Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2016 года N 375-а

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления администрации Костромской области от 09.10.2017 N 367-а, вступившего в силу после дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

(в редакции постановления администрации Костромской области от 29.05.2017 N 195-а)

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2015 года N 468-а "О порядке разработки корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на среднесрочный период", рассмотрев прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, администрация Костромской области постановляет:

1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Костромской области, структурных подразделений аппарата администрации Костромской области обеспечить выполнение показателей прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов по курируемым сферам деятельности.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в области социально-экономического развития Костромской области.

4. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 27 октября 2015 года N 389-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов".

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. губернатора
Костромской области
И.КОРСУН

     

Приложение

     
Одобрен
постановлением
администрации
Костромской области
от 10 октября 2016 года N 375-а



 ПРОГНОЗ социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

 (в редакции постановления администрации Костромской области от 29.05.2017 N 195-а)


Прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Костромской области от 7 июля 2015 года N 722-5-ЗКО "О стратегическом планировании в Костромской области", постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2015 года N 468-а "О порядке разработки корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на среднесрочный период", на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на среднесрочный период, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года N 189-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года", итогов развития Костромской области в январе-июне 2016 года, информации крупных предприятий и организаций Костромской области по оценке текущего года и перспектив развития на 2017-2019 годы.

Раздел I. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ


По данным Росстата, валовой региональный продукт (далее - ВРП) за 2014 год (2 оценка) увеличился на 0,4% к 2013 году (в сопоставимых ценах) и составил 146,3 млрд. рублей.

В структуре ВРП 33,1% занимает промышленное производство, 14,7% - оптовая и розничная торговля, 9,4% - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, 7,5% - транспорт и связь. Эти секторы экономики оказывают основное влияние на изменение ВРП.

В 2015 году влияние макроэкономических негативных тенденций на региональную экономику более заметно, нежели в 2014 году. В условиях снижения производства предприятия сокращали производственные и торговые запасы. Наблюдалось сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, экспортных поставок продукции, оборота оптовой и розничной торговли. В связи с завершением крупного инвестиционного проекта ОАО "Газпромтрубинвест" в 2015 году инвестиции снизились на 16,9% к уровню 2014 года в сопоставимых ценах.

С учетом изложенных факторов ВРП в 2015 году в реальном выражении оценивается со снижением на 4,6% к предыдущему году, его объем 150,3 млрд. рублей.

Предприятиями промышленности за 2015 год отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 135,7 млрд. рублей, что на 1,6% меньше уровня 2014 года в действующих ценах.

В 2015 году промышленное производство Костромской области сократилось на 8,5% к уровню 2014 года за счет снижения выпуска продукции обрабатывающих производств на 8,7% преимущественно за счет ювелирного производства (снижение спроса на продукцию) и машиностроения (прекращение производственной деятельности ООО "Стромнефтемаш"), производства и распределения электроэнергии, газа и воды - на 8,1% (производство электрической энергии Костромской ГРЭС снижено на 9,6% согласно диспетчерскому графику нагрузки, утвержденному Управляющей компанией ООО "ИНТЕР РАО - Управление электрогенерацией"), добычи полезных ископаемых - на 4,9% (преимущественно за счет сокращения добычи торфа).

Вместе с тем увеличение объема выпуска продукции отмечено в химическом производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий, в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности, производстве транспортных средств и оборудования.

В 2015 году введен в эксплуатацию производственный цех по производству труб среднего диаметра ОАО "Газпромтрубинвест" мощностью 350 тыс. тонн, завод по производству и обслуживанию буровых установок и другого нефтяного оборудования ООО "НОВ Кострома".

Нестабильная внешнеэкономическая конъюнктура и рост курса доллара привели к сокращению внешнеторгового оборота (с учетом взаимной торговли с Республиками Беларусь и Казахстан). Экспортные поставки в 2015 году снизились номинально на 20,8% к уровню 2014 года и составили 286,3 млн. долларов США, импортные сократились на 66,7% и составили 122,5 млн. долларов США.

В 2015 году всеми категориями хозяйств произведено сельскохозяйственной продукции на 22 169,2 млн. рублей, в сопоставимых ценах объем производства снизился на 2,7% к уровню 2014 года, что обусловлено снижением производства скота и птицы на убой в связи с сокращением поголовья крупного рогатого скота и свиней, валового сбора зерна и овощей. Вместе с тем отмечен рост валового надоя молока на 1,1%, производства яиц - на 5,3%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Костромской области увеличилась по сравнению с 2014 годом на 4,5% и составила 21 796 рублей.

В 2015 году реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 0,7%. Доля населения, проживающего за чертой бедности, увеличилась с 13,5% в 2014 году до 14,3% в 2015 году.

Высокий уровень инфляции, сокращение реальных денежных доходов способствовали снижению потребительской активности населения. В 2015 году оборот розничной торговли составил 85 533,8 млн. рублей, в товарной массе сократился на 3,1% к уровню 2014 года. Объем платных услуг населению составил 24 042,7 млн. рублей, сократившись на 4,9% в сопоставимых ценах.

Среднегодовая численность населения Костромской области в 2015 году составила 652,9 тыс. человек и сократилась по сравнению с 2014 годом на 0,4%. Сокращение численности населения происходит за счет естественной убыли населения. В 2015 году Костромская область сохранила лидирующие позиции в Центральном федеральном округе по уровню рождаемости.

В 2016 году отрицательное влияние на динамику ВРП оказывают торговля, промышленность, сельское хозяйство и строительство. Объем ВРП за 2016 год оценивается в сумме 154,1 млрд. рублей со снижением на 2,0% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах.

В 2016 году снижение промышленного производства ожидается на 1,4% к предыдущему году за счет обрабатывающих производств (на 2,1%), в том числе в:

обработке древесины и производстве изделий из дерева - на 1,4% по причине снижения выпуска пиломатериалов малыми предприятиями и древесноволокнистых плит в ООО "Кроностар";

производстве пищевых продуктов - на 3,3% за счет сокращения выпуска сельскохозяйственного сырья;

производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - на 6,0% по причине сокращения объемов строительных работ;

производстве машин и оборудования - на 10,0% по причине отсутствия регулярных крупных заказов на предприятиях, выпускающих теплообменное оборудование, калориферы и запасные части к ним;

производстве транспортных средств и оборудования - на 10,0% по причине сокращения заказов на автокраны;

текстильном и швейном производстве - на 24,0%;

производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 35,0% по причине передачи участка по производству кабельной продукции в ООО "Пегас - авиационные компоненты и системы" (г. Москва), а также замедления темпов выпуска продукции для автомобильных двигателей, в том числе для ОАО "АВТОВАЗ".

Положительная динамика производства в 2016 году ожидается в:

добыче полезных ископаемых - в 2,2 раза за счет увеличения добычи торфа, в том числе для МУП "Шарьинская ТЭЦ";

металлургическом производстве - на 10,0% за счет увеличения производства труб среднего диаметра в ОАО "Газпромтрубинвест";

целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности - на 8,3% за счет увеличения объемов производства бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения;

химическом производстве - на 8,0% за счет увеличения выпуска продукции, модернизации производственных процессов и освоения новых видов продукций;

производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - на 1,0% за счет увеличения производства обуви субъектами малого и среднего предпринимательства.

Спад внешнеторгового оборота региона в 2016 году снизится и составит по экспортным поставкам 3,4% к 2015 году номинально, по импортным - 0,8%.

В сельском хозяйстве динамика производства продукции неустойчивая.

Из позитивных тенденций можно отметить увеличение:

посевных площадей под техническими, кормовыми культурами, картофелем, овощами;

производства молока в сельхозорганизациях в результате роста продуктивности коров, производства яиц при росте поголовья птицы.

Уменьшение численности и старение сельского населения, сокращение поголовья крупного рогатого скота не позволят перейти к положительной динамике в текущем году.

По итогам 2016 года ожидается сокращение производства сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств на 2,8% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах, в том числе в растениеводстве - на 3,9%, животноводстве - на 1,7%.

Общий объем инвестиционных вложений в экономику региона за счет всех источников финансирования в 2016 году оценивается в 26,5 млрд. рублей (номинально на 235 млн. рублей выше 2015 года). В сопоставимой оценке снижение составит 4,8% к уровню 2015 года. Снижение инвестиционной активности связано с высокой стоимостью заемных средств, неустойчивым финансовым положением предприятий, снижением потребительского спроса, неопределенной экономической ситуацией.

Инвестиционная активность в текущем году по сравнению с 2015 годом наблюдается в следующих сферах:

сельское хозяйство - за счет капитальных вложений в рамках реализации инвестиционных проектов по созданию фермы по разведению кроликов ООО "Русский кролик", строительству тепличного комплекса ООО "Зеленый дом", реконструкции молочно-товарной фермы ОАО "Племзавод "Караваево";

деревообработка - за счет инвестиций крупных деревообрабатывающих предприятий области: ООО "Кроностар", НАО "СВЕЗА Кострома", НАО "СВЕЗА Мантурово";

промышленность строительных материалов - за счет реализации инвестиционного проекта по строительству второй линии по производству цементно-стружечных плит ЗАО "Межрегион Торг Инвест";

машиностроение - за счет капитальных вложений ООО "НОВ Кострома", модернизации производства ЗАО "Костромской завод автокомпонентов";

электроэнергетика - за счет филиала "Костромская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация", филиала ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго";

розничная торговля - за счет строительства торгового комплекса "Леруа Мерлен".

С учетом сокращения объемов производства в основных отраслях экономики в 2016 году рост заработной платы продолжится умеренными темпами (104,9% к предыдущему году).

Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 0,8% за счет снижения уровня инфляции. Ожидаемый уровень потребительской инфляции к концу текущего года составит 6,2% к декабрю предыдущего года (против 12,9% в декабре 2015 года).

Вместе с тем реализация мер по повышению доходов населения области (рост заработной платы работников, индексация пенсионного обеспечения) при увеличении величины прожиточного минимума в 2016 году не позволит значительно повысить уровень жизни населения. Доля населения, проживающего за чертой бедности, в 2016 году сохранится на уровне 14,4%.

В 2016 году "закредитованность" населения и склонность к сбережению приведут к сокращению оборота розничной торговли на 1,1% к уровню 2015 года в сопоставимых ценах.

Прибыль организаций для целей налогообложения в 2016 году оценивается в объеме 15,7 млрд. рублей со снижением к уровню 2015 года на 7,8% с учетом снижения прибыли в бюджетообразующих отраслях: деревообработке, торговле, производстве транспортных средств.

Раздел II. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2017-2019 ГОДАХ


Показатели прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в трех вариантах (приложение N 1 к настоящему прогнозу).

Первый - консервативный - предполагает консервативные оценки темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий функционирования экономики области.

Второй - базовый - базируется на консервативных траекториях изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов.

Третий - целевой - основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития Костромской области, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.

Все варианты предполагают сохранение геополитической нестабильности, применение к России на протяжении всего прогнозного периода санкционного режима со стороны ЕС и США, поддерживающего жесткие ограничения доступа российских компаний к мировому рынку капитала, и ответные экономические меры.

Параметры прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов рассмотрены на заседании бюджетной комиссии при губернаторе Костромской области 28 июля 2016 года. Для формирования проекта областного бюджета выбран базовый (второй) вариант прогноза. Далее описан второй вариант прогноза.

Факторами, ограничивающими экономический рост региона, являются: недостаточный уровень спроса внутреннего и внешнего рынка, нестабильность внешнеэкономической конъюнктуры, высокий уровень износа основных фондов организаций, низкий уровень газификации территории области природным газом, слабо развитая дорожно-транспортная и коммуникационная инфраструктура, высокие процентные ставки по банковским кредитам для предприятий, предпринимателей и частных лиц, сокращение и старение сельского населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»