____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Тюменской области от 02.03.2023 N 93-п.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 7 февраля 2022 года)
(в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 476-п, от 11.03.2020 N 118-п, от 04.03.2021 N 109-п, от 07.02.2022 N 43-п)
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановлением Правительства Тюменской области от 11 июня 2015 года N 247-п "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга реализации прогноза социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период" утвердить Прогноз социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2030 года согласно приложениям N 1, 2 к настоящему постановлению.
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 07.02.2022 N 43-п)
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Тюменской области за 2015 год
В 2015 году в области наблюдался устойчивый рост промышленного производства, достигнуты высокие объемы ввода жилья. Продолжена реализация перспективных инвестиционных проектов. Сохранилась тенденция роста численности населения региона.
Валовой региональный продукт в текущих ценах составил 905,7 млрд рублей, темп роста ВРП в сопоставимых ценах - 105,3% к уровню 2014 года.
Индекс промышленного производства по итогам 2015 года составил 109,8% (в среднем по России - 100,2%).
Индекс производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" - 110,9%. Добыто 11,9 млн тонн нефти (110,4% к уровню 2014 года).
В обрабатывающем секторе рост производства составил 110,8%. Наибольшие темпы роста достигнуты в производстве химических веществ и химических продуктов (140,2%), производстве нефтепродуктов (128,9%), электрического оборудования (133,0%), металлургическом производстве (126,1%), производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (118,4%), деревообработке (110,9%), производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (108,9%), машин и оборудования (107,1%).
Выпуск дизельного топлива возрос на 65,4%, сжиженных углеводородных газов (пропана и бутана) - на 33,6%, автомобильных аккумуляторов - на 26,8%, фанеры клееной - на 19,2%, древесностружечных плит - на 18,1%, бутылок из цветного стекла для напитков и пищевых продуктов - на 12,1%, сборных металлических конструкций - на 8,3%. Обеспечен прирост производства лекарственных средств (в фактически действовавших ценах) на 63,4%.
В пищевой промышленности выпуск цельномолочной продукции увеличился на 9,7%, мясных полуфабрикатов - на 9,8%, мясных консервов - на 75,4%, сыров и продуктов сырных - на 72,1%.
В "Обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха" индекс производства за 2015 год составил 98,0%. Выработано 10,95 млрд кВт/час электроэнергии, что на 2,5% меньше, чем в предыдущем году. Производство теплоэнергии возросло на 1,4% до 16,3 млн Гкал.
Индекс производства в "Водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений" за 2015 год составил 107,6%.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2015 году составил 60,9 млрд рублей.
Хозяйствами всех категорий произведено 148 тыс. тонн мяса, 522,5 тыс. тонн молока, 1410,5 млн штук яиц.
Средний надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях области (без субъектов малого предпринимательства) повысился на 2,5% и составил 6 051 кг. Птицефабриками региона поддерживается на высоком уровне яйценоскость кур-несушек - 337 яиц.
Валовой сбор зерна составил 1 338,5 тыс. тонн (в весе после доработки), картофеля - 423,2 тыс. тонн, овощей - 120,7 тыс. тонн. Объемы производства позволяют полностью закрыть потребности региона в продовольственном и кормовом зерне, картофеле.
Объем инвестиций в основной капитал в 2015 году составил 217,4 млрд рублей (78,9% к 2014 году в сопоставимых ценах). При этом 176,8 млрд рублей (81,3%) из общего объема инвестиций освоено крупными и средними организациями. По объему инвестиций на душу населения область в 1,6 раза превышает среднероссийский показатель (150,8 тыс. рублей и 94,9 тыс. рублей соответственно).
За 2015 год организациями, осуществляющими строительную деятельность, выполнено работ собственными силами на сумму 134,4 млрд рублей.
Организациями всех форм собственности, включая индивидуальных застройщиков, введено 2 131,5 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 20,1% больше, чем в предыдущем году (в расчете на 1 000 человек населения - 1 478,2 кв. метра).
Доля жилья, введенного населением за счет собственных и привлеченных средств, составила 36,6%. Ввод индивидуальных жилых домов, построенных населением, по сравнению с 2014 годом увеличился на 12,7%.
В 2015 году оборот розничной торговли составил 326,6 млрд рублей (91,3% к предыдущему году в сопоставимых ценах). В расчете на душу населения реализовано товаров на сумму 226,5 тыс. рублей.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий - 47,7%, непродовольственных товаров - 52,3%.
Населению области предоставлено платных услуг на сумму 75,7 млрд рублей (103% к уровню 2014 года в сопоставимых ценах), в расчете на душу населения - 52,5 тыс. рублей. Наибольший удельный вес в структуре платных услуг занимали услуги связи (19,5%), коммунальные (17,9%), транспортные (12,6%), системы образования (10,3%), бытовые (9,4%) и медицинские (9,3%) услуги.
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2016 года составила 4 950 человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,7% от численности экономически активного населения.
Коэффициент напряженности на региональном рынке труда составил 0,3 человека на 1 вакансию.
Денежные доходы населения в расчете на одного жителя в 2015 году составили 27,4 тыс. рублей (109,2% к уровню 2014 года). Снизились реальные располагаемые денежные доходы населения и составили 99,3%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2015 год сложилась в сумме 35,9 тыс. рублей (105,1% к предыдущему году).
Численность населения региона на 1 января 2016 года составила 1 454,6 тыс. человек, увеличившись за 2015 год на 25,4 тыс. человек.
Естественный прирост населения за 2015 - 2020 годы составил 7 461 человек, миграционный прирост - 17 933 человек.
2. Определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития, оценка факторов и ограничений экономического роста, направления социально-экономического развития и целевые показатели, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития Тюменской области по отдельным видам деятельности, на долгосрочный период
2.1. Условия и характеристики вариантов социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период.
Прогноз социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2030 года разработан в двух вариантах с учетом прогноза социально-экономического развития Тюменской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, одобренного на заседании Президиума Правительства Тюменской области 29.10.2021.
При формировании вариантов прогноза также учтены тенденции социально-экономического развития области, прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный (одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 21.09.2021, протокол N 29, часть I) и долгосрочный (утвержден Правительством Российской Федерации 22.11.2018, протокол N 34, раздел II, пункт 2) периоды.
Варианты сформированы в зависимости от сочетания внутренних и внешних условий, факторов и ограничений экономического роста Тюменской области, а также с учетом национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474; Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р); Закона Тюменской области от 24.03.2020 N 23 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года".
Тенденции развития национальной экономики и внешнеэкономические условия определяют параметры внешней среды для развития Тюменской области.
Внутренние факторы связаны с особенностями экономического развития области и спецификой стоящих перед ней целей и задач.
При формировании вариантов прогноза учтены тенденции, взаимосвязи между показателями социально-экономического развития области, в том числе демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом возможности ухудшения внешнеэкономических условий.
Базовый вариант долгосрочного прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативного изменения внешних условий.
Ключевое отличие консервативного варианта прогноза от базового - это предпосылка о более негативном развитии внешнеэкономической ситуации.
В базовый вариант прогноза заложена успешная реализация мер экономической политики, направленных на достижение национальных целей развития и других приоритетов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474. Эти меры, реализуемые как в рамках управленческого механизма национальных проектов, так и за его пределами, должны обеспечить повышение инвестиционной активности и рост доходов населения.
Все варианты прогноза предполагают рост численности населения области как за счет естественного, так и за счет миграционного прироста (в том числе за счет внутрирегиональной миграции). Среднегодовая численность населения области в 2030 году по консервативному варианту составит 1 688,4 тыс. человек, по базовому варианту 1 725,1 тыс. человек.
Развитие научно-инновационной сферы Тюменской области на период до 2030 года будет направлено на решение приоритетных задач, установленных Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р: повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний; формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.
Одним из важнейших факторов развития экономики в долгосрочной перспективе должны стать комплексные меры по повышению производительности труда. Это будет способствовать росту конкурентоспособности производств и увеличению результатов их деятельности. Ожидается, что производительность труда по области в 2030 году вырастет по консервативному варианту в 1,4 раза и по базовому варианту - в 1,5 раза к уровню 2015 года.
Особое внимание будет уделено состоянию окружающей среды и природных ресурсов. В долгосрочном периоде будут продолжены мероприятия по строительству и модернизации канализационных очистных систем и гидротехнических сооружений; расчистке водных объектов, установлению водоохранных зон; проведению работ по берегоукреплению, защите территорий от подтопления; ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, рекультивации загрязненных земель; сбору и переработке биологических отходов агропромышленного комплекса; ликвидации бесхозяйных аварийных скважин, развитию и эксплуатации инфраструктуры по организации сбора, транспортировки и сортировки твердых коммунальных отходов.
2.2. Оценка факторов и ограничений социально-экономического роста Тюменской области на долгосрочный период.
Определяющее воздействие на экономику Тюменской области будут преимущественно оказывать следующие внешние факторы: состояние и тенденции развития мировой и российской экономики, конъюнктура мировых товарно-сырьевых рынков, соглашение со странами ОПЕК+ об ограничении добычи нефти, налоговая политика, таможенно-тарифная политика, параметры инфляции, динамика обменного курса рубля. Среди внутренних факторов наиболее значимое влияние окажут - пространственная организация территории, тенденции демографического развития, региональная бюджетная политика.