Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2016 года N 794


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.09.2013 N 598

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РО от 29.11.2018 N 760, вступающего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru - 30.11.2018), но не ранее 1 января 2019 года.
____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 N 485 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 06.04.2016 N 239 "Об утверждении Порядка и сроков составления проекта областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Правительство Ростовской области постановляет:

1. Внести изменение в приложение N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 598 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Энергоэффективность и развитие энергетики", изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ростовской области Гребенщикова А.А.

Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ

     Постановление вносит
     министерство промышленности
     и энергетики Ростовской области


Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 24.11.2016 N 794

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ"

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ"

Наименование государственной программы

-

государственная программа Ростовской области "Энергоэффективность и развитие энергетики" (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

-

министерство промышленности и энергетики Ростовской области

Соисполнители государственной программы

-

отсутствуют

Участники государственной программы

-

Правительство Ростовской области;
министерство по физической культуре и спорту Ростовской области;
министерство культуры Ростовской области;
министерство труда и социального развития Ростовской области;
министерство здравоохранения Ростовской области; министерство общего и профессионального образования Ростовской области;
министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области;
министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области;
департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области;
департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области;
департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области;
департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области;
комитет по управлению архивным делом Ростовской области;
управление государственной службы занятости населения Ростовской области;
организации Ростовской области, осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу;
управляющие компании, осуществляющие оперативное управление объектами жилищного фонда Ростовской области;
промышленные предприятия Ростовской области;
угольные компании Ростовской области;
органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области в случае принятия их представительными органами соответствующих решений

Подпрограммы государственной программы

-

1. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ростовской области".
2. "Обеспечение реализации государственной программы Ростовской области "Энергоэффективность и развитие энергетики".
3. "Развитие угольной промышленности Ростовской области"

Программно-целевые инструменты государственной программы

-

отсутствуют

Цели государственной программы

-

улучшение качества жизни населения Ростовской области за счет перехода экономики области, бюджетной и коммунальной сфер на энергосберегающий путь развития и рационального использования ресурсов при производстве, передаче, потреблении;
расширение путей реализации государственной и региональной политики энергосбережения, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового регионального продукта;
обеспечение повышения энергоэффективности на территории области за счет организации процесса комплексного энергосбережения;
надежное обеспечение области топливно-энергетическими ресурсами;
повышение энергоэффективности коммунального хозяйства;
стабильное обеспечение внутреннего рынка углем и продуктами его переработки, развитие экспортного потенциала угольных компаний

Задачи государственной программы

-

обновление основных производственных фондов экономики Ростовской области на базе новых ресурсосберегающих технологий и автоматизированных систем учета;
сокращение в сопоставимых условиях расходов областного бюджета на оплату коммунальных услуг;
снижение удельных показателей потребления топлива и энергоресурсов при производстве энергоемких видов продукции, в общественных и жилых зданиях;
повышение уровня ответственности за неэффективную деятельность по использованию энергоресурсов;
наращивание темпов оснащения зданий средствами инструментального учета, контроля и автоматического регулирования энергоносителей;
совершенствование и повышение достоверности статистического учета и отчетности по производству, передаче и потреблению энергетических ресурсов;
концентрация ресурсов на работах по ремонту объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры области;
осуществление в бюджетной сфере области расчетов за потребление энергоресурсов по приборам учета;
обеспечение в бюджетной сфере области проведения обязательных энергетических обследований зданий;
обеспечение в бюджетной сфере области замены ламп накаливания на энергосберегающие, в том числе на светодиодные;
развитие рынка энергосервисных услуг и услуг по проведению энергетического обследования на территории области;
популяризация применения мер по энергосбережению;
создание условий для привлечения внебюджетных средств на финансирование комплексных мер по энергосбережению, повышению энергоэффективности;
развитие угольной промышленности и рациональное недропользование

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

-

энергоемкость валового регионального продукта

Этапы и сроки реализации государственной программы

-

2014 - 2020 годы;
этапы реализации государственной программы не выделяются

Ресурсное обеспечение государственной программы

-

общий объем финансирования государственной программы составляет 22337735,5 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 4943106,7 тыс. рублей;
в 2015 году - 2910081,9 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года - 307310,5 тыс. рублей;
в 2016 году - 2737319,9 тыс. рублей;
в 2017 году - 2847362,3 тыс. рублей;
в 2018 году - 2911447,3 тыс. рублей;
в 2019 году - 3062937,4 тыс. рублей;
в 2020 году - 3232790,5 тыс. рублей.
За счет средств областного бюджета - 1725743,4 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 1305126,6 тыс. рублей;
в 2015 году - 368625,9 тыс. рублей, из них неисполненные расходные обязательства 2014 года - 307310,5 тыс. рублей;
в 2016 году - 65863,9 тыс. рублей;
в 2017 году - 64587,3 тыс. рублей;
в 2018 году - 68672,3 тыс. рублей;
в 2019 году - 70162,4 тыс. рублей;
в 2020 году - 90015,5 тыс. рублей;
из них безвозмездные поступления в областной бюджет за счет средств федерального бюджета - 500000,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 500000,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 267277,0 тыс. рублей, из них неиспользованные средства 2014 года - 267277,0 тыс. рублей.
За счет средств местного бюджета - в 2014 году 34196,1 тыс. рублей.
За счет внебюджетных средств - 20577796,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 3603784,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 2541456,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 2671456,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 2782775,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 2842775,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 2992775,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 3142775,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования по мероприятиям государственной программы являются прогнозными и подлежат уточнению в соответствии с действующим законодательством

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

повышение энергетической эффективности экономики и снижение энергоемкости валового регионального продукта;
увеличение среднегодового объема добычи энергетических и коксующихся углей угольными компаниями Ростовской области.

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЭНЕРГЕТИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Государственная программа реализуется в сферах социально-экономического развития, затрагивающих такие направления, как энергетическая инфраструктура, электроэнергетика, газификация, промышленность, малое и среднее предпринимательство, и оказывает значительное влияние на валовый региональный продукт Ростовской области.

Ростовская область наряду с другими субъектами Российской Федерации, входящими в состав Южного федерального округа, располагает большим потенциалом повышения энергетической эффективности, который оценивается в 40 процентов от уровня потребления энергоресурсов.

Реализация мер по повышению энергетической эффективности позволит задействовать указанный потенциал и обеспечить рост таких ключевых отраслей экономики, как инфраструктурное развитие Ростовской области, машиностроительный комплекс, агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы.

В Указе Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" подчеркивается, что Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который оценивается в 40 процентов от уровня потребления энергоресурсов, или 403 млн тонн условного топлива. Значительный объем данного потенциала во многом объясняется тем, что снижению энергоемкости валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в последние десятилетия не уделялось достаточного внимания, в результате чего в настоящее время этот показатель в 2,5 раза превышает среднемировой уровень, а по сравнению с энергоемкостью ВВП развитых стран мира - в 3,5 раза. В качестве одного из основных показателей эффективности потребления энергоресурсов используется энергоемкость валового регионального продукта (далее - ВРП), которая определяется в сопоставимых ценах как отношение суммарного объема потребляемых энергоносителей (в т.у.т.) к объему ВРП (в млн рублей).

Государственная программа разработана на основе Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 13.05.2010 N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р, направленных на реализацию Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", постановления Правительства Ростовской области от 31.07.2013 N 485 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области", распоряжения Правительства Ростовской области от 31.07.2013 N 297 "Об утверждении Перечня государственных программ Ростовской области".

Крупнейшими промышленными потребителями энергоресурсов в Ростовской области являются: ПАО "Таганрогский металлургический завод", ООО "Ростовский электрометаллургический заводъ", ОАО "Новочеркасский электродный завод", ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш", ОАО "Красный котельщик", ООО "Новочеркасский электровозостроительный завод", ООО "Энергомаш-Атоммаш", ОАО "Роствертол", ООО "Юг Руси - Золотая семечка", ОАО "Алкоа Металлург Рус", ОАО "Донская Водная Компания", ООО "Южная угольная компания".

Сравнительно высокая энергоемкость ВРП области связана, прежде всего, с особенностями структуры экономики и промышленности. В Ростовской области доля энергоемких отраслей (электро- и теплоэнергетика, металлургия, машиностроение, добыча угля и прочие) выше, чем в целом по Российской Федерации, в связи с чем разумным выходом из данной ситуации представляется структурная перестройка экономики, рост производительности труда, энерго- и ресурсосбережение. Суммарный технический потенциал области по повышению энергетической эффективности использования всех энергоресурсов будет составлять к 2016 году 20 - 25 процентов от объема потребления энергоресурсов в 2007 году.

С 1990 года энергоемкость экономики области снижалась за счет сдвига в сторону менее энергоемких отраслей и повышения загрузки производственных мощностей, но к 2009 году этот потенциал снижения энергоемкости был исчерпан.

По экспертным оценкам, для реализации областного потенциала повышения энергоэффективности необходимы государственные и частные инвестиции объемом в 3 раза меньше, чем потребуются для наращивания за аналогичный период производства и потребления энергоресурсов с целью сохранения темпов развития экономики, достигнутых в период с 2000 по 2009 год. При этом средний срок окупаемости инвестиций составляет 3 - 4 года, а при модернизации освещения - еще меньше.

Затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть затрат областного бюджета, населения и хозяйствующих субъектов. С учетом постоянного роста тарифов и цен на топливно-энергетические ресурсы бесхозяйственное, энергорасточительное и неэффективное использование последних становится недопустимым. Это обстоятельство является определяющим для того, чтобы проблема энергосбережения и повышения энергетической эффективности стала приоритетной в работе Правительства Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области.

Повышение энергетической эффективности снизит риски и затраты, связанные с высокой энергоемкостью экономики Ростовской области, и позволит:

сохранить конкурентоспособность промышленности (повышение тарифов ведет к снижению размера прибыли промышленных предприятий, а повышение ими эффективности использования энергоресурсов сможет это предотвратить);

сократить расходы бюджета (более эффективное использование ресурсов в бюджетной сфере приведет к ежегодной экономии 3 - 5 процентов бюджетных средств).

Политика повышения энергетической эффективности должна сочетать ряд направлений, которые можно выделить в следующие группы: "Меры быстрой отдачи", "Базовые меры" и "Затратные, высокоэффективные меры".

"Меры быстрой отдачи". Эти мероприятия можно разработать менее чем за год, и они будут иметь значительный эффект при умеренных затратах. Ниже приведены некоторые примеры подобных решений:

информационная кампания по повышению уровня осведомленности в вопросах повышения энергетической эффективности;

увеличение сроков бюджетного планирования, введение права распоряжаться сэкономленными ресурсами, а также установление правил закупок, стимулирующих использование энергоэффективных технологий;

реорганизация муниципальных тепловых компаний в коммерческие предприятия или частно-государственные партнерства.

"Базовые меры". Они представляют собой основу политики повышения энергетической эффективности и будут способствовать более быстрому осуществлению финансово оправданных инвестиций:

стандарты энергетической эффективности в таких секторах, как здания, промышленное оборудование, эффективность использования энергоресурсов;

повышение энергетической эффективности как условие предоставления субсидий на проведение капитального ремонта;

скоординированные планы по теплоснабжению и управление спросом;

стимулирование финансирования энергоэффективных проектов банками.

"Затратные, высокоэффективные меры". Данные меры позволят устранить основополагающие причины низкой энергоэффективности и связаны с более высокими начальными затратами, но обеспечат более существенную экономию:

реформа тарифообразования на энергоносители;

либерализация рынков электроэнергии и газа;

планирование работы транспорта и энергетики;

переоснащение промышленности энергоэффективным технологическим оборудованием и внедрение энергосберегающих технологий.

Помимо ограниченности бюджетного финансирования и средств на данные цели у жилищно-коммунальных организаций, неразвитости механизмов ресурсного обеспечения энергосберегающих мер, неопределенности конъюнктуры и неразвитости рынка энергосервисных услуг, зависимости от состояния и конъюнктуры российского рынка энергоресурсов, а также отсутствия долгосрочного тарифообразования, к основным рискам реализации мероприятий по энергосбережению относится то, что значимость энергоэффективности пока сильно недооценивается в секторах экономики, в культуре и социальных нормах жизни.

Энергосистема Ростовской области располагает суммарной установленной мощностью генерирующих источников электрической энергии около 6 тысяч мегаватт и является крупнейшей на территории Южного федерального округа. На территории области представлены все основные виды электрогенерации - атомная, теплоэлектроцентрали, газотурбинные, тепловые угольные и гидроэлектростанции.

Энергосистема Ростовской области является устойчивой, ведется постепенное наращивание мощностей. Самыми крупными объектами генерации являются Ростовская АЭС и Новочеркасская ГРЭС.

После ввода в эксплуатацию второго энергоблока Ростовской АЭС Ростовская область перестала быть энергодефицитной - суммарная максимальная потребляемая мощность электроэнергии составляет примерно 3/5 от объема ее выработки.

Производство электроэнергии в области также осуществляют:

ООО "Шахтинская ГТЭС" - крупнейшая в области газотурбинная электростанция с установленной мощностью 94,3 МВт;

ООО "Лукойл-Экоэнерго", основным видом деятельности которого является производство и реализация электрической энергии с использованием возобновляемых источников. В Ростовской области компания эксплуатирует Цимлянскую ГЭС с установленной мощностью 209 МВт.

Энергосистема Ростовской области входит в Единую энергетическую систему России (далее - ЕЭС) и связана с Краснодарской, Калмыцкой, Воронежской и Волгоградской энергосистемами, а также с Украиной по межсистемным связям напряжением 220 - 500 кВ.

Магистральные сети напряжением 220 кВ и выше на территории области находятся под контролем филиала ПАО "ФСК ЕЭС" Ростовское предприятие МЭС, в эксплуатации которого находятся 3950 километров линий электропередачи, 26 подстанций напряжением 220 - 500 кВ.

Филиалом ПАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" эксплуатируются распределительные сети до 110 кВ включительно общей протяженностью воздушных и кабельных линий электропередачи 75000 километров, более 230 подстанций напряжением 110 кВ, 330 подстанций напряжением 35 кВ, более 13700 трансформаторных подстанций 6,10/04 кВ. В зоне ответственности филиала ПАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" находятся 8 производственных отделений.

Суммарная установленная мощность трансформаторов 110 - 500 кВ составляет 16433,5 МВА.

Электросетевая компания АО "Донэнерго" также осуществляет передачу электрической энергии на напряжении до 110 кВ по воздушным и кабельным линиям протяженностью 18,9 тысячи километров, эксплуатирует 5458 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. В состав общества входит филиал "Тепловые сети" и 11 филиалов межрайонных электрических сетей.

Кроме указанных электросетевых компаний, услуги по передаче электрической энергии на территории области также оказывают 38 смежных электросетевых организаций.

На территории Ростовской области осуществляют свою деятельность 2 энергосбытовые компании: ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и ОАО "Оборонэнергосбыт", имеющие статус гарантирующих поставщиков электрической энергии. На долю ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" приходится около 85 процентов розничного рынка электрической энергии.

Также на территории Ростовской области осуществляют деятельность следующие независимые энергосбытовые компании: ООО "Русэнергосбыт", ОАО "Нижноватомэнергосбыт", ОАО "Энергосбытовая Компания "Восток", ООО "Русэнергоресурс", ООО "Мечел-Энерго", ОАО "Мосэнергосбыт", ООО "Энерголинк", ЗАО "Евразийская энергетическая компания", ООО "Дизаж М", ООО "ЭнергоЭффективность".

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" и Положению о министерстве промышленности и энергетики Ростовской области, обязанность по разработке схемы и программы возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в Ростовской области - на министерство промышленности и энергетики Ростовской области. При этом предусмотрена ежегодная корректировка схемы и программы с целью ее актуализации.

Наибольшим техническим потенциалом повышения энергоэффективности обладают жилые здания, производство электроэнергии и промышленность области. Потенциал энергосбережения можно разделить на следующие виды: технически возможный (реализуемый на уровне современных технологий), экономически целесообразный (окупаемый) и финансово оправданный (со средними сроками окупаемости).

Потенциал повышения энергетической эффективности Ростовской области в секторах конечного потребления значительно выше, чем в производстве энергии. В частности, финансовый потенциал в секторах конечного потребления в 4 раза выше, чем в производстве электроэнергии и в системах теплоснабжения вместе взятых. Более того, экономия энергии у конечных потребителей сопровождается дополнительным снижением потребления первичной энергии по всей системе производства и передачи энергоресурсов. В секторах со значительным финансовым потенциалом (промышленность и транспорт), в первую очередь, следует осуществить меры, которые не оказывают влияния на уровень цен и не предполагают субсидирования, но направлены на устранение нефинансовых барьеров. В секторах с низким финансовым потенциалом повышения энергетической эффективности (производство тепла и электроэнергии) для достижения экономии необходимо, прежде всего, скорректировать цены или предложить другие инструменты, которые повысят привлекательность инвестиций в данные отрасли.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»