ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2015 года N 389-а
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления администрации Костромской области от 10.10.2016 N 375-а, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 11 декабря 2008 года N 437-а "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Костромской области", рассмотрев прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, администрация Костромской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Костромской области, структурных подразделений администрации Костромской области обеспечить выполнение показателей прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов по курируемым сферам деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в области социально-экономического развития Костромской области.
4. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 14 октября 2014 года N 417-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ
ПРОГНОЗ социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов
Прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Костромской области от 7 июля 2015 года N 722-5-ЗКО "О стратегическом планировании в Костромской области", постановлением администрации Костромской области от 11 декабря 2008 года N 437-а "О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Костромской области", на основе сценарных условий развития экономики и социальной сферы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с учетом Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года N 189-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года", итогов развития Костромской области в январе-августе 2015 года, информации крупных предприятий и организаций Костромской области по оценке текущего года и перспектив развития на 2016-2018 годы.
По данным Росстата валовой региональный продукт (далее - ВРП) за 2013 год (2 оценка) увеличился на 2,3% к предыдущему году и составил 143,1 млрд. рублей.
В структуре валового регионального продукта 32,9% занимает промышленное производство; 17,5% - оптовая и розничная торговля; 8,7% - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 7,1% - транспорт и связь.
В 2014 году ВРП оценивается в объеме 154,0 млрд. рублей. Темпы роста экономики региона (100,4% к уровню 2013 года в сопоставимых ценах), как и России в целом, резко замедлились.
Основным фактором замедления динамики ВРП стало замедление темпов роста розничного товарооборота, спад объемов выполненных работ в строительной отрасли. На экономическое развитие области в 2014 году оказали влияние негативные ожидания хозяйствующих субъектов, обусловленные введением санкций США и Евросоюза против России, рост стоимости заемных средств. Невысокий рост ВРП обеспечен динамикой валового накопления, темпы роста инвестиций в основной капитал составили 119,8%.
В 2014 году промышленное производство сохранено на уровне 2013 года. Выпуск продукции обрабатывающих производств снижен на 2,3% преимущественно за счет машиностроения (сложности с поставкой комплектующих, сбытом) и текстильного производства (отсутствие крупного госзаказа). В то же время производство и распределение электроэнергии, газа и воды увеличилось на 6,2%, добыча полезных ископаемых - на 22,2%.
В 2014 году объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств сохранен на уровне 2013 года. Производство продукции растениеводства увеличилось на 7,1%, производство продукции животноводства снизилось на 6,0% по причине сокращения поголовья сельскохозяйственных животных, удорожания кормов.
Несмотря на низкий уровень безработицы, рост заработной платы замедлился: со 111,6% в 1 квартале 2014 года до 108,9% по итогам года.
В 2014 году реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 1,4%. Доля населения, проживающего за чертой бедности, сократилась с 14% в 2013 году до 13,5% в 2014 году.
Потребительский спрос последние годы являлся одним из основных факторов, поддерживающих рост экономики. Вместе с тем замедление роста заработной платы и доходов населения все в большей степени сказывается на динамике розничных продаж.
В 2014 году динамика оборота розничной торговли составила 101,9% к предыдущему году против 102,6% в 2013 году. Сдерживание реального роста потребительского спроса во многом связано с инфляцией, которая к концу года составила 111,0% к декабрю 2013 года. Всплеск инфляции был обусловлен воздействием продовольственных контрсанкций России и резким ослаблением курса рубля.
Среднегодовая численность населения Костромской области в 2014 году составила 655,4 тыс. человек и сократилась по сравнению с 2013 годом на 0,3%. Сокращение численности населения происходит за счет естественной убыли населения. В 2014 году Костромская область сохранила лидирующие позиции в Центральном федеральном округе по уровню рождаемости.
В 2015 году влияние макроэкономических негативных тенденций на региональную экономику более заметно, чем в 2014 году. Наблюдается сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, оборота оптовой и розничной торговли, работ по виду деятельности "строительство". В 2015 году снижение объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составит 13,8% к уровню 2014 года.
ВРП в 2015 году в реальном выражении снизится на 2,8% к предыдущему году, его объем составит 162,9 млрд. рублей.
Факторы пересмотра прогнозной динамики ВРП в 2015 году (из положительной плоскости в отрицательную) аналогичны общероссийским: увеличен индекс-дефлятор на 4,4 процентных пункта, предприятия замедляют наращивание производственных и торговых запасов в условиях снижения производства.
Кроме того, экспортные поставки в 2015 году в номинальной оценке будут сохранены на уровне 2014 года, в сопоставимой оценке с учетом ослабления курса рубля снизятся на 30%. Это продолжит оказывать сдерживающее влияние на общеэкономическую динамику.
В 2015 году снижение промышленного производства ожидается на уровне 2,9% к предыдущему году за счет обрабатывающих производств (на 4,2%), в том числе:
производства машин и оборудования - на 42% по причине остановки производственной деятельности ООО "Стромнефтемаш", отсутствия регулярных крупных заказов на предприятиях, выпускающих теплообменное оборудование, калориферы и запасные части к ним;
текстильного и швейного производства - на 20,0% за счет снижения выпуска трикотажных изделий малым бизнесом в 1,8 раза;
производства пищевых продуктов, включая напитки, - на 5,2% за счет сокращения выпуска сельскохозяйственного сырья, прекращения производства алкогольной продукции на территории Костромской области.
Положительная динамика производства в 2015 году ожидается:
в добыче полезных ископаемых - на 5,2% за счет увеличения добычи торфа в 1,4 раза;
в деревообработке - на 2,5% за счет увеличения загрузки действующих мощностей фанерно-плитных производств;
в производстве резиновых и пластмассовых изделий - на 9% в связи с увеличением выпуска полиэстеровой ленты ООО "ВолгаСтрап" (реализация инвестиционного проекта позволит заводу выпускать до 10 тыс. тонн упаковки в год);
в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - на 4,4%, за счет увеличения выпуска строительных материалов, используемых в том числе для реализации проектов комплексного освоения и развития территорий: строительство микрорайонов "Новый город", "Венеция", "Агашкина гора-1", Катино, пос. Волжский;
в металлургическом производстве - на 3% в связи с запуском в августе завода по производству труб среднего диаметра ОАО "Газпромтрубинвест";
в производстве электрооборудования - на 6% за счет увеличения выпуска кабельной продукции для космической отрасли и самолетостроения ЗАО "Электромеханический завод "Пегас";
в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 0,5%.
Продолжается спад производства сельскохозяйственной продукции. По итогам 2015 года снижение составит 2,6% к уровню 2014 года преимущественно за счет отрасли животноводства. Отрицательная динамика производства продукции растениеводства в текущем году ожидается за счет неблагоприятных погодных условий.
Общий объем инвестиционных вложений в экономику региона за счет всех источников финансирования в 2015 году оценивается в 26,1 млрд. рублей (номинально на 1,4 млрд. рублей ниже предыдущего года). В сопоставимой оценке снижение составит 13,8% к уровню 2014 года. Снижение инвестиционной активности связано с высокой стоимостью заемных средств, неустойчивым финансовым положением предприятий, снижением потребительского спроса, нестабильной экономической ситуацией.
Прирост инвестиций в текущем году по сравнению с 2014 годом планируется в следующих сферах:
сельское хозяйство - за счет капитальных вложений в рамках реализации инвестиционных проектов: создание фермы по разведению кроликов ООО "Русский кролик", строительство тепличного комплекса ООО "Зеленый дом", реконструкция молочно-товарной фермы ОАО "Племзавод "Караваево";
деревообработка - за счет инвестиций крупных деревообрабатывающих предприятий области: ООО "Кроностар", НАО "СВЕЗА Кострома", НАО "СВЕЗА Мантурово";
промышленность строительных материалов - за счет реализации инвестиционного проекта по строительству второй линии по производству цементно-стружечных плит ЗАО "Межрегион Торг Инвест";
машиностроение - за счет капитальных вложений в рамках реализации инвестиционного проекта ООО "НОВ Кострома" по строительству завода по производству и обслуживанию буровых установок и другого нефтяного оборудования на территории города Волгореченска (проект с иностранными инвестициями NATIONAL OILWELL VARCO, США), а также модернизации производств АО "Галичский автокрановый завод", ООО "Концерн "Медведь", производственный участок N 7", ЗАО "Костромской завод автокомпонентов".
С учетом сокращения объемов производства в основных отраслях экономики в 2015 году замедляются темпы роста заработной платы (104,9% против 108,9% в предыдущем году).
В реальном секторе экономики рост заработной платы будет соответствовать общей экономической ситуации.
Несколько ускоренными темпами будет расти заработная плата работников бюджетной сферы (на 6%). Прежде всего, это связано с поэтапным повышением заработной платы работников данной категории в рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации и доведением ее до средней заработной платы в регионе.
Реальные располагаемые денежные доходы населения сократятся на 5,9% за счет высокого уровня инфляции.
Несмотря на реализацию мер по повышению доходов населения области (рост заработной платы работников, индексация пенсионного обеспечения), увеличение величины прожиточного минимума в 2015 году негативно скажется на уровне жизни населения. Доля населения, проживающего за чертой бедности, в 2015 году увеличится до 15% против 13,5% в 2014 году.
Сокращение реальных денежных доходов населения в 2015 году и сжатие потребительского кредитования приведут к сокращению оборота розничной торговли на 4,1% к уровню 2014 года.
Ожидаемый уровень инфляция к концу текущего года составит 12,6% к декабрю 2014 года.
Учитывая возможное ухудшение финансового положения предприятий из-за проблем со сбытом продукции, увеличением издержек на энергоносители и привлеченные заемные средства, прибыль организаций в целом за 2015 год оценивается со снижением на 8% к 2014 году. Ее объем составит 18,3 млрд. рублей.
Показатели прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов разработаны в двух вариантах (приложение N 1 к настоящему прогнозу).
Первый вариант прогноза (консервативный) предполагает продолжение действия санкций против России со стороны США и ЕС на протяжении всего прогнозного периода.
Второй вариант (умеренно оптимистичный) базируется на предположении о более позитивной конъюнктуре рынка и частичной отмене экономических санкций с 2016 года.
Параметры прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов рассмотрены на заседании бюджетной комиссии при губернаторе Костромской области 23 июля 2015 года. Базовым для формирования проекта областного бюджета выбран первый вариант прогноза. Далее описан первый вариант прогноза.
Факторами, ограничивающими экономический рост региона, являются: недостаточный уровень спроса внутреннего и внешнего рынка, нестабильность внешнеэкономической конъюнктуры, медленный процесс импортозамещения, высокий уровень износа основных фондов организаций, низкий уровень газификации территории области природным газом, слаборазвитая дорожно-транспортная и коммуникационная инфраструктура, высокие процентные ставки по банковским кредитам для предприятий, предпринимателей и частных лиц, сокращение и старение сельского населения.
Социально-экономическая политика администрации Костромской области на среднесрочную перспективу (2016-2018 годы) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
снижение инфляции;
улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции;
социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
сбалансированное региональное развитие.
По обозначенным приоритетам администрация Костромской области будет осуществлять следующую деятельность.
В части снижения инфляции:
проведение работы совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области по увеличению каналов сбыта продукции через развитие малых форматов торговли, продвижение продукции местных товаропроизводителей;
взаимодействие с производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции и продовольствия, торговыми сетями по обеспечению доступности и качества продовольственных товаров, недопущению необоснованного роста цен на них.