СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

РЕШЕНИЕ

 от 26 февраля 2015 года N 194


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ГОРОДА БЕЛГОРОДА ОТ 30 ЯНВАРЯ 2007 ГОДА N 413 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА ДО 2025 ГОДА И ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА 2012 - 2016 ГОДЫ"


В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", в целях реализации основных направлений социально-экономического развития города Белгорода на долгосрочную перспективу и достижения показателей качества жизни населения города Совет депутатов города Белгорода

решил:


1. Внести в решение Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 года N 413 "Об утверждении Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и плана действий органов местного самоуправления на 2012 - 2016 годы" (в редакции решений Совета депутатов города Белгорода от 25.09.2007 N 527, от 25.11.2008 N 110, от 21.07.2009 N 237, от 25.10.2011 N 531) следующие изменения:

1.1. В наименовании и в пункте 2 решения слова "план действий органов местного самоуправления на 2012 - 2016 годы" в соответствующем падеже заменить словами "План мероприятий органов местного самоуправления по реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года на 2012 - 2016 годы" в соответствующем падеже;

1.2. В пункте 3 решения слова "комплексных целевых" заменить словом "муниципальных";

1.3. Стратегию развития города Белгорода до 2025 года и План мероприятий органов местного самоуправления по реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года на 2012 - 2016 годы изложить в новой редакции (прилагаются).

2. Опубликовать настоящее решение в газете "Наш Белгород".

3. Контроль за выполнением решения возложить на постоянные комиссии Совета депутатов города Белгорода в соответствии с направлениями деятельности: по бюджету, финансам и налоговой политике; по градостроительству и развитию городского хозяйства; по социальной политике и развитию солидарного общества; по вопросам законности и развития местного самоуправления; по экономической политике и муниципальной собственности; по экологической политике и охране окружающей среды; по предпринимательству и развитию трудовых ресурсов.

Председатель
Совета депутатов
города Белгорода
С.Н.ГЛАГОЛЕВ

Секретарь сессии
Н.Г.ГУЩИН


Приложение N 1
к решению
Совета депутатов
города Белгорода
от 26 февраля 2015 года N 194

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА ДО 2025 ГОДА


Введение

"Белгород - город добра и благополучия"

Стратегия развития города Белгорода до 2025 года (далее - Стратегия) определяет систему долгосрочных направлений, целей, задач социально-экономического развития города, увязанных с механизмами их реализации.

Основываясь на выявленных конкурентных преимуществах развития города, Стратегия позволяет обеспечить устойчивое развитие городской среды, раскрыть человеческий потенциал населения и повысить уровень его социальной самоорганизации на основе рационально организованной модели управления.

Город Белгород является центром Белгородской области - одного из наиболее стабильных регионов России, который вносит немалый вклад в реальный сектор экономики, обеспечение продовольственной безопасности страны, создание комфортных условий для жизни, работы и общественной деятельности населения. В городе, как и в области, наработано немало ценных управленческих практик, которые позволяют достичь значимых для населения и территории результатов деятельности. Город неоднократно занимал почетные места в российских и международных рейтингах муниципальных образований.

Первые пять лет реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года, утвержденной решением Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 года N 413, принесли ощутимые позитивные результаты, особенно в таких сферах деятельности, как благоустройство, образование, жилищное строительство, здравоохранение, спорт, экология. Можно считать, что сформулированная на первом этапе миссия - "от благоустройства - к благополучию" - достойно себя оправдала.

За последние два десятилетия заметно преобразилась и приобрела современный облик городская среда, получила мощный стимул к развитию экономика города, сформировалась особая городская культура, Белгород стал известным городом как в России, так и за рубежом. Благоприятный социально-экономический контекст развития территории и созданные комфортные условия жизнедеятельности граждан обеспечивают приток мигрантов из нефтегазовых регионов России, за счет которых город наращивает свой экономический и социальный потенциал. Комплексное благоустройство города, осуществленное во второй половине 1990-х - начале 2000-х годов, позволило создать фундамент для новых стандартов жизнедеятельности, стало значимым фактором роста уровня культуры и социального благополучия.

Город Белгород имеет оптимальную численность населения, которая, с одной стороны, позволяет избежать проблем мегаполиса, а с другой, создает достаточную социальную базу для развития институтов, обеспечивающих удовлетворение всех основных потребностей жителей города.

Несмотря на разрастание города, его территория остается достаточно компактной, поскольку для строительства капитальных объектов максимально используются земельные участки в районах существующей застройки. Выделение новых территорий как для многоэтажного, так и для индивидуального жилищного строительства сопровождается их инфраструктурным обеспечением.

Одним из главных посылов Стратегии является объединение усилий органов местного самоуправления, бизнеса и общественности в созидании города, удобного для трудовой и предпринимательской деятельности, семейной и общественной жизни, а также для личностной самореализации.

Категория "удобство" означает приспособленность физической среды к удовлетворению потребностей горожан (доступность необходимых институтов, безбарьерная среда для инвалидов и т.д.), а также выстроенность социальных отношений, в основе которых лежит доверие, участие, взаимопомощь, - все те, качества, которые входят составной частью в понятие солидарного общества.

Идея социальной солидарности успешно реализуется посредством действующей системы общественного самоуправления. В 27 микрорайонах города созданы Советы территорий, которые объединяют граждан по месту жительства и месту работы. Советы территорий призваны решать социально-бытовые проблемы и удовлетворять потребности жителей города и в то же время аккумулировать социальный потенциал населения на благо своей малой родины. Также развитию социального потенциала способствуют волонтерское движение, поддержка благотворительной деятельности, инициативы по обеспечению активного долголетия лиц пожилого возраста.

Город Белгород обладает достаточным интеллектуальным потенциалом, о чем свидетельствуют победы белгородских школьников на всероссийских и международных олимпиадах, система поддержки талантливой молодежи, научно-исследовательская деятельность на базе вузов, развитие малых инновационных предприятий. В качестве ориентира развития интеллектуальной сферы определена идея "умного города", основанного на максимальной комфортности, безопасности, энергоэффективности и экологичности окружающего пространства. Именно модель умного города, элементы которого окружают человека дома, на улице и в общественных местах, создает основу для формирования инновационной среды и последующему переводу экономики на новую ступень развития.

За прошедшие годы создан организационный механизм реализации Стратегии. Он состоит из следующих звеньев: Коллегия местного самоуправления, Консультационный совет по стратегическому планированию при главе администрации города, рабочая группа по координации взаимодействия структурных подразделений администрации города в целях реализации Стратегии развития города, муниципальное автономное учреждение "Институт муниципального развития и социальных технологий", а также контрольный орган.

Опыт реализации первого этапа Стратегии развития города Белгорода (2007 - 2011 г.г.) показал, что Стратегия не может быть документом статичным, она обязана корректироваться с учетом достигаемых результатов и возникающих новых общественных потребностей. Изменение целей и задач не меняет приоритетов долгосрочного планирования, но требует выработки новых подходов к проблематике и содержанию планируемых мероприятий.

При актуализации Стратегии упор делался на появившиеся в последнее пятилетие документы вышестоящих уровней управления: Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Бюджетное послание Президента РФ от 13 июня 2013 года, Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года, Стратегию социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. Не утрачивает актуальности и Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области, утвержденная законом Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74.

В рамках Стратегии выделяются три стратегических направления:

1) обеспечение устойчивого развития города;

2) инвестиции в человека;

3) формирование городского солидарного общества.

В Стратегии запланировано достижение 7 целей и решение 23 вытекающих из них задач, которые сведены в систему мероприятий по реализации стратегических направлений социально-экономического развития города (План мероприятий органов местного самоуправления по реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года на 2012 - 2016 годы).

Главной стратегической целью социально-экономического развития города на долгосрочную перспективу, как и прежде, остается улучшение качества жизни горожан. Миссией на предстоящий период до 2016 года станет развитие Белгорода как города добра и благополучия.

Данная миссия находит реальное воплощение в модели позитивного социального поведения: "творить добро и тем самым обеспечивать себе и окружающим благополучное существование".

Слово "благополучие" этимологически означает "получать блага", причем блага могут быть как материальные, так и духовные. Отсюда благополучие - это не только высокая покупательная способность, но и качество и доступность муниципальных благ, безопасность, здоровье, образованность, конкурентоспособность на рынке труда.

Основой направления "Обеспечение устойчивого развития города" становятся инновационные идеи и проекты. Необходимо перейти от экстенсивной индустриальной экономики к экономике интенсивной и интеллектуальной. Следующей составляющей стратегического направления является совершенствование городской среды путем создания комфортной и эстетичной территории жизнедеятельности. Системы жизнеобеспечения, телекоммуникаций и информационных технологий должны быть доведены до уровня "умного города". Это город с умной инфраструктурой, экологичной современной энергетикой, биотехнологиями. Город, в котором каждый может самореализоваться, достигая гармонии с окружающим его миром.

Реализацию направления "Инвестиции в человека" планируется начать с укрепления здоровья жителей города, формирования у них потребности в здоровом образе жизни. Далее направить усилия на приращение интеллектуального, культурного и духовного потенциала населения города. Поэтому наряду с обеспечением современных условий воспитания, образования детей, сохранением духовных ценностей, развитием информационно-образовательной сети необходимо приступить к формированию городской интеллектуальной среды, высокой культуры общения, природосообразного поведения и деятельности.

Главной целью стратегического направления "Формирование городского солидарного общества" на ближайшие пять лет станет формирование городской общины - это единомыслие в главном, в достижении целей по повышению уровня и качества жизни горожан. В процессе формирования солидарного общества должна произойти сплоченность всего городского сообщества вокруг главной идеи, сформулированной Губернатором Белгородской области в его ежегодном отчете Белгородской областной Думе за 2010 год: человек является высшей ценностью.

В солидарном обществе также выстраиваются и принципиально новые отношения между населением и властью: отношения взаимной уважительности, активного партнерства, общей заинтересованности в достижении конечных результатов деятельности. А это невозможно без повышения функциональности сети самоуправляемых территорий (органов общественного самоуправления).

При этом одна из идей солидарного общества - взаимная ответственность, справедливое распределение ролей и ответственности каждого индивидуума перед всем обществом. Реализация Стратегии предполагает ответственность за развитие города. И эту ответственность, в первую очередь, возлагают на себя органы местного самоуправления.

Следующая задача - это формирование кадровой элиты. Именно кадровый потенциал будет способствовать изменению подходов к развитию экономики и социума. Белгород станет точкой притяжения интеллектуальных кадров, приобретет эффективную экономику, станет городом с высоким уровнем благосостояния населения. Плановый документ будет реализован при условии, если в его осуществление будет вовлечено все население города и, прежде всего, квалифицированные и мотивированные представители элиты местного сообщества, городской интеллигенции в целом.

Для оценки эффективности реализации Плана мероприятий органов местного самоуправления по реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года на 2012 - 2016 годы разработана система индексов, состоящая из статистических и социологических показателей, - индикаторов качества жизни (прилагаются).

Система индексов включает: индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), интегральный показатель социального самочувствия, индекс благополучия, а также семь целевых индексов, распределенных по основным стратегическим направлениям: здоровья, интеллектуального потенциала населения, безопасности жизнедеятельности, социального благополучия, экономического развития, гражданской активности, инфраструктурный индекс.

Индексы построены во взаимосвязи с целями и задачами Стратегии, то есть каждой цели соответствует свой интегральный индекс.

Для достижения намеченных целей, как и ранее, избран программно-целевой подход, который обуславливает комплексный, межведомственный характер решения задач. При этом важнейшим моментом является эффективная и согласованная деятельность не только органов местного самоуправления и организаций бюджетной сферы, но и населения, всех хозяйствующих субъектов по формированию условий, обеспечивающих раскрытие творческого потенциала всех участников реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года.

Раздел I. ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА ЗА 2007 - 2011 ГОДЫ


Результатом оценки деятельности органов местного самоуправления по реализации стратегических направлений в период с 2007 по 2011 годы является достижение прогнозных значений основных показателей, характеризующих качество жизни.

Самым значимым результатом на пути достижения главной стратегической цели - улучшение качества жизни - является значение индекса развития человеческого потенциала, который измеряет уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия жителей города.

Ожидаемым результатом действий органов местного самоуправления в период с 2007 по 2011 годы было значение индекса 0,814, но по оперативным данным на конец периода ИРЧП составил 0,835 и превысил прогнозное значение на 0,021 пункта. По официальным данным Представительства Программы развития ООН в Российской Федерации, ИРЧП региона составил 0,838, и область занимает 5 место среди всех субъектов России.

Важным итогом, несомненно, является и положительная динамика демографических процессов. Достигнуто высокое значение показателя естественного прироста населения на тысячу человек населения: по сравнению с данными за 2007 год (-2,3) показатель вырос на 2 пункта и достиг значения -0,3. Ожидаемая продолжительность жизни в городе достигла 71,8 года, что на 2,7 года больше, чем на старте реализации Стратегии (в 2006 году она составляла 69,1 года).

Несмотря на пройденный кризис, ни один социальный проект не был приостановлен. Выполнялись все взятые перед жителями обязательства: вовремя и в полном объеме выплачивались пенсии и пособия, заработная плата. Строились и ремонтировались школы, больницы, объекты культуры. Городской бюджет сохранил свою социальную направленность - объем расходов на социально-культурную сферу составил в 2011 году 71,5% при аналогичном показателе 2010 года - 69%, 2009 - 65%. Из бюджета городского округа на указанные цели было выделено 2316905 тыс. рублей. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически произведенных расходов занимают расходы на образование - 41,7%, социальную политику - 17,3%, жилищно-коммунальное хозяйство - 13,8%, здравоохранение - 8,9%.

Достижения в социальной сфере характеризуются снижением доли малообеспеченных граждан (10,2%) почти до уровня ожидаемого результата (10%), а также увеличением бюджетообеспеченности на одного жителя с 13900 рублей до 19600 рублей. Среднемесячная заработная плата горожан по сравнению с 2007 годом увеличилась на 57,4% и достигла 19988 рублей.

Важным результатом реализации стратегических направлений в деятельности органов местного самоуправления является повышение экономического потенциала города за счет увеличения индекса промышленного производства и роста оборота организаций по видам экономической деятельности, который вырос по сравнению с 2007 годом на 51,87 млрд. рублей (42,9%) и составил 172,9 млрд. рублей.

За 5 лет усилиями бизнеса при содействии муниципальной власти достигнуто заметное позитивное изменение облика города, его приближение к лучшим европейским стандартам. Введение в строй новых комплексов позволило улучшить структуру занятости населения, насытить город новыми товарами и услугами, пользующимися спросом у горожан.

В рейтинговых соревнованиях Белгород сохранил лидерские позиции, став победителем среди городов Белгородской области. В 2010 году городу присуждено первое место в главной номинации пятого ежегодного Конкурса муниципальных образований - "Лучшее муниципальное образование среди городских округов - административных центров".

Продолжают укрепляться международные экономические и культурные связи. 23 июня 2011 года во Дворце Европы в Страсбурге во время очередной сессии Парламентской ассамблеи Белгород был награжден Дипломом Совета Европы за продвижение идей европейского партнерства.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Сегодня жилищный фонд находится в управлении 23 товариществ собственников жилья (ТСЖ) и 32 управляющих компаний (УК).

Общая площадь жилищного фонда города - 8603,6 тыс. м2, в том числе площадь многоэтажной застройки - 6739,9 тыс. м2 (1930 многоквартирных домов) и индивидуальной застройки - 1471,2 тыс. м2.

За 2007 - 2010 годы проведен капитальный ремонт жилищного фонда на сумму 1018,3 тыс. рублей. На проведение работ по благоустройству предприятий в 2010 году из бюджета городского округа были выделены средства в сумме 390,4 млн. рублей.

В 2010 году проведена реконструкция 5,4 км тепловых магистралей по улицам Железнодорожной, Октябрьской, Губкина, 50-летия Белгородской области, Костюкова, Щорса, 1-й Центральной, бульвару Юности, проспекту Б.Хмельницкого. Выполнен капитальный и текущий ремонт 1,94 км тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения.

Завершены работы по строительству сборного водовода Разуменского водозабора, напорной и самотечной канализации ИЖС МКР "Северный", насосной станции МКР "Восточный", поливочного водопровода по пр. Б.Хмельницкого, реконструкции водовода по ул. Щорса, сборного водовода 4-го водозабора, канализированию средней школы N 24.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»