СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

РЕШЕНИЕ

от 29 ноября 2016 года N 439


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ГОРОДА БЕЛГОРОДА ОТ 30 ЯНВАРЯ 2007 ГОДА N 413 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА ДО 2025 ГОДА И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА ДО 2025 ГОДА НА 2012 - 2016 ГОДЫ"

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", в целях реализации основных направлений социально-экономического развития города Белгорода на долгосрочную перспективу и достижения показателей качества жизни населения города Совет депутатов города Белгорода решил:

1. Внести в решение Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 года N 413 "Об утверждении Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и Плана мероприятий органов местного самоуправления по реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года на 2012 - 2016 годы" (в редакции решений Совета депутатов города Белгорода от 25.09.2007 N 527, от 25.11.2008 N 110, от 21.07.2009 N 237, от 25.10.2011 N 531, от 26.02.2015 N 194) следующие изменения:

1.1. В наименовании и в пункте 2 решения слова "2012 - 2016 годы" заменить словами "2017 - 2020 годы".

1.2. Стратегию развития города Белгорода до 2025 года и План мероприятий органов местного самоуправления по реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года на 2017 - 2020 годы изложить в новой редакции (приложения 1, 2).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте "Совет депутатов города Белгорода" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.sovetdep31.ru).

3. Контроль за выполнением решения возложить на постоянные комиссии Совета депутатов города Белгорода в соответствии с направлениями деятельности: по бюджету, финансам и налоговой политике; по градостроительству и развитию городского хозяйства; по социальной политике и развитию солидарного общества; по вопросам законности и развития местного самоуправления; по экономической политике и муниципальной собственности; по экологической политике и охране окружающей среды; по предпринимательству и развитию трудовых ресурсов.

Председатель
Совета депутатов
города Белгорода
С.Н.ГЛАГОЛЕВ


Секретарь сессии
А.П.СЕМЕНЕНКО






Приложение 1
к решению
Совета депутатов
города Белгорода
от 29 ноября 2016 года N 439

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА ДО 2025 ГОДА


 Введение


"Созидание города возможностей"


Стратегия развития города Белгорода до 2025 года (далее - Стратегия) определяет систему долгосрочных направлений, целей, задач социально-экономического развития города, увязанных с механизмами их реализации и показателями эффективности.

Основываясь на выявленных конкурентных преимуществах развития города, Стратегия позволяет обеспечить устойчивое развитие городской среды, раскрыть человеческий потенциал населения и повысить уровень его социальной самоорганизации на основе рационально организованной модели управления.

Город Белгород является центром Белгородской области - одного из наиболее развитых регионов России, который вносит значительный вклад в реальный сектор экономики, обеспечение продовольственной безопасности страны, создание комфортных условий для жизни, работы и общественной деятельности населения. В городе, как и в области, наработано достаточное количество ценных управленческих практик, которые позволяют достичь значимых для населения и территории результатов деятельности. Город неоднократно занимал почетные места в российских и международных рейтингах городских муниципальных образований.

На протяжении всего периода реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года, утвержденной решением Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 года N 413, постоянно отмечались ощутимые позитивные результаты, особенно в таких сферах деятельности, как благоустройство, образование, жилищное строительство, здравоохранение, спорт, экология. Можно считать, что прежние стратегические ориентиры: "от благоустройства - к благополучию", "город добра и благополучия", "город, удобный для жизни" - достойно себя оправдали.

За последние два десятилетия заметно преобразилась и приобрела современный облик городская среда, получила мощный стимул к развитию экономика города, сформировалась особая городская культура, Белгород стал хорошо известным городом не только в России, но и за рубежом. Благоприятный социально-экономический контекст развития территории и созданные комфортные условия жизнедеятельности граждан на протяжении длительного периода времени обеспечивали приток мигрантов из регионов Севера и Дальнего Востока России, стран СНГ, за счет которых город наращивал свой экономический и социальный потенциал. Комплексное благоустройство города, осуществленное во второй половине 1990-х - начале 2000-х годов, позволило создать фундамент для новых стандартов жизнедеятельности, стало значимым фактором роста уровня культуры и социального благополучия.

Город Белгород имеет оптимальную численность населения, которая, с одной стороны, позволяет избежать проблем мегаполиса, а с другой, создает достаточную социальную базу для развития институтов, обеспечивающих удовлетворение всех основных потребностей жителей города.

Несмотря на разрастание города, его территория остается достаточно компактной, поскольку для строительства капитальных объектов максимально используются земельные участки в районах существующей застройки. Выделение новых территорий как для многоэтажного, так и для индивидуального жилищного строительства сопровождается их инфраструктурным обеспечением.

Одним из главных посылов Стратегии является объединение усилий органов местного самоуправления, бизнеса и общественности в созидании города возможностей, удобного для трудовой и предпринимательской деятельности, семейной и общественной жизни, а также для личностной самореализации.

Созидание города - это активный процесс его бесконечного развития, совершенствования институтов и самореализации жителей; это деятельность, направленная на повышение уровня организации городской среды, установление новых правил и принципов жизнедеятельности в соответствии с требованием времени; это улучшение городской среды и ее гармонизация: рождение детей, строительство жилья, создание произведений искусства.

Лейтмотивом созидания города возможностей является идея социальной солидарности. Солидарность - это единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей, взаимная ответственность. По словам Губернатора Белгородской области Е.С.Савченко, солидарность и справедливость есть главные принципы социально-экономического развития Белгородчины. Предпринимаемые действия по построению солидарного общества многообразны. Это и отлаженное взаимодействие с представителями бизнеса, и поддержка некоммерческого сектора, и уникальная система проектного управления.

На уровне города идея солидарного общества воплощается посредством ряда механизмов, важнейшим из которых является функционирование системы общественного самоуправления. В 27 микрорайонах города созданы Советы территорий, которые объединяют граждан по месту жительства и месту работы. Советы территорий призваны решать социально-бытовые проблемы и удовлетворять потребности жителей города и в то же время аккумулировать социальный потенциал населения на благо своей малой родины. Также развитию социальной солидарности способствуют волонтерское движение, поддержка благотворительной деятельности, инициативы по обеспечению активного долголетия лиц пожилого возраста.

Город Белгород обладает достаточным интеллектуальным потенциалом, о чем свидетельствуют научно-исследовательская деятельность на базе вузов, развитие малых инновационных предприятий, победы белгородских школьников на всероссийских и международных олимпиадах, система поддержки талантливой молодежи. В качестве ориентира развития интеллектуальной сферы определена идея "умного города", основанного на максимальной комфортности, безопасности, энергоэффективности и экологичности окружающего пространства. Именно модель умного города, элементы которого окружают человека дома, на улице и в общественных местах, создает основу для формирования инновационной среды и последующего перевода экономики на новую ступень развития.

За прошедшие годы создан организационный механизм реализации Стратегии, включающий следующие звенья: Коллегия местного самоуправления, рабочая группа по координации взаимодействия структурных подразделений администрации города в целях реализации Стратегии развития города, муниципальное автономное учреждение "Институт муниципального развития и социальных технологий", управление организационно-контрольной и аналитической работы.

Опыт реализации планов действий органов местного самоуправления на 2007 - 2011 г.г. и на 2012 - 2016 г.г. показал, что Стратегия не может быть документом статичным, она обязана корректироваться с учетом достигаемых результатов, новых общественных потребностей, внешнеэкономической и политической ситуации региона и страны в целом. Изменение целей и задач не меняет приоритетов долгосрочного планирования, но требует выработки новых подходов к проблематике и содержанию планируемых мероприятий.

При актуализации Стратегии учитывались положения документов вышестоящих уровней управления, таких как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года, Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. Не утрачивает актуальности и Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области, утвержденная законом Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74.

Главной стратегической целью социально-экономического развития города на долгосрочную перспективу остается улучшение качества жизни горожан, а миссией станет "СОЗИДАНИЕ ГОРОДА ВОЗМОЖНОСТЕЙ". Город возможностей - это город, в котором обеспечены:

возможности профессионального развития и карьерного роста работников, востребовано их образование и приобретенные навыки, необходимые для обеспечения экономической стабильности и перехода к инновационной экономике;

возможности для развития реального сектора экономики на принципах сочетания экономического эффекта и экологической безопасности;

возможности для привлечения внешних инвестиций и реализации инвестиционного потенциала населения;

возможности для развития предпринимательства, в том числе особое внимание, уделяемое малому и среднему бизнесу;

возможности создания семьи - крепкой, устойчивой, основанной на традиционных позитивных ценностях и транслирующей их новым поколениям;

возможности для раскрытия потенциала человека в общественно полезной деятельности;

возможности для активного участия населения в разнообразной культурной жизни, а также для творческой самореализации;

возможности для разработки и реализации социально значимых проектов общественных объединений;

возможности для воплощения молодыми людьми своих жизненных планов на малой родине;

безбарьерная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

условия для профессионального развития муниципальных служащих, формирования сплоченной управленческой команды, обеспечивающих качественное управление на основе современных технологий;

возможности участия граждан в управлении городом, в том числе в рамках системы общественного самоуправления;

благоприятная городская среда, начиная от благоустроенных улиц, парков и дворов и заканчивая доброжелательными человеческими отношениями.

В рамках Стратегии выделяются три стратегических направления:

I. Обеспечение устойчивого развития экономики города и городской среды.

II. Инвестиции в человека.

III. Повышение качества муниципального управления и развитие общественного самоуправления.

В Стратегии запланировано достижение 8 целей и решение 21 вытекающей из них задачи, которые сведены в систему мероприятий по реализации стратегических направлений социально-экономического развития города (План мероприятий органов местного самоуправления по реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года на 2017 - 2020 годы).

Для оценки эффективности реализации Стратегии используется система индексов, состоящая из статистических и социологических показателей, - индикаторов качества жизни (прилагаются).

Система индексов включает: индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), интегральный показатель социального самочувствия, индекс благополучия, а также семь целевых индексов, распределенных по основным стратегическим направлениям: здоровья, интеллектуального потенциала населения, безопасности жизнедеятельности, социального благополучия, экономического развития, гражданской активности, инфраструктурный индекс.

Индексы построены во взаимосвязи с целями и задачами Стратегии, то есть каждой цели соответствует свой интегральный индекс.

Для достижения намеченных целей реализуется программный и проектный подходы, которые обуславливают комплексный, межведомственный характер решения задач. При этом важнейшим моментом является эффективная и согласованная деятельность не только органов местного самоуправления и организаций бюджетной сферы, но и населения, всех хозяйствующих субъектов по формированию условий, обеспечивающих раскрытие творческого потенциала всех участников реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года.

Раздел I. ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА ЗА 2007 - 2015 ГОДЫ


За прошедшие 8 лет с момента утверждения Стратегии развития города Белгорода до 2025 года была проведена значительная работа по достижению прогнозных значений основных показателей, характеризующих качество жизни.

Самым значимым результатом на пути достижения главной стратегической цели является рост значения индекса развития человеческого потенциала, который измеряет уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия жителей города. Индекс развития человеческого потенциала увеличился с 0,799 в 2007 году до 0,864 в 2015 году, ожидается, что к концу 2016 года значение ИРЧП достигнет значения 0,871.

В мировом рейтинге стран по уровню человеческого развития Российская Федерация сохранила за собой 57 строку в группе с высоким уровнем человеческого развития со значением 0,778 (начиная с 2013 года, используется новое понятие индекса развития человеческого потенциала).

Согласно исследованию "Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда", проведенному Высшей школой урбанистики НИУ "Высшая школа экономики" в 2014 году, город Белгород вошел в шестерку наиболее конкурентоспособных городов России по развитию человеческого потенциала, наряду с такими городами, как Новосибирск, Краснодар, Томск, Воронеж, Екатеринбург.

Оценка социально-экономического развития города Белгорода в целом и различных аспектов его развития в сравнении с другими городами отражается в рейтингах различных исследовательских центров и авторитетных изданий:

2007 год - город Белгород стал лауреатом I степени национальной Экологической Премии "ЭкоМир" в номинации "Экологическая политика";

2008 год - городу присужден Диплом I степени за 1-е место во Всероссийском конкурсе на звание "Лучшее муниципальное образование" в номинации "Экономика и финансы муниципального образования";

2010 год - город Белгород занял 1-е место по итогам V Ежегодного Всероссийского конкурса муниципальных образований в номинации "Лучшее муниципальное образование среди городских округов - административных центров";

2011 год - город Белгород получил Диплом Совета Европы за развитие международного сотрудничества;

2012 год - город Белгород занял 1-е место среди городов Центрального Черноземья по привлекательности для бизнеса;

2014 год - городу Белгороду присужден Диплом III степени за 3-е место во Всероссийском конкурсе на звание "Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России среди муниципальных образований I категории по итогам 2013 года", 1-е место по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в рейтинге муниципальных районов и городских округов;

2015 год - город Белгород занял 2-е место в рейтинге самых динамично развивающихся городов по версии журнала "РБК", 3-е место в ежегодном конкурсе "Самый благоустроенный город России" и 1-е место по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в рейтинге муниципальных районов и городских округов.

Демография. Показатели динамики численности населения, рождаемости, прироста населения являются основными показателями благополучия региона.

В Белгороде на протяжении длительного времени сохраняется положительная динамика роста численности населения. Численность населения Белгорода по состоянию на 1 января 2016 года составила 387,09 тысяч человек, что на 33,39 тысяч человек больше, чем в 2007 году (353,7 тыс. человек).

Весьма значимым показателем является естественный прирост (убыль) населения. Его значение увеличивается за счет роста рождаемости. На начальном этапе реализации Стратегии естественный прирост населения имел отрицательное значение (-2,3), в 2015 году данный показатель составляет +1,2.

В 2015 году в городе Белгороде родился 4521 ребенок, что почти на 30% выше показателя 2007 года (3486 детей), причем 46% составляют вторые, третьи и последующие дети.

За 2007 - 2015 годы произошло снижение значения показателя смертности - "число умерших на 1000 человек населения" - с 11,1 в 2007 году до 10,5 в 2014 и 2015 годах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»