АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 октября 2016 года N 338-рк
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ ОТ 05.11.2014 N 823-РК
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2021 на основании распоряжения Администрации города Тюмени от 23.11.2020 N 248-рк.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк", руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени,
внести в распоряжение Администрации города Тюмени от 05.11.2014 N 823-рк "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2015-2020 годы" (с изменениями, внесенными распоряжениями Администрации города Тюмени от 26.01.2015 N 31-рк, от 18.05.2015 N 306-рк, от 06.07.2015 N 431-рк, от 24.08.2015 N 569-рк, от 13.10.2015 N 758-рк, от 30.10.2015 N 802-рк, от 01.12.2015 N 890-рк, от 21.12.2015 N 931-рк, от 01.02.2016 N 27-рк, от 14.03.2016 N 98-рк, от 10.05.2016 N 174-рк, от 04.07.2016 N 253-рк) следующие изменения:
в пункте 2 распоряжения слова "(Гнусарева Л.А.)" исключить;
приложение к распоряжению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
Глава Администрации города
А.В.МООР
Приложение
к распоряжению
от 31.10.2016 N 338-рк
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие образования в городе Тюмени на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, в том числе:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";
постановлением Администрации города Тюмени от 25.04.2016 N 106-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг в сфере образования, о признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации города Тюмени и пункта 24 постановления Администрации города Тюмени от 24.02.2014 N 28-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 28.01.2010 N 2-пк "О компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан на оплату присмотра и ухода за детьми";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1) Недостаточность условий для обеспечения доступности и качества услуг дошкольного образования.
Причины возникновения проблемы:
- недостаток мест в дошкольных образовательных организациях в отдельных микрорайонах города, в том числе для детей от 1,5 до 3 лет в большинстве районов города;
- недостаточный потенциал организаций негосударственного сектора экономики в предоставлении качественных услуг дошкольного образования;
- несоответствие развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО);
- недостаточный уровень профессиональных компетенций у педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей, обозначенных в ФГОС ДО.
Наличие существующих проблем затрудняет создание условий для обеспечения доступности и повышения качества услуг дошкольного образования.
Услуги дошкольного образования в городе оказывают 106 организаций (муниципальные дошкольные образовательные организации - 89, общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход, - 12, негосударственные дошкольные образовательные организации - 1, иные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход, - 4); а также 15 организаций получают субсидию в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуги по содержанию детей дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания и группах полного дня. Меры, предпринятые в 2012 - 2013 годах (открытие дополнительных мест для дошкольников посредством возвращения и реконструкции зданий бывших детских садов, используемых не по назначению; открытие дополнительных групп за счет рационального использования имеющихся площадей; функционирование отделений дошкольного образования в школах), позволили уже в 2013 году полностью удовлетворить потребность в местах в дошкольных организациях для детей от 3 до 7 лет.
Однако, несмотря на принимаемые меры, проблема доступности дошкольного образования остается актуальной для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (11875 детей по состоянию на 01.01.2015), которым не предоставлены услуги по присмотру и уходу в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
В связи с развитием экономики города, высокими темпами застройки и благоприятной демографической ситуацией потребность в местах в дошкольных образовательных организациях постоянно повышается. Чаще всего это районы интенсивной жилищной застройки: микрорайон "Тюменский" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 273), микрорайон "Войновка" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 246), микрорайон "Европейский" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 363), район "Дом Обороны" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 389), район ул. Московский тракт (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 271), микрорайон "Мыс" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 222), 5 - 6 микрорайоны и микрорайон "Южный" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 419), микрорайон "Тура" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 217).
В строящихся микрорайонах "Ямальский", "Видный", "Ямальский 2" дошкольные образовательные организации отсутствуют. Дети от 3 до 7 лет, проживающие в вышеуказанных районах, посещают детские сады не по месту их жительства.
Строительство детских садов в развивающихся районах позволит более полно удовлетворять потребность в местах в детских садах для детей указанного возраста и освободить, тем самым, места в других районах города для детей от 1,5 до 3 лет.
Вместе с тем необходимо понимать, что процесс создания современных комфортных условий пребывания воспитанников в дошкольных образовательных организациях неразрывно связан с необходимостью поддержания зданий в нормативном техническом состоянии. С 2009 года в городе проводится ежегодное обследование технического состояния объектов дошкольных образовательных организаций с целью определения необходимости в проведении ремонтных работ текущего либо капитального характера. Текущие ремонты, направленные на устранение аварийных ситуаций, выполняются в оперативном порядке. За период с 2009 года комплексный капитальный ремонт выполнен в 28 детских садах, частичный капитальный ремонт (устройство скатной кровли, устройство ограждения территории, замена оконных и дверных блоков) - в 29 детских садах. В настоящее время потребность в проведении ремонтных работ в дошкольных образовательных организациях сохраняется.
С 2010 года постепенно увеличивается количество организаций негосударственного сектора экономики, предоставляющих услуги детям дошкольного возраста и получающих субсидию на частичную компенсацию затрат в связи с оказанием услуг по содержанию детей дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания и группах полного дня, причем 5 из 18 таких организаций имеют лицензию на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО в связи с введением ФГОС ДО особо актуален. Согласно требованиям стандарта развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, многофункциональной, доступной и безопасной. Все детские сады города оснащены необходимым набором игр и игрушек для развития дошкольников по пяти направлениям: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие. Игровая среда обогащается элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Эти условия обеспечивают насыщенность и вариативность развивающей среды. Доступность и безопасность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается во всех дошкольных образовательных организациях:
- в спальных помещениях обычные кровати постепенно сменяются на раздвижные трехъярусные кровати-шкафы для освобождения пространства и обеспечения двигательной активности дошкольников;
- в коридорах-рекреациях организованы игровые и учебные зоны;
- в групповых комнатах организован свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности.
Тем не менее существует проблема перенасыщения и избытка мебели и оборудования, отсутствия сменяемости игрового оборудования. Анализ развивающей среды в детских садах выявил проблемы в вопросе трансформируемости: в ряде организаций игровое оборудование и сюжетные уголки в групповых ячейках статичные, громоздкие, непосильные для передвижения дошкольниками. Необходимо приобретать и вводить в интерьер многофункциональные объекты, обеспечивающие возможность трансформации пространства, в том числе выполняемого детьми.
С целью повышения профессиональной компетенции педагогических работников в городе Тюмени создано 15 пилотных площадок для педагогических коллективов по внедрению ФГОС ДО, организованы обучающие мероприятия, включающие семинары-практикумы, курсы, учебно-методическое сопровождение реализации ФГОС ДО, в том числе в режиме консультирования в сети Интернет. Пилотные площадки, в свою очередь, распространяют позитивный отрефлексированный опыт проектирования развивающей предметно-пространственной среды среди дошкольных образовательных организаций города.
ФГОС ДО предполагает в качестве приоритетной задачи мероприятия по обновлению состава и компетенций педагогических кадров, однако анализ условий для успешного внедрения данных мероприятий выявил недостаточный уровень профессиональных компетенций у педагогических работников в области психологической поддержки и сопровождения ребенка и низкий уровень развития коммуникативных технологий во взаимодействии с родителями (законными представителями).
Успешная реализация запланированных мероприятий позволит устранить существующее на сегодняшний день противоречие - несоответствие уровня профессионально-педагогической подготовленности воспитателя и требований, предъявляемых к нему, создать перспективы для дальнейшего роста его профессиональной компетенции, сформировать инновационный потенциал и, следовательно, обеспечить современное качественное дошкольное образование в городе в целом.
2) Несоответствие качества образовательных результатов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и современного общества.
Причины возникновения проблемы:
- низкие темпы качественного изменения форм и методов преподавания, формирующего компетенции, востребованные в современной жизни и экономике;
- недостаточный уровень сформированности системы профильного обучения;
- недостаток учителей, которые могут качественно преподавать, учитывая, развивая и формулируя учебные и жизненные интересы различных групп учащихся;
- неразвитость использования индивидуального обучения, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Во многом эти причины являются следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и слабого развития профильного образования, особенно в области естественных наук и технологий.
Образовательные результаты - это показатели итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы. Несмотря на их позитивную динамику в городе Тюмени, они не могут рассматриваться на данном этапе как достаточные.
Образовательным результатом в парадигме новых стандартов является воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, основанными на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
В процессе социальных изменений, происходящих в городе, регионе и государстве в целом, обострилась проблема математического образования, в связи с чем в образовательной области "Математика" необходимо:
- принять за основу направления развития математического образования, изложенные в Концепции математического образования в РФ;
- организовать работу площадок по апробации педагогических технологий, методик и средств обучения, в том числе дистанционных, электронного обучения с целью индивидуализации обучения, в том числе с развитием системы специализированных учреждений, специализированных классов, системы дополнительного образования в области математики на всех уровнях школьного образования.
Во всех предметных областях необходимо:
- выработать единые для муниципальной системы образования подходы к обеспечению горизонтальной и вертикальной преемственности содержания в школьных предметах, образовательных областях;
- обеспечить новые практики методической работы (внутришкольный и муниципальный уровни) с учителями, осуществляющими преподавание на базовом и углубленном уровне, а также с предметниками, ведущими подготовку детей к участию в олимпиадном движении;
- организовать апробацию учебно-методических комплексов по предметам с целью выявления наиболее адаптируемых к условиям города;
- выработать единые требования к формированию и оценке читательской компетентности для каждого уровня общего образования как к результату целенаправленной деятельности по реализации междисциплинарной программы "Основы смыслового чтения и работа с текстом".
К основным образовательным результатам относятся и сформированные социально значимые компетенции учащихся. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования обязывает осуществить поиск эффективных подходов к формированию проектных, учебно-исследовательских компетенций, компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий, формированию универсальных учебных действий учащихся.
На внутришкольную систему работы по обеспечению качества образования также влияют следующие внешние факторы: