Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ


1.1. Переход к среднесрочному бюджетному планированию

(Мероприятие N 6 в соответствии с Приказом Минфина России от 19 сентября 2008 года N 453)


Анализ исходного состояния. Основным и наиболее сложным этапом реализации бюджетной реформы в Орловской области стал переход на среднесрочное бюджетирование, то есть на формирование бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Для организации работы по переходу на среднесрочный бюджет в 2007 году были внесены необходимые изменения в Закон Орловской области "О бюджетном процессе в Орловской области". Помимо основ процесса разработки, утверждения и исполнения среднесрочного бюджета данный Закон теперь содержит правовые основы для проведения публичных слушаний по проекту областного бюджета и по проекту годового отчета об исполнении областного бюджета. Впоследствии был принят соответствующий Закон Орловской области от 16 июня 2008 года N 783-ОЗ "О публичных слушаниях в Орловской области", в котором установлен порядок организации и проведения публичных слушаний.

Во исполнение указанных норм законодательства было разработано и принято постановление Коллегии Орловской области от 23 июня 2008 года N 202 "Об утверждении Порядка составления проекта областного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов и Порядка разработки прогноза социально-экономического развития Орловской области на 2009 год и параметров прогноза до 2011 года", регламентирующее процедуру составления проекта среднесрочного бюджета.

Первым опытом формирования такого бюджета стал для Орловской области Закон Орловской области от 24 декабря 2007 года N 735-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов".

Значительными положительными эффектами перехода к трехлетнему бюджетированию можно назвать следующие:

- появилась возможность заключения среднесрочных государственных контрактов на поставку товаров, работ и услуг для нужд Орловской области, что, в свою очередь, обеспечило стабильность взаимоотношений с поставщиками и экономию бюджетных средств на проведении ежегодных однотипных конкурсных процедур;

- расширение горизонтов планирования, что является особым вкладом системы общественных финансов в улучшение инвестиционного климата области;

- преемственность бюджетной политики и стабильность финансирования расходных обязательств, что является важной составляющей качественного финансового управления;

- стабильность межбюджетных отношений, что обеспечило муниципальные образования Орловской области необходимой информацией для планирования местных финансов на среднесрочный период, стимулирования оптимизации бюджетных расходов и развития налогового потенциала.

План реформирования. В настоящее время перед Орловской областью стоит задача закрепления данной практики на долгосрочной основе, совершенствования порядка составления проекта бюджета, развития методологической базы бюджетного планирования. На первом этапе реформирования предполагается отработать практику планирования бюджета Орловской области на 2009 - 2011 годы в соответствии с установленными процедурами, в том числе с проведением публичных слушаний. При этом все материалы к проекту бюджета на очередной финансовый год и плановый период будут размещены в средствах массовой информации одновременно с внесением проекта бюджета в областной Совет народных депутатов, что позволит обеспечить открытость и прозрачность утверждаемого бюджета.

Исполнение бюджета Орловской области с 2006 года осуществляется с применением программного комплекса "Бюджет КС" ("Составление и исполнение доходов и расходов бюджетов субъектов, ЗАТО и муниципальных образований").

С 2008 года процесс составления бюджета Орловской области также автоматизирован и осуществляется с помощью программного комплекса, разработанного с привлечением программистов Орловской области. Данный комплекс учитывает все особенности действующей бюджетной классификации, имеет возможности перенастройки в случае ее изменения, позволяет составлять бюджет в разрезе действующих и принимаемых обязательств по видам бюджетных ассигнований на любой период.

В рамках реализации настоящей Концепции планируется:

- развитие и сопровождение прикладного программного комплекса "Бюджет КС" ("Составление и исполнение доходов и расходов бюджетов субъектов, ЗАТО и муниципальных образований");

- совершенствование данного комплекса, его интеграция с программой по исполнению бюджета "Бюджет КС" "Составление и исполнение доходов и расходов бюджетов субъектов, ЗАТО и муниципальных образований", а также адаптация для использования в бюджетах муниципальных образований.

Оценка рисков мероприятия. Развитие среднесрочного бюджетирования в Орловской области во многом зависит от нескольких факторов:

- стабильность федерального законодательства, в особенности в части норм Бюджетного кодекса, закрепляющих основы трехлетнего бюджетирования - в данном случае область предполагает вести постоянный мониторинг изменений федерального законодательства и своевременно дорабатывать региональный нормативные правовые акты;

- качество финансового планирования, что является ключевым моментом в формировании трехлетнего бюджета - указанный риск будет минимизирован совершенствованием методологии планирования доходной и расходной частей бюджета, повышением квалификации специалистов финансово-экономического блока, развитием программных продуктов в области планирования и исполнения бюджета.