РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 октября 2009 года N 428-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ И РАЗРАБОТКЕ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ. 2010 - 2014 ГОДЫ"
В соответствии с федеральной целевой программой "Культура России (2006 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы)" (в редакции Постановлений Правительства РФ от 14.06.2007 N 373, 29.12.2007 N 971, 14.01.2009 N 23), постановлением правительства Воронежской области от 27.02.2009 N 138 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ", в целях обеспечения софинансирования из областного бюджета мероприятий программы:
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010 - 2014 годы".
2. Назначить управление культуры Воронежской области (Образцов) и департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области (Курносов) государственными заказчиками областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010 - 2014 годы" (далее - программа).
3. Государственным заказчикам не позднее 1 октября 2009 года обеспечить представление проекта программы в правительство Воронежской области.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.
Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ
КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ. 2010 - 2014 ГОДЫ"
Проект областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010 - 2014 годы" разрабатывается в целях реализации основных направлений развития культуры на среднесрочную перспективу в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (в ред. от 08.08.2009 N 1121-р (далее - Концепция), а также стратегией социально-экономического развития культуры Воронежской области до 2020 года, утвержденной управлением культуры Воронежской области, представляющими культуру как ресурс духовного развития, социальной стабильности, экономического роста и социальной безопасности.
Роль культурной политики Воронежской области состоит в создании условий для формирования гражданина, приверженного тем культурным ценностям, которые органично связывают исторический опыт и культурное наследие с задачами развития Воронежской области.
В соответствии с задачами государственной политики основными приоритетными направлениями развития культуры Воронежской области являются:
- обеспечение максимальной доступности для граждан культурных благ и образования в сфере культуры - осуществляется через создание для граждан возможности получения доступа к культурным ценностям (памятники истории и культуры, музейные фонды, библиотечные фонды, фильмофонды и др.) путем обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования; выравнивания возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания;
- создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, представляемых в сфере культуры, - осуществляется через обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного фондов, развитие стимулирования и поддержки новых направлений и жанров искусства;
- сохранение и популяризация культурного наследия - осуществляется путем составления и публикации свода объектов историко-культурного наследия, проведения реставрационных работ, улучшения технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот; разработки и внедрения систем охранной и учетной маркировки музейных предметов, а также хранения страховых электронных копий недвижимых объектов культурного наследия; обеспечения эффективного использования имущественных прав собственников на объекты культурного наследия и т.д.;
- использование культурного потенциала Воронежской области для формирования ее положительного имиджа в России и за рубежом - осуществляется путем развития культурного обмена с государствами - участниками СНГ; реализации проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, проведения международных фестивалей и выставок, проходящих в регионах;
- совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры - путем развития механизмов частно-государственного партнерства; поэтапного перевода учреждений сферы культуры в автономные учреждения; разработки стандартов качества услуг, предоставляемых в сфере культуры.
Реализация основных направлений культурной политики должна обеспечить достижение стратегической цели - повышение культурной конкурентоспособности Воронежской области, развития человеческого капитала региона, повышение качества управления и использования общественных финансов в сфере культуры.
Основными инструментами проведения государственной культурной политики выступают:
- нормативное регулирование деятельности институтов культуры, образования, науки, средств массовой информации, соответствующих учреждений;
- нормативное регулирование любых видов деятельности, так или иначе затрагивающих интересы сохранения культурного наследия и развитие культурного потенциала;
- диалог и сотрудничество с негосударственными агентами трансляции культуры и культурного творчества, совместная реализация социально-культурных проектов;
- исполнение государственных бюджетных обязательств в сфере культуры.
Концепция областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010 - 2014 годы" разработана в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 18.01.2008 N 27 "Об утверждении требований к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям областных целевых программ, а также показателей непосредственных и конечных результатов областных целевых программ, включающих показатели общественной и экономической эффективности реализации программ", постановлением правительства Воронежской области от 27.02.2009 N 138 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
Актуальность разработки программы обусловлена соответствием ее приоритетов задачам социально-экономического развития Воронежской области.
Решение актуальных проблем культурного развития в условиях крайне ограниченных бюджетных ресурсов требует использования программно-целевого метода планирования важнейших направлений развития культуры.
Реализуемая с 2007 года областная целевая программа "Развитие культуры Воронежской области. 2007 - 2010 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 12.12.2006 N 668-IV-ОД "Об утверждении областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2007 - 2010 годы", накопила позитивный опыт, давший ощутимые результаты по укреплению материально-технической базы областных учреждений культуры, реконструкции и капитальному ремонту зданий, реставрации объектов культурного наследия, что способствовало сохранению и в определенной степени развитию областных учреждений культуры.
Важным результатом реализации программы за 2007 - 2008 годы явилось укрепление экономического положения областных и муниципальных учреждений культуры (театрально-концертных, сферы образования, библиотек, музеев и т.д.). Ее реализация способствовала укреплению государственности, поддержке единого культурного пространства, придав значительный импульс развитию культуры области.
Общий объем финансирования программы на 2007 - 2008 годы, предусмотренный Законом Воронежской области от 28.12.2006 N 121-ОЗ "Об областном бюджете на 2007 год" и Законом Воронежской области от 05.12.2007 N 143-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", составил 361,354 млн. рублей.
Фактический объем финансирования программы за 2007 - 2008 годы составил 271,931 млн. рублей, т.е. 75,2% от запланированного программой.
При этом были достигнуты следующие целевые показатели. Выполнение целевых показателей, позволяющих оценить результативность областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2007 - 2010 годы" за 2007 - 2008 годы представлено в таблице 1.
Выполнение целевых показателей областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2007 - 2010 годы" за 2007 - 2008 годы
N | Целевые показатели | 2007 год | 2008 год |
1 | Доля отреставрированных и | 40/23 | 42/24 |
2 | Доля новых произведений | 11,0 | 13,0 |
3 | Количество посещений спектаклей, | 373,5 | 342 |
4 | Количество посещений концертов, | 172 | 175 |
5 | Количество посещений музеев на | 267 | 328 |
6 | Книгообеспеченность на 1000 | 6881 | 6927 |
7 | Собственные доходы учреждений | 65803 | 67385 |
8 | Доля учреждений культуры, | 68/1 | 70/2 |
9 | Доля учреждений культуры, | 75/2 | 80/3 |
10 | Удельный вес населения, | 92,1 | 93,2 |
Анализ выполнения целевых показателей доказывает, что развитие культуры в Воронежской области требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка областной целевой программы на последующие годы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования. Цели, задачи и основные направления программы "Развитие культуры в Воронежской области. 2007 - 2010 годы" позволили в 2007 - 2008 годах учесть наиболее важные аспекты развития культуры, определить приоритетность тех или иных мероприятий.
Особое место в реализации программных мероприятий в прошедший период было отведено внедрению новых форм культурной деятельности в условиях рыночных отношений, формированию навыков работы в изменившихся экономических условиях.
Однако в связи с недостаточным объемом бюджетного финансирования не удалось решить ряд задач, предусмотренных областной целевой программой, что снизило эффективность и нарушило возможности программно-целевого метода по государственному регулированию культурных процессов.
Применение программно-целевого метода позволит:
- выработать комплекс мероприятий по решению проблем развития культуры в масштабах области, скоординированных по задачам, ресурсам и срокам в рамках программы;
- сформировать государственную систему поддержки, осуществлять целевое и адресное расходование бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области развития культуры;
- объединить усилия государственных, общественных и частных структур в решении задач культурного развития;
- повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на решение поставленных задач и обеспечить их целевое использование.
Разработка концепции и принятие областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010 - 2014 годы" позволит эффективно планировать, исполнять и контролировать весь процесс реализации поставленных целей и задач, обеспечить подлинное научное решение проблемы, исходя из конкретных условий ее реализации с учетом современной социокультурной ситуации.
Наметившаяся в стране в 2005 - 2008 годах политическая и экономическая стабильность позитивно отразилась на развитии сферы культуры в регионе. Удалось остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличить финансирование на наиболее важные объекты культуры, сохранить отраслевую структуру и сформированную ранее сеть учреждений культуры.
Однако накопившиеся проблемы в сфере культуры в предшествующие годы значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным условиям. Недостаточные объемы бюджетного финансирования отрицательно сказались на состоянии материально-технической базы учреждений культуры. Практически всем учреждениям культуры не хватало средств на проведение реконструкции и текущего ремонта помещений, замену изношенного оборудования и музыкальных инструментов, приобретение современной организационной техники и специализированного технического оборудования. В основном на эти цели использовались внебюджетные средства.
В настоящее время на территории Воронежской области работают 7 театров и 2 концертных учреждения, 15 музеев, 957 библиотек, 79 учебных заведений культуры, 900 учреждений досуга и 5 творческих союзов.
В целом по количеству учреждений культуры (1960 единиц) Воронежская область опережает соседние регионы, так в Белгородской области их 1498, в Курской - 1877, в Липецкой - 1171.
Вместе с тем сравнительный анализ развития отрасли культуры в Воронежской области с другими территориями Российской Федерации Центрального федерального округа (далее - ЦФО РФ), Центрально-Черноземного региона показывает, что по основным параметрам функционирования сфера культуры Воронежской области отстает от территорий со сходными характеристиками социально-экономического развития. По данным Министерства культуры РФ за 2007 год по количеству объектов и особенно средств, выделяемых на культуру в расчете на одного жителя, Воронежская область имеет показатель в 157 рублей. В Белгородской области на одного жителя приходится 174 рубля, Курской - 174,4 рубля, Липецкой - 244,1 рубля, Орловской - 241 рубль.
Состояние материально-технической базы учреждений культуры остается неудовлетворительным. Из 31 объекта областных учреждений культуры 22 или 70% требуют капитального или текущего ремонта помещений, фасадов зданий. В основном это театры, образовательные учреждения, библиотеки: например, здание театра оперы и балета эксплуатируется без капитального ремонта 45 лет, музыкальные инструменты не обновлялись в течение 40 лет, отсутствует качественная звуковая и осветительная аппаратура; Воронежский академический театр драмы им. А. Кольцова свыше 5 лет находится на реконструкции, завершение ее постоянно откладывается; здание театра юного зрителя не ремонтировалось свыше 25 лет, пришли в негодность зимний сад, фойе, оборудование энергоснабжения; современное состояние здания театра кукол, которое строилось 20 лет назад, имеет ряд конструктивных недостатков и не отвечает его потенциальным возможностям. Требуют капитального ремонта здания образовательных учреждений.
Пять областных музеев, являясь крупнейшими в Центральном Черноземье, не имеют возможности установить новые системы охраны, оповещения и слежения с целью сохранения музейных фондов.
Проблемы библиотечного обслуживания напрямую связаны с недостаточным оснащением современной вычислительной техникой, специальным технологическим оборудованием, необходимым для повышения качества обслуживания посетителей и внедрения передовых технологий (автоматизированных каталогов, интернет-классов, медиатек и др.).
Материально-техническая база учебных заведений не отвечает современным требованиям. Износ музыкальных инструментов с учетом их приобретения в 2007 году составляет: в музыкальном училище им. Ростроповичей - 60%, в музыкальном колледже - 55%, в Борисоглебском музыкальном училище - 70%.
Недостаточное финансирование областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2007 - 2010 годы" в 2007 году не позволило завершить намеченные этапы выполнения программных мероприятий, в результате чего в 2008 году в программу были внесены соответствующие изменения и произведено перераспределение объемов финансирования между программными мероприятиями.
Выделенные средства на реализацию областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010 - 2014 годы" будут использованы на выполнение социально значимых мероприятий, а также на продолжение работ, начатых в 2007 - 2008 годах на объектах областных учреждений культуры.
Уровень финансирования учреждений культуры в последние годы явился одним из главных факторов нестабильного их развития. Все это в значительной степени затрудняет использование в полном объеме культурного потенциала региона.