ПРИКАЗ
от 6 апреля 2016 года N 293
Об утверждении Методических рекомендаций по реализации мероприятий "Московский стандарт поликлиники" и критериев оценки устойчивости его внедрения
(с изменениями на 27 ноября 2019 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 22 февраля 2017 года N 124;
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 26 февраля 2018 года N 145;
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 27 ноября 2019 года N 1022.
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, за исключением государственных автономных учреждений здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь по профилю "Стоматология" (далее - медицинская организация), повышения уровня удовлетворенности пациентов при оказании медицинской помощи в поликлинике, соблюдения требований законодательства о доступности и качестве медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также с учетом мнений жителей города Москвы о работе поликлиник по результатам краудсорсинг - проекта "Московская поликлиника"
приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Методические рекомендации по реализации мероприятий "Московский стандарт поликлиники" в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, в соответствии с приложением 1 к настоящему приказу.
1.2. Критерии оценки устойчивости внедрения мероприятий "Московский стандарт поликлиники" в медицинских организациях в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу.
2. Руководителям медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, обеспечить устойчивость реализации и системный мониторинг результативности мероприятий "Московский стандарт поликлиники".
3. Управлению организации первичной медико-санитарной помощи Департамента здравоохранения города Москвы обеспечить координацию реализации мероприятий "Московский стандарт поликлиники".
Срок - постоянно
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Старшинина А.В.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 27 ноября 2019 года N 1022. - См. предыдущую редакцию)
Министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента
здравоохранения города Москвы
А.И.Хрипун
Методические рекомендации по реализации мероприятий "Московский стандарт поликлиники" в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по реализации мероприятий "Московский стандарт поликлиники" в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению" (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения единого подхода к реализации мероприятий "Московский стандарт поликлиники", направленных на повышение эффективности деятельности медицинских организаций, повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение комфортности условий предоставления медицинских услуг, повышение уровня удовлетворенности пациентов при оказании медицинской помощи в медицинской организации.
1.2. Методические рекомендации устанавливают единые требования к реализации мероприятий "Московский стандарт поликлиники" по направлениям:
- повышение эффективности работы медицинской организации;
- соблюдение требований к доступности медицинской помощи;
- повышение уровня удовлетворенности пациентов при оказании медицинской помощи в поликлинике.
1.3. Методические рекомендации используют следующие определения и сокращения:
1) Медицинская организация - медицинская организация государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающая первичную медико-санитарную помощь взрослому населению (за исключением государственных автономных учреждений здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь по профилю "Стоматология");
2) Московский стандарт поликлиники - комплекс мероприятий, направленных на соблюдение приоритета интересов пациента, организацию оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени, повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение комфортности условий предоставления медицинских услуг, повышение удовлетворенности уровнем оказанных услуг, сокращение нагрузки на медицинский персонал за счет эффективной организации работы медицинской организации, достижение и поддержание на целевом уровне показателей (критериев) эффективности внедрения мероприятий;
3) ЕМИАС - автоматизированная информационная система города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы";
4) СУПП ЕМИАС - система управления потоками пациентов "Единой медицинской информационно-аналитической системы города Москвы";
5) Медицинская карта - медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма N 025/у, утвержденная приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению");
6) ОНМП - отделение неотложной медицинской помощи взрослому населению;
7) Колл-центр - "Информационно-консультативный центр" для приема и распределения потока поступающих вызовов в медицинской организации;
8) ССиНМП - Государственное бюджетное учреждение "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им.А.С.Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы;
9) ОРУИБ - отдел регистрации и учета инфекционных болезней;
10) СанПиН - санитарные правила и нормы;
11) Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
12) ПМСП - первичная медико-санитарная помощь;
13) АРМ - автоматизированное рабочее место;
14) Специалист, к которому разрешена самозапись - специалист, к которому разрешена самостоятельная запись пациентов в соответствии с приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 20 декабря 2012 года N 1470 "Об оптимизации работы по ведению записи на прием к врачу в электронном виде";
15) Врач-специалист - врач соответствующей специальности, имеющий сертификат.
1.4. Методические рекомендации предназначены для использования в работе руководителями медицинских организаций, работниками кадровых служб.
2. Комплекс реализуемых мероприятий по повышению эффективности работы медицинской организации включает:
2.1. Совершенствование системы маршрутизации пациентов в медицинской организации путем распределения потоков пациентов при обращении в медицинскую организацию (приложение 1).
2.2. Обеспечение амбулаторного приема пациентов врачами терапевтами участковыми исключительно по предварительной записи и оказание медицинской помощи на дому врачами отделения медицинской помощи взрослому населению на дому.
2.3. Организацию деятельности в медицинской организации кабинета дежурного врача в соответствии с приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 13 марта 2015 года N 200 "Об организации деятельности дежурного врача в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь" в часы работы медицинской организации.
2.4. Организацию оказания медицинской помощи на дому в соответствии с положением (приложения 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8), в том числе, путем создания отделения медицинской помощи взрослому населению на дому на базе отделения неотложной медицинской помощи (далее - ОНМП) или иных структурных подразделений с организацией "Информационно-консультативного центра" (Колл-центра) для приема и распределения потока поступающих вызовов по филиалам медицинской организации.
2.5. Организацию медицинского поста в составе структурных подразделений терапевтического или иного профильного отделения, предназначенного для формирования и распределения потоков пациентов по цели обращения в поликлинику, оформления медицинской документации по назначению врача, записи на прием к врачу (приложения 9, 10, 11, 12).
2.6. Организацию деятельности регистратуры медицинской организации (приложения 13, 14).
3. Соблюдение требований к доступности медицинской помощи
3.1. Требования к доступности медицинской помощи установлены законодательством Российской Федерации, включающим в себя, в том числе, ежегодно утверждаемые в установленном порядке Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве, а также показатели государственных программ Российской Федерации и города Москвы в сфере охраны здоровья.
3.2. Внедрение мероприятий "Московский стандарт поликлиник" не должно приводить к ухудшению показателей доступности медицинской помощи.
3.3. Меры по соблюдению требований к качеству и доступности медицинской помощи в медицинских организациях при внедрении мероприятий "Московский стандарт поликлиники" предпринимаются на уровне Департамента здравоохранения города Москвы, Государственного казенного учреждения "Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы", Государственного казенного учреждения Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы" и медицинской организации и включают в себя:
- методическую работу по внедрению опыта работы медицинских организаций по достижению и сохранению лучших показателей доступности медицинской помощи;
- организацию мониторинга достижения критериев оценки устойчивости внедрения мероприятий "Московский стандарт поликлиники" (приложение 2);
- организацию перекрестного оперативного контроля устойчивости мероприятий "Московский стандарт поликлиники" с привлечением сотрудников медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.
3.4. Для оценки доступности медицинской помощи в соответствии с утвержденными критериями оценки устойчивости внедрения мероприятий "Московский стандарт поликлиники" используются данные оперативных отчетов, мониторинга ЕМИАС, результаты анализа работы с обращениями граждан, анализ контрольных мероприятий качества и безопасности медицинской деятельности.
4. Осуществление мероприятий, направленных на повышение удовлетворенности пациентов обслуживанием в медицинской организации
4.1. Комплекс реализуемых мероприятий по повышению удовлетворенности пациентов оказанием медицинской помощи в медицинской организации включает:
- повышение комфортности условий предоставления медицинских услуг;
- повышение информированности пациентов.
4.1.1. Повышение комфортности условий предоставления медицинских услуг обеспечивается проведением следующих мероприятий:
- реализацией распоряжения Департамента здравоохранения города Москвы от 30 июля 2015 года N 867-р "О мерах по повышению комфортности пребывания пациентов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь";
- созданием в медицинских организациях зон комфортного пребывания, оснащенных кондиционерами (сплит-системами), кулерами с водой, вендинговыми аппаратами с продуктами питания и горячими напитками.
4.1.2. Внедрение механизмов обратной связи с пациентами обеспечивается созданием условий для приема, регистрации, своевременного рассмотрения устных обращений граждан, в том числе, в ходе личного приема, письменных обращений граждан, в том числе поступивших в электронном виде, проведением опросов и анкетирования прикрепленного населения, а также созданием условий для проведения независимой оценки качества медицинской помощи в установленном порядке.
Совершенствование системы маршрутизации пациентов в медицинской организации путем распределения потоков пациентов при обращении
При обращении пациентов в медицинскую организацию маршрутизацию осуществляют сотрудники регистратуры путем распределения потоков пациентов по маршруту: медицинский пост - дежурный врач - врач-терапевт/врач-терапевт участковый/врач общей практики (семейный врач)/врач-специалист:
1. Направление пациентов на медицинский пост осуществляется в следующих случаях:
- при оформлении направлений на обследование, назначенное лечащим врачом в медицинской карте и на обследование, необходимое перед оперативным вмешательством при наличии направления;
- при оформлении выписок из медицинской карты;
- при оформлении справок об обращении в медицинскую организацию;
- при оформлении справок для получения санаторно-курортного лечения на основании рекомендаций, выданных лечащим врачом и зафиксированных в медицинской карте;
- при оформлении выписок, направлений на обследования, справок, оформление которых не связано с необходимостью осмотра врачом;
- при необходимости измерения артериального давления, температуры тела, антропометрических данных, уровня глюкозы крови (осуществляется в случае организации кабинета доврачебного контроля и осмотра в непосредственной близости от медицинского поста или организации медицинского поста в отдельном кабинете, либо другой организации медицинского поста, удовлетворяющей требованиям СанПин и обеспечивающей сохранность врачебной тайны);
- при необходимости разъяснения и получения рекомендаций по подготовке к исследованиям и процедурам.
2. Направление пациентов к дежурному врачу осуществляется в следующих случаях:
- при необходимости оказания неотложной или экстренной медицинской помощи;
- при отсутствии свободных интервалов для предварительной записи к врачу-терапевту, врачу-терапевту участковому, врачу общей практики (семейному врачу) в пределах горизонта записи;