В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановлением Правительства Тюменской области от 11.06.2015 N 247-п "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период":
1. Утвердить Прогноз социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2034 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Тюменской области:
от 03.12.2018 N 476-п "О внесении изменений в постановление от 21.11.2016 N 529-п";
от 11.03.2020 N 118-п "О внесении изменений в постановление от 21.11.2016 N 529-п";
от 04.03.2021 N 109-п "О внесении изменений в постановление от 21.11.2016 N 529-п";
от 07.02.2022 N 43-п "О внесении изменений в постановление от 21.11.2016 N 529-п".
Губернатор области
А.В.МООР
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2034 ГОДА
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Тюменской области за 2021 год
В 2021 году в Тюменской области по основным показателям социально-экономического развития отмечалась положительная динамика. Наблюдался рост промышленного производства. Продолжалась реализация инвестиционных проектов. Увеличивалась численность населения области.
По данным органов государственной статистики в 2020 году объем валового регионального продукта области составил 1 166,2 млрд рублей (94,2% к 2019 году в сопоставимых ценах). Доля промышленности в ВРП - 33,0%.
Индекс промышленного производства в 2021 году составил 104,4% к уровню 2020 года.
По виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" индекс производства в 2021 году составил 96,0%, добыто 10,6 млн тонн нефти, что на 5,1% ниже уровня 2020 года.
Основное влияние на показатели в отрасли оказывает деятельность компании ПАО НК "Роснефть", реализующей Уватский проект по освоению месторождений нефти в Уватском районе Тюменской области. Сокращение добычи нефти в основном объясняется выполнением нефтедобывающими компаниями ограничений по добыче нефти в рамках соглашения со странами ОПЕК+.
Рост промышленного производства в 2021 году обеспечен, в основном, существенными темпами роста обрабатывающих производств, где индекс производства в 2021 году составил 108,3%. Наибольшие темпы роста в секторе отмечены в производстве прочих готовых изделий (193,1%); лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (173,9%); готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (131,4%); производстве электрического оборудования (124,1%); текстильных изделий (119,9%); производстве мебели (116,6%); химических веществ и химических продуктов (116,3%); производстве кожи и изделий из кожи (116,2%); прочих транспортных средств и оборудования (114,7%); ремонте и монтаже машин и оборудования (112,7%); производстве прочей неметаллической минеральной продукции (110,1%).
В пищевой промышленности индекс производства в 2021 году составил 105,3%. В сравнении с 2020 годом увеличилось производство мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы на 29,7%; полуфабрикатов мясных, мясосодержащих, охлажденных, замороженных - на 23,6%; комбикормов - на 21,8%; выпуск творога - на 2,5%; продуктов кисломолочных - на 1,3%; крупы - на 1,0%; хлебобулочных изделий недлительного хранения - на 0,9%. При этом снизилось производство изделий колбасных, включая изделия колбасные для детского питания на 2,8%; молока жидкого обработанного, включая молоко для детского питания - на 5,9%; кондитерских изделий - на 9,7%; муки - на 34%.
В производстве напитков индекс производства составил 104,3%. Прирост объемов производства по сравнению с 2020 годом получен в производстве пива, кроме отходов пивоварения - на 40,6%; вод минеральных и газированных неподслащенных и неароматизированных - на 24,5%. Производство безалкогольных напитков прочих снизилось на 8,3%.
По виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" индекс производства за 2021 год составил 103,4%; по виду деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 140,7%. Выработано 12,8 млрд кВт/час электроэнергии, что на 3,4% больше, чем в предыдущем году. Производство теплоэнергии возросло на 8,9% и составило 16,8 млн Гкал.
В 2021 году хозяйствами всех категорий произведено продукции сельского хозяйства на сумму 86,3 млрд рублей (98,4% к 2020 году в сопоставимых ценах).
Валовой сбор зерна составил 1 128,9 тыс. тонн (83,2% к 2020 году), производство картофеля - 319,6 тыс. тонн (99,4%), овощей - 116,0 тыс. тонн (91,5%).
Собрано 33,7 тыс. тонн масличных культур, в том числе 29,4 тыс. тонн семян рапса (129,4% к 2020 году).
Урожайность зерновых культур составила 16,3 ц/га, картофеля - 197,1 ц/га, овощей открытого грунта - 319,4 ц/га.
Произведено 193,9 тыс. тонн мяса в живом весе (118,4% к уровню 2021 года), 557,4 тыс. тонн молока (100,4%), 1 382,9 млн штук яиц (88,8%).
Продуктивность коров в сельскохозяйственных организациях (без СМП) повысилась на 8,7% до 8 345 килограммов молока на одну корову, яйценоскость кур-несушек снизилась на 0,9% до 329 штук.
Закупки молока в хозяйствах населения сельскохозяйственными кооперативами в 2021 году составили 36,1 тыс. тонн.
Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году по уточненным данным составил 235,6 млрд рублей (75,0% к 2020 году в сопоставимых ценах). По объему инвестиций на душу населения область на 4,5% ниже среднероссийского показателя (152,2 тыс. рублей и 159,3 тыс. рублей соответственно).
В 2021 году объем выполненных работ по виду экономической деятельности "Строительство" составил 164,1 млрд рублей (90,0% к 2020 году в сопоставимых ценах).
Организациями всех форм собственности и населением (с учетом жилых домов, построенных на земельных участках для ведения садоводства) введено 1 706,2 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (107,9% к уровню 2020 года). Доля жилья, построенного населением, составила 46,9% от общего ввода (800,3 тыс. кв. метров).
В 2021 году оборот розничной торговли составил 462,3 млрд рублей (105,3% к предыдущему году в сопоставимых ценах). В расчете на душу населения реализовано товаров на сумму 298,7 тыс. рублей, что на 10,4% превышает среднероссийский уровень.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий - 46,8%, непродовольственных товаров - 53,2%.
Населению области предоставлено платных услуг на сумму 131,1 млрд рублей (125,5% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах), в расчете на душу населения - 84,7 тыс. рублей. Наибольший удельный вес в структуре платных услуг занимали транспортные услуги (25,1%), коммунальные (17,9%), телекоммуникационные (12,7%), медицинские (8,8%), бытовые (7,7%), услуги системы образования (7,6%) и жилищные услуги (6,9%).
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2022 года составила 3 956 человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,54% от численности экономически активного населения.
Коэффициент напряженности на региональном рынке труда составил 0,2 человека на 1 вакансию.
Денежные доходы населения в расчете на одного жителя в 2021 году составили 34,0 тыс. рублей (106,7% к уровню 2020 года).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2021 год сложилась в сумме 55,3 тыс. рублей (107,3% к предыдущему году).
Численность населения региона на 1 января 2022 года составила 1 552,2 тыс. человек, увеличившись за 2021 год на 8,8 тыс. человек.
2. Определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития, оценка факторов и ограничений экономического роста, направления социально-экономического развития и целевые показатели, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития Тюменской области по отдельным видам деятельности, на долгосрочный период
2.1. Условия и характеристики вариантов социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период.
Прогноз социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2034 года (далее - Прогноз) разработан в двух вариантах с учетом прогноза социально-экономического развития Тюменской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, одобренного на заседании Президиума Правительства Тюменской области 31.10.2022.
При формировании вариантов Прогноза также учтены тенденции социально-экономического развития области, прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный (одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 22.09.2022, протокол N 31, часть II) и долгосрочный (утвержден Правительством Российской Федерации 22.11.2018, протокол N 34, раздел II, пункт 2) периоды.
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период - документ стратегического планирования, разработанный с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 и от 21.07.2020 N 474; Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р; Закона Тюменской области от 24.03.2020 N 23 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года".
Прогноз разработан в двух вариантах (консервативном и базовом) в зависимости от сочетания внутренних и внешних условий, а также с учетом факторов и ограничений экономического роста Тюменской области и представлен в приложении N 1 к настоящему Прогнозу. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых на федеральном и региональном уровне мер, направленных на рост экономики и доходов населения. Консервативный вариант предусматривает более существенное замедление роста мировой экономики в среднесрочной перспективе под влиянием как циклических факторов, так и накопленных структурных дисбалансов. Предполагаются более умеренные эффекты от реализации мер экономической политики, направленных на адаптацию российской экономики к новым условиям.
Базовый вариант Прогноза предполагает рост численности населения области как за счет естественного, так и за счет миграционного прироста (в том числе за счет внутрирегиональной миграции). Консервативный вариант Прогноза предполагает рост численности населения за счет миграционного прироста, который компенсирует естественную убыль. Среднегодовая численность населения области в 2034 году по консервативному варианту составит 1 682,5 тыс. человек, по базовому варианту - 1 731,4 тыс. человек.
Развитие научно-инновационной сферы Тюменской области будет направлено на решение приоритетных задач, установленных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642: создание возможностей для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций; проведение исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам; формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций и других задач.
Одним из важнейших факторов развития экономики в долгосрочной перспективе должны стать комплексные меры по повышению производительности труда. Это будет способствовать росту конкурентоспособности производств и увеличению результатов их деятельности. Ожидается, что производительность труда по области в 2034 году вырастет по консервативному варианту в 1,1 раза и по базовому варианту - в 1,2 раза к уровню 2021 года.
Особое внимание будет уделено состоянию окружающей среды и природных ресурсов. В долгосрочном периоде будут продолжены мероприятия по строительству и модернизации канализационных очистных систем и гидротехнических сооружений; расчистке водных объектов, установлению водоохранных зон; проведению работ по берегоукреплению, защите территорий от подтопления; ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, рекультивации загрязненных земель; сбору и переработке биологических отходов агропромышленного комплекса; ликвидации бесхозяйных аварийных скважин, развитию и эксплуатации инфраструктуры по организации сбора, транспортировки и сортировки твердых коммунальных отходов.