного выполнения значений целевых индикаторов Программы

Сроки и этапы реализации

2014 - 2020 годы. Программа реализуется в один этап

Перечень подпрограмм

Программа состоит из девяти подпрограмм:
- подпрограмма 1 "Защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод" (приложение N 1 к Программе);
- подпрограмма 2 "Сохранение и восстановление водных объектов" (приложение N 2 к Программе);
- подпрограмма 3 "Улучшение экологической обстановки" (приложение N 3 к Программе);
- подпрограмма 4 "Развитие системы обращения с отходами" (приложение N 4 к Программе);
- подпрограмма 5 "Охрана и защита лесов" (приложение N 5 к Программе);
- подпрограмма 6 "Обеспечение использования лесов" (приложение N 6 к Программе);
- подпрограмма 7 "Воспроизводство лесов" (приложение N 7 к Программе);
- подпрограмма 8 "Кадровое обеспечение в сфере природопользования" (приложение N 8 к Программе);
- подпрограмма 9 "Обеспечение реализации государственной программы на 2015 - 2020 годы" (приложение N 9 к Программе)

Объемы и источники финансирования

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов.
Объем финансирования Программы составляет 3215192,59699 тыс. руб. (2299514,25 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета, 915678,34699 тыс. руб. за счет средств областного бюджета), в том числе по годам:
2014 год - 244741,6 тыс. руб. (189111,7 тыс. руб. - федеральный бюджет, 55629,9 тыс. руб. - областной бюджет);
2015 год - 362110,50993 тыс. руб. (284310,4 тыс. руб. - федеральный бюджет, 77800,10993 тыс. руб. - областной бюджет);
2016 год - 359343,78479 тыс. руб. (280237,7 тыс. руб. - федеральный бюджет, 79106,08479 тыс. руб. - областной бюджет);
2017 год - 548745,13009 тыс. руб. (396008,98 тыс. руб. - федеральный бюджет, 152736,15009 тыс. руб. - областной бюджет);
2018 год - 570570,78274 тыс. руб. (427879,67 тыс. руб. - федеральный бюджет, 142691,11274 тыс. руб. - областной бюджет);
2019 год - 454719,66322 тыс. руб. (304627,0 тыс. руб. - федеральный бюджет, 150092,66322 тыс. руб. - областной бюджет);
2020 год - 674961,12622 тыс. руб. (417338,8 тыс. руб. - федеральный бюджет, 257622,32622 тыс. руб. - областной бюджет).
Объем финансирования подпрограмм:
по подпрограмме 1 "Защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод" составляет 418774,613 тыс. руб. (330736,15 тыс. руб. - федеральный бюджет, 88038,463 тыс. руб. - областной бюджет), в том числе по годам:
2017 год - 92296,68 тыс. руб. (86659,08 тыс. руб. - федеральный бюджет, 5637,6 тыс. руб. - областной бюджет);
2018 год - 134251,67 тыс. руб. (129177,07 тыс. руб. - федеральный бюджет, 5074,6 тыс. руб. - областной бюджет);
2019 год - 6537,6 тыс. руб. (900,0 тыс. руб. - федеральный бюджет, 5637,6 тыс. руб. - областной бюджет);
2020 год - 185688,663 тыс. руб. (114000,0 тыс. руб. - федеральный бюджет, 71688,663 тыс. руб. - областной бюджет);
по подпрограмме 2 "Сохранение и восстановление водных объектов" составляет 66617,7 тыс. руб. (55780,7 тыс. руб. - федеральный бюджет, 10937,0 тыс. руб. - областной бюджет), в том числе по годам:

2017 год - 33688,5 тыс. руб. (25004,3 тыс. руб. - федеральный бюджет, 8684,2 тыс. руб. - областной бюджет);
2018 год - 10744,6 тыс. руб. (10388,2 тыс. руб. - федеральный бюджет, 356,4 тыс. руб. - областной бюджет);
2019 год - 10744,6 тыс. руб. (10388,2 тыс. руб. - федеральный бюджет, 356,4 тыс. руб. - областной бюджет);
2020 год - 11540,0 тыс. руб. (10000,0 тыс. руб. - федеральный бюджет, 1540,0 тыс. руб. - областной бюджет);
по подпрограмме 3 "Улучшение экологической обстановки" составляет - 58193,6 тыс. руб. (419,6 тыс. руб. - федеральный бюджет, 57774,0 тыс. руб. - областной бюджет), в том числе по годам:
2017 год - 7974,9 тыс. руб. (104,9 тыс. руб. - федеральный бюджет, 3870,3 тыс. руб. - областной бюджет);
2018 год - 2445,9 тыс. руб. (104,9 тыс. руб. - федеральный бюджет, 2341,0 тыс. руб. - областной бюджет);
2019 год - 5503,9 тыс. руб. (104,9 тыс. руб. - федеральный бюджет, 5399,0 тыс. руб. - областной бюджет);
2020 год - 46269,9 тыс. руб. (104,9 тыс. руб. - федеральный бюджет, 46164,0 тыс. руб. - областной бюджет);
по подпрограмме 4 "Развитие системы обращения с отходами" составляет 940,0 тыс. руб. - областной бюджет, в том числе по годам:
2018 год - 470,0 тыс. руб.;
2019 год - 470,0 тыс. руб.;
по подпрограмме 5 "Охрана и защита лесов" составляет 705744,06913 тыс. руб. (307249,14413 тыс. руб. - федеральный бюджет, 398494,925 тыс. руб. - областной бюджет), в том числе по годам:
2014 год - 143074,5 тыс. руб. (87467,6 тыс. руб. - федеральный бюджет, 55606,9 тыс. руб. - областной бюджет);
2015 год - 99176,1 тыс. руб. (42336,5 тыс. руб. - федеральный бюджет, 56839,6 тыс. руб. - областной бюджет);
2016 год - 87302,66913 тыс. руб. (30856,44413 тыс. руб. - федеральный бюджет, 56446,225 тыс. руб. - областной бюджет);
2017 год - 85591,1 тыс. руб. (28921,3 тыс. руб. - федеральный бюджет, 56669,8 тыс. руб. - областной бюджет);
2018 год - 76592,3 тыс. руб. (19903,5 тыс. руб. - федеральный бюджет, 56688,8 тыс. руб. - областной бюджет);
2019 год - 107003,7 тыс. руб. (48881,9 тыс. руб. - федеральный бюджет, 58121,8 тыс. руб. - областной бюджет);

2020 год - 107003,7 тыс. руб. (48881,9 тыс. руб. - федеральный бюджет, 58121,8 тыс. руб. - областной бюджет);
по подпрограмме 6 "Обеспечение использования лесов" составляет 160 045,5539 тыс. руб. - федеральный бюджет, в том числе по годам:
2014 год - 30920,0 тыс. руб.;
2015 год - 15192,6 тыс. руб.;
2016 год - 22545,1539 тыс. руб.;
2017 год - 25084,0 тыс. руб.;
2018 год - 38070,6 тыс. руб.;
2019 год - 14116,6 тыс. руб.;
2020 год - 14116,6 тыс. руб.;
по подпрограмме 7 "Воспроизводство лесов" составляет 501349,15461 тыс. руб. - федеральный бюджет, в том числе по годам:
2014 год - 70081,0 тыс. руб.;
2015 год - 73776,8 тыс. руб.;
2016 год - 76034,95461 тыс. руб.;
2017 год - 70364,1 тыс. руб.;
2018 год - 70364,1 тыс. руб.;
2019 год - 70364,1 тыс. руб.;
2020 год - 70364,1 тыс. руб.;
по подпрограмме 8 "Кадровое обеспечение в сфере природопользования" составляет 6375,634 тыс. руб. (5541,6 тыс. руб. - федеральный бюджет, 834,034 тыс. руб. - областной бюджет), в том числе по годам:
2014 год - 666,1 тыс. руб. (643,1 тыс. руб. - федеральный бюджет, 23,0 тыс. руб. - областной бюджет);
2015 год - 836,0 тыс. руб. (820,0 тыс. руб. - федеральный бюджет, 16,0 тыс. руб. - областной бюджет);
2016 год - 850,15 тыс. руб. (815,3 тыс. руб. - федеральный бюджет, 34,85 тыс. руб. - областной бюджет);
2017 год - 930,846 тыс. руб. (815,8 тыс. руб. - федеральный бюджет, 115,046 тыс. руб. - областной бюджет);
2018 год - 990,846 тыс. руб. (815,8 тыс. руб. - федеральный бюджет, 175,046 тыс. руб. - областной бюджет);
2019 год - 1050,846 тыс. руб. (815,8 тыс. руб. - федеральный бюджет, 235,046 тыс. руб. - областной бюджет);
2020 год - 1050,846 тыс. руб. (815,8 тыс. руб. - федеральный бюджет, 235,046 тыс. руб. - областной бюджет);

по подпрограмме 9 "Обеспечение реализации государственной программы на 2015 - 2020 годы" составляет 1297052,27235 тыс. руб. (938392,34736 тыс. руб. - федеральный бюджет, 358659,92499 тыс. руб. - областной бюджет), в том числе по годам:
2015 год - 173129,00993 тыс. руб. (152184,5 тыс. руб. - федеральный бюджет, 20944,50993 тыс. руб. - областной бюджет);
2016 год - 172610,85715 тыс. руб. (149985,84736 тыс. руб. - федеральный бюджет, 22625,00979 тыс. руб. - областной бюджет);
2017 год - 236815,00409 тыс. руб. (159055,5 тыс. руб. - федеральный бюджет, 77759,50409 тыс. руб. - областной бюджет);
2018 год - 236640,76674 тыс. руб. (159055,5 тыс. руб. - федеральный бюджет, 77585,26674 тыс. руб. - областной бюджет);
2019 год - 238928,31722 тыс. руб. (159055,5 тыс. руб. - федеральный бюджет, 79872,81722 тыс. руб. - областной бюджет);
2020 год - 238928,31722 тыс. руб. (159055,5 тыс. руб. - федеральный бюджет, 79872,81722 тыс. руб. - областной бюджет)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы позволит к концу 2020 года достичь следующих результатов:
- обследование 18 ГТС, образующих поверхностные водные объекты, с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности;
- разработка 1 комплекта проектной документации по капитальному ремонту и реконструкции ГТС;
- увеличение количества ГТС с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, до 7 единиц;
- постановка на учет обследованных бесхозяйных ГТС в количестве 1 единицы, находящихся на территории муниципального образования, и регистрация права собственности на 1 обследованное бесхозяйное ГТС за муниципальным образованием;
- постановка на кадастровый учет 7 берегоукрепительных сооружений и ГТС, находящихся на территории Рязанской области, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался;
- разработка 1 комплекта предпроектной и проектной документации по строительству ГТС, берегоукреплению водных объектов и строительству объектов инженерной защиты территорий от затопления при наводнениях;
- получение 11 экспертных заключений по проектной документации;
- введение в эксплуатацию 1 объекта инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений;
- увеличение до 5 единиц количества вновь созданных и реконструированных ГТС;
- разработка 2 комплектов проектной документации по ликвидации ГТС, оказывающих негативное антропогенное воздействие на водные объекты;
- ликвидация 2 ГТС, оказывающих негативное антропогенное воздействие на водные объекты;
- проведение мониторинга состояния дна, берегов, изменения морфометрических особенностей водоохранных зон на 10 водных объектах;
- опубликование в СМИ не менее 1 статьи о правилах охраны и использования водных объектов;
- определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Рязанской области, протяженностью 2929,09 км;

- постановка на кадастровый учет не менее 5 участков водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Рязанской области;
- восстановление экологического состояния не менее 1 водного объекта;
- разработка не менее 1 комплекта предпроектной документации по расчистке водных объектов;
- ежегодное определение не менее 6 точек отбора проб на территории Рязанской области;
- увеличение уровня обеспеченности Рязанской области стационарными постами наблюдения за качеством атмосферного воздуха до 53,3% от оптимального количества;
- поддержание бесперебойного функционирования территориальной системы государственного экологического мониторинга;
- ежегодное (начиная с 2018 года) проведение не менее 1 мониторинга биологического разнообразия для ведения базы данных редких видов животных и растений Рязанской области;
- ежегодное (начиная с 2018 года) проведение не менее 5 экологических акций в рамках Дней защиты от экологической опасности;
- привлечение не менее 4 организаций, участвующих в экологическом воспитании и образовании населения;
- информирование не менее 50% населения о состоянии окружающей среды;
- увеличение доли обследуемых территорий Рязанской области в целях придания им статуса особо охраняемых природных территорий (изменения категории, режима охраны, границ особо охраняемых природных территорий) до 100% от общей площади проектируемых особо охраняемых природных территорий;
- увеличение обеспеченности особо охраняемых природных территорий информационными знаками о режиме и границах до 100%;
- доведение до 100% внесения сведений об особо охраняемых природных территориях в государственный кадастр недвижимости;
- ежегодное проведение не менее 1 мониторинга объектов животного мира в пределах Рязанской области, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов);

- ежегодная разработка не менее 1 рыбоводно-биологического обоснования;
- отсутствие заключений государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, отмененных в судебном порядке;
- обеспечение функционирования электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на 100%;
- улучшение технического оснащения ГБУ РО на 4 единицы техники;
- оснащенность пожарным оборудованием, инструментом и средствами индивидуальной защиты пожарных на 51%;
- улучшение противопожарного состояния лесов на всей территории лесного фонда - 880,9 тыс. га, в том числе:
- строительство 49 км дорог противопожарного назначения;
- создание 7,8 тыс. км противопожарных минерализованных полос;
- уход за противопожарными минерализованными полосами протяженностью 62 тыс. км;
- проведение лесопатологического обследования на 23 тыс. га лесных площадей;
- улучшение санитарного состояния лесов на площади 32,2 тыс. га;
- проведение лесоустроительных работ на площади 880,9 тыс. га;
- обеспечение ежегодного освоения расчетной лесосеки до 75%;
- восстановление лесных насаждений на площади 44,2 тыс. га, в том числе путем создания лесных культур на площади 24,8 тыс. га;
- проведение агротехнических уходов на площади 100,9 тыс. га (в переводе на однократный);
- сохранение лесистости региона на уровне не ниже 24%;
- проведение ухода за лесами на площади 57,4 тыс. га;
- проведение ухода за объектами лесного семеноводства на площади 175,9 га;
- ежегодное выполнение государственного задания не менее 95%;
- повышение квалификации не менее чем у 95 специалистов лесного хозяйства;
- повышение квалификации не менее чем у 84 специалистов в сфере природопользования;
- достижение ежегодного выполнения целевых индикаторов Программы не менее 95%.
Важнейшими показателями социально-экономической эффективности реализации Программы будут являться:

- гарантированное обеспечение водными ресурсами свыше одного миллиона человек, проживающих в Рязанской области;
- создание надежных водоресурсных условий для развития промышленности, энергетики, внутреннего водного транспорта и сельского хозяйства;
- повышение защищенности населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, и снижение ущерба от опасных гидрологических явлений;
- улучшение экологической обстановки в Рязанской области и обеспечение эффективного воспроизводства природных ресурсов;
- создание условий, обеспечивающих права граждан на благоприятную окружающую среду, повышение качества жизни на основе дополнительных эффектов, связанных с улучшением экологической обстановки в регионе;
- эффективное управление лесным сектором экономики региона и увеличение валового регионального продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
- благоприятная окружающая среда для граждан и сохранение биосферной роли лесов;
- рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий


 1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы


Рязанская область принадлежит к числу обеспеченных водными ресурсами регионов России. На территории области в 895 реках, 2837 озерах, а также в 1230 болотах, в подземных водных объектах сосредоточено более 1810 млн. м(3) годовых запасов пресных вод.

В экономике Рязанской области ежегодно используется порядка 220 млн. м(3) воды. Одной из характерных проблем является недостаточная рациональность использования водных ресурсов. Высоким уровнем водоемкости характеризуется экономика Рязанской области в целом и отдельные отрасли промышленности и сельского хозяйства.

На территории Рязанской области, подверженной негативному воздействию вод, проживает 42216 человек. Проведение мероприятий, направленных на повышение защищенности территорий от негативного воздействия вод, имеет огромную социальную значимость. Паводкоопасными районами являются территории практически всех муниципальных образований Рязанской области.

Остается актуальным вопрос поддержания экологически полноценного состояния рек Рязанской области. Деградация рек региона происходит из-за возрастающей антропогенной нагрузки. Слабый уклон местности определяет медленное течение рек и сильную извилистость их русел, заиление, загрязнение и, как следствие, обмеление, сокращение рыбных ресурсов. В результате многие реки утрачивают свои естественно-природные качества и нуждаются в восстановлении.

В сложившихся в настоящее время экономических условиях практически полностью прекратилось строительство водоподъемных и водорегулирующих плотин на малых реках и проведение водомелиоративных работ на других водных объектах.

Более 110 предприятий и организаций Рязанской области загрязняют поверхностные водоемы сточными водами.

Помимо сточных вод в водоемы Рязанской области сбрасываются ливневые стоки, фактически без всякой очистки.

В результате возрастает концентрация загрязняющих веществ, изменений в состоянии водоемов в сторону улучшения не происходит.

Отрицательное влияние на качество воды оказывают и рассредоточенные источники загрязнения: вынос загрязняющих веществ с пашни, объектов животноводства, складов удобрений и ядохимикатов, несанкционированных свалок и т.п.

Возникает опасность биологического загрязнения рек патогенными вирусами и бактериями, что может привести к эпидемиологическим заболеваниям населения.

Остаются неудовлетворительными состояние и эксплуатация ГТС на территории Рязанской области, что с каждым годом увеличивает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций с неблагоприятными последствиями для населения.

В настоящее время на территории Рязанской области насчитывается 161 ГТС, в том числе: находящихся в областной собственности - 3 единицы, муниципальной собственности - 73 единицы, бесхозяйных ГТС - 38 единиц, остальные гидроузлы находятся в частной собственности. В результате обследования установлено, что техническое состояние большей части ГТС не отвечает установленным требованиям. 60 ГТС находятся в предаварийном и аварийном состоянии. Сроки эксплуатации гидроузлов на территории Рязанской области составляют 20 - 40 лет, требуются значительные средства для приведения их в удовлетворительное техническое состояние.

Экологическая обстановка, сложившаяся на территории Рязанской области, в первую очередь определяется характером и масштабами воздействия объектов промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую среду.

Рязанская область относится к промышленно развитым регионам Российской Федерации, где функционируют предприятия химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, радиоэлектронной и энергетической промышленности. Многие десятилетия Рязанская область развивалась как индустриальный регион с мощным комплексом оборонных предприятий, строившихся, как правило, без учета требований экологической безопасности населения.

Рост промышленного производства, отсутствие экономических стимулов для внедрения экологически чистых производств, ресурсоемкое производство приводят к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Основными экологическими проблемами на территории Рязанской области являются:

- возрастающее негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду;

- недостаточный уровень обеспечения достоверной информацией о состоянии компонентов окружающей среды, а также отсутствие базы данных для установления региональных нормативов качества окружающей среды;

- сокращение видового состава флоры и фауны;

- отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий;

- ежегодное увеличение количества образующихся твердых бытовых и промышленных отходов.

Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения отходов являются:

- изменившаяся структура потребления, обусловленная увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления;

- накопленные проблемы предшествующих периодов - имеется значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;

- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;

- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами.

По состоянию на 01.01.2016 в Рязанской области имеется 34 объекта размещения отходов, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), из которых 9 полигонов твердых коммунальных отходов и другие специально оборудованные объекты (отработанные карьеры, золоотвалы, шламонакопители).

По данным Рязаньстата, в 2014 году в Рязанской области было образовано 1468,3 тыс. тонн отходов. Из них около 680 тыс. тонн (45%) - твердые коммунальные отходы (ТКО).

Источниками образования твердых бытовых и промышленных отходов на территории Рязанской области являются организации и промышленные предприятия, население Рязанской области и объекты инфраструктуры.

Слабое развитие индустрии вторичной переработки отходов приводит к тому, что захоронение отходов на полигонах является основным методом утилизации отходов. Отсутствие обустроенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями мест захоронения отходов, подъездных путей к отведенным местам размещения отходов, специализированной техники ведет к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения.

Таким образом, решение проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления, имеющихся на территории области, является актуальной задачей для Рязанской области.

Данная проблема уже решалась при реализации мероприятий областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" и долгосрочной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2010 - 2012 годах", в рамках которых разработана проектно-сметная документация на строительство полигонов твердых бытовых отходов в г. Касимове, г. Шацке, р.п. Сараи, построены полигоны твердых бытовых отходов в районе поселка 12 лет Октября Сасовского района, в д. Зеленино Рыбновского района Рязанской области.

В рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на 2013 - 2015 годы" завершено строительство полигонов твердых бытовых отходов в г. Касимове и с. Сушки Спасского муниципального района Рязанской области.

Учитывая затратность природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.

Наличие территориальной схемы обращения с отходами в Рязанской области, в том числе с ТКО, повысит вероятность привлечения инвесторов для реализации мероприятий по строительству полигонов ТКО и мусороперерабатывающих предприятий, а также будет способствовать созданию современной комплексной системы обращения с отходами.

Одним из важнейших факторов, определяющих экологическую ситуацию в регионе, является состояние атмосферного воздуха, степень его загрязнения.

По данным Рязаньстата, в 2014 году в атмосферный воздух от стационарных источников выброшено 107,862 тыс. тонн загрязняющих веществ.

Наибольший объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществлялся крупными промышленными предприятиями теплоэнергетики, газового и нефтеперерабатывающего комплексов, промышленности строительных материалов, подлежащими федеральному экологическому надзору.

Мониторинг биологического разнообразия, состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира проводится по отдельным заданиям. Отсутствие исчерпывающей информации о состоянии компонентов природной среды из-за слабо развитой сети наблюдений территориальной системы экологического мониторинга приводит к невозможности принятия экологически обоснованных управленческих решений по разработке мероприятий и программ, снижающих негативное влияние на человека и на объекты окружающей среды, и определения степени пригодности последних для различных видов пользования.

Постоянный рост антропогенного воздействия на окружающую среду приводит к нарушению биологического равновесия и, как следствие, к сокращению видового состава флоры и фауны.

Решение указанной проблемы осуществляется путем проведения ежегодного мониторинга биологического разнообразия для ведения базы данных редких видов животных и растений Рязанской области.

Одним из важнейших факторов, определяющих экологическую ситуацию в регионе, является состояние атмосферного воздуха, степень его загрязнения.

Наибольший объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по-прежнему осуществлялся крупными промышленными предприятиями теплоэнергетики, газового и нефтеперерабатывающего комплексов, промышленности строительных материалов.

Для получения информации о состоянии атмосферного воздуха и решения проблем выбросов в г. Рязани и Рязанской области необходимо дальнейшее расширение территориальной системы государственного мониторинга атмосферного воздуха.

В Рязанской области уделяется большое внимание экологическому образованию и воспитанию населения. Совершенствование системы экологического воспитания и образования населения, привлечение общественности к решению экологических проблем достигается повышением охвата жителей Рязанской области экологическим образованием, созданием условий для широкого участия негосударственных экологических организаций и общественности в решении экологических проблем региона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»