ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2006 года N 668-IV-ОД
Об утверждении областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области 2007-2010 годы"
Утратило силу постановлением Воронежской областной Думы от 05.11.2009 N 1926-IV-ОД НГР ru36000200900790
В соответствии с постановлением Воронежской областной Думы от 22 апреля 2004 года N 824-III-ОД "О Регламенте Воронежской областной Думы", рассмотрев областную целевую программу "Развитие культуры Воронежской области. 2007 - 2010 годы", представленную губернатором Воронежской области, Воронежская областная Дума постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие культуры Воронежской области. 2007 - 2010 годы" (далее - программа) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Финансирование мероприятий программы проводить в пределах средств, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.
4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы В.И.КЛЮЧНИКОВ
Приложение
к постановлению
Воронежской областной Думы
от 12.12.2006 N 668-IV-ОД
Наименование | Развитие культуры Воронежской области. |
Датапринятия | Распоряжение администрации Воронежской области от 07.07.2006 N 1829-р "О разработке областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2007 - 2010 годы" |
Государственный | Управление культуры и туризма Воронежской области |
Основные | УправлениекультурыитуризмаВоронежскойобласти, |
Цели и задачи | Цели программы: |
Важнейшиецелевые | Целевые индикаторы *: |
Срокииэтапы | 2007 - 2010 годы |
Основныемероприятия | Мероприятия программы ориентированы на |
Объемыиисточники | Суммарный объемфинансированияпрограммына2007- |
Ожидаемыеконечные | -созданиеблагоприятныхусловийдлятворческой |
--------------------------------
<*> По отношению к уровню 2005 года.
Подготовка программы выполнена в соответствии с требованиями постановления администрации Воронежской области от 07.07.2005 N 582 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
1. Характеристика проблем, на решение которых
направлена программа
1.1. Обоснование необходимости разработки программы
Формирование демократических основ государства, осуществляемое в обществе на протяжении последнего пятнадцатилетнего преобразования, стимулировало рост творческой инициативы граждан, создало предпосылки для ее развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства и народного творчества, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах.
В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. Сокращение объемов бюджетного финансирования негативно отразилось на состоянии материально-технической базы учреждений культуры, снизилась возможность внедрения новых форм, методов и технологий в практику работы учреждений культуры, выросла дифференциация в уровне доступа к культурным ценностям различных категорий граждан и социальных групп. В обществе стало уменьшаться влияние культуры на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан, она перестала быть одной из форм удовлетворения потребностей.
Однако, несмотря на сложную, а в некоторых направлениях культурного развития кризисную ситуацию в Воронежской области, удалось сохранить накопленный ранее потенциал отраслевой инфраструктуры и сформированную ранее сеть учреждений культуры. В настоящее время на территории Воронежской области работают 7 театров и 2 концертных учреждения, 15 музеев, 957 библиотек, 79 учебных заведений культуры, 900 учреждений досуга и 5 творческих союзов. В целом по количеству учреждений культуры (1960 единиц) Воронежская область опережает соседние регионы, так в Белгородской области их 1498, в Курской - 1877, в Липецкой - 1171.
Вместе с тем сравнительный анализ развития отрасли культуры в Воронежской области с другими территориями Российской Федерации, Центрального федерального округа (далее - ЦФО РФ), Центрально-Черноземного региона показывает, что по основным параметрам функционирования сфера культуры Воронежской области значительно отстает от территорий со сходными характеристиками социально-экономического развития.
По количеству объектов, и особенно средств, выделяемых на культуру в расчете на одного жителя, Воронежская область в Центральном Черноземье имеет показатель в 151 рубль. В Белгородской области на одного жителя приходится 174 рубля, Курской - 174,4 рубля, Липецкой - 244,1 рубля, Орловской - 241 рубль. В Белгородской области один объект культуры приходится на 1000 жителей, в Курской области - на 700, в Липецкой - на 1024, а в Воронежской области - на 1170 жителей.
Наметившаяся в стране в 2001 - 2005 годах политическая и экономическая стабильность позитивно отразилась на развитии сферы культуры в регионе. Частично удалось остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличить финансирование на наиболее важные объекты культуры.
Накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным условиям. Формирующийся рынок не решает всех возникающих проблем. Практически всем учреждениям культуры не хватало средств на проведение реконструкции и текущего ремонта помещений, замену изношенного оборудования и музыкального инструментария, приобретение современной организационной техники и специализированного технического оборудования. В основном на эти цели использовались внебюджетные средства учреждений культуры. Из общей суммы средств, выделенных отрасли из областного бюджета (в 2001 - 2005 годах), только на выплату заработной платы с начислениями и текущие расходы необходимо около 90 процентов (табл. 1).
Таблица 1
Структура расходов на культуру Воронежской области
(по областному бюджету)
в процентах
Годы | Всего | В том числе | |||||||||||
заработная | налоги | приобретение | капитальный | текущие | прочие | ||||||||
2001 | 100,0 | 44,0 | 15,4 | 1,4 | 9,9 | 29,3 | - | ||||||
2002 | 100,0 | 45,2 | 16,1 | 6,1 | 6,4 | 26,2 | - | ||||||
2003 | 100,0 | 46,7 | 16 ,5 | 1,3 | 4,1 | 21,5 | 9,9 | ||||||
2004 | 100,0 | 49,9 | 17,6 | 4,9 | 1,5 | 26,1 | - | ||||||
2005 | 100,0 | 52,3 | 13,5 | 2,9 | - | 31,2 | - |
Уровень финансирования учреждений культуры в последние годы явился одним из главных факторов нестабильного их развития. Все это в значительной степени затрудняло использовать в полном объеме культурный потенциал региона.
Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государственных институтов. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал". Государственная поддержка сферы культуры должна быть направлена на обеспечение широкого доступа к культурным ценностям, знаниям и информации, сохранение национальной самобытности, развитие профессионального искусства и народного творчества.
Решение проблем культурного развития Воронежской области в условиях ограниченности бюджетных средств требует формирования собственного инвестиционного потенциала за счет решения приоритетных задач отрасли и направлений развития региона, концентрации финансовых средств на основных направлениях развития культуры.
Такой подход реализуется на базе комплексного использования программно-целевых методов.
Решение актуальных задач культурного развития программно-целевым методом обеспечит не только многоканальное финансирование деятельности учреждений культуры, но и обоснованность всех расходов, влияющих на процесс модернизации сферы культуры и туризма Воронежской области. Разработка данной программы будет способствовать последовательному внедрению программного подхода к определению стратегии и тактики культурного развития отрасли, концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях культурной политики, на решении актуальных задач социально-экономического, социально-творческого характера для обеспечения устойчивого развития системы культуры Воронежской области.
1.2. Анализ состояния, тенденций и проблем
развития отрасли по основным направлениям
Основные параметры функционирования системы культуры Воронежской области за 2000 - 2005 годы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели развития профессионального искусства
Воронежской области за 2000 - 2005 годы
По числу театров (7) Воронежская область среди субъектов Российской Федерации, входящих в ЦФО РФ, занимает 3-е место после Москвы (83) и Московской области (25), а по числу посещений на 1000 человек населения - 8-е место.
Заполняемость зрительных залов на мероприятиях театров составляет 51,2 процента, что соответствует 7-му месту, а по среднему числу на одном мероприятии зрителей и детских зрителей - 4-е место с показателями 268 и 232 человека соответственно среди субъектов РФ, входящих в ЦФО РФ.
Вместе с тем по числу новых и капитально восстановленных постановок в среднем на один театр в год Воронежская область несколько отстает от других театральных центров (в среднем по ЦФО РФ - 3,0 постановки, по Воронежской области - 2,0).
Сопоставление расходов финансовых средств на деятельность одного театра в год в целом по ЦФО РФ - 30,9 млн. рублей, по Воронежской области - 5,5 млн. рублей, что не в пользу поддержки театрального дела на нашей территории.
Сведения о финансировании с разбивкой театров по жанрам дают аналогичный результат:
- театр оперы и балета ЦФО РФ - 113,7 млн. рублей,
Воронежский театр оперы и балета - 32,8 млн. рублей;
- драматический театр ЦФО РФ - 23,6 млн. рублей,
Академический театр драмы им. А.В. Кольцова - 15,7 млн. рублей;
- театр юного зрителя ЦФО РФ - 12,1 млн. рублей,
Воронежский театр юного зрителя - 6,6 млн. рублей;
- театр кукол ЦФО РФ - 7,1 млн. рублей,
Воронежский театр кукол - 4,1 млн. рублей.
В системе отраслевого республиканского финансирования театрально-зрелищные учреждения Воронежской области выглядят следующим образом: бюджетное финансирование является определяющим и составляет 61,6 процента по Воронежской области (68,9 процента - по РФ). В общем объеме ассигнований доходы от собственной и предпринимательской деятельности по Воронежской области составляют 38,4 процента, что превышает республиканский показатель на 8,4 процента (по РФ - 30 процентов).
Тем не менее количество средств, выделяемых на развитие учреждений искусства - капитальный ремонт, приобретение современного оборудования, техники, инвентаря, - на протяжении последних лет остается недостаточным и составляет соответственно 3,7 процента - "капитальный ремонт" (по РФ - 5,1 процента) и 0,1 процента - "приобретение" (по РФ - 2).
Недостаточное выделение средств на капитальный ремонт значительно ослабило материальную базу учреждений культуры:
здание Воронежского государственного театра оперы и балета эксплуатируется без капитального ремонта 45 лет. Отсутствие достаточного финансирования на капитальный и текущий ремонт привело к ускоренному физическому износу здания. Дальнейшее невыполнение ремонтных работ грозит разрушением отдельных конструкций здания, что создает опасность для зрителей, артистов, обслуживающего персонала. Музыкальные инструменты не обновлялись в течение 40 лет, отсутствует качественная профессиональная звуковая и осветительная аппаратура. Это не дает возможности проводить спектакли и концертные программы на уровне современных требований;
здание Государственного Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова свыше 5 лет признано аварийным. В 2005 году по федеральной адресной инвестиционной программе выделено на реконструкцию памятника архитектуры федерального значения только 15,5 млн. рублей;
здание ГУК "Воронежский государственный театр юного зрителя" не ремонтировалось более 25 лет. Пришло в негодность оборудование энергоснабжения, сцены, фойе; ухудшилось санитарно-техническое состояние помещений. Это не позволяет театру осуществлять постановки на высоком художественном уровне;
современное состояние здания ГУК "Воронежский государственный театр кукол" (которое строилось 20 лет назад) имеет ряд конструктивных недостатков и не отвечает его потенциальным возможностям. За это время инженерные коммуникации пришли в негодность, требует замены световое и звуковое оборудование сцены, износ которого составляет 100 процентов. Отсутствие финансирования на эти цели не позволяет театру в полном объеме осуществлять нормальный творческий процесс;