Недействующий

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2006 года N 668-IV-ОД

Об утверждении областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области 2007-2010 годы"

Утратило силу постановлением Воронежской областной Думы от 05.11.2009 N 1926-IV-ОД НГР ru36000200900790

В соответствии с постановлением Воронежской областной Думы от 22 апреля 2004 года N 824-III-ОД "О Регламенте Воронежской областной Думы", рассмотрев областную целевую программу "Развитие культуры Воронежской области. 2007 - 2010 годы", представленную губернатором Воронежской области, Воронежская областная Дума постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Развитие культуры Воронежской области. 2007 - 2010 годы" (далее - программа) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Финансирование мероприятий программы проводить в пределах средств, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

3. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.

4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы В.И.КЛЮЧНИКОВ

Приложение

к постановлению

Воронежской областной Думы

от 12.12.2006 N 668-IV-ОД

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ. 2007 - 2010 ГОДЫ"

ПАСПОРТ областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2007 - 2010 годы"


Наименование
 программы

Развитие культуры Воронежской области.
 2007 - 2010 годы (далее - программа)

Датапринятия
 решения оразработке
 программы,датаее
 утверждения
 (наименованиеи
 номер
 соответствующего
 нормативного акта)

Распоряжение администрации Воронежской области от 07.07.2006 N 1829-р "О разработке областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2007 - 2010 годы"
 Постановление Воронежской областной Думы
 от N

Государственный
 заказчик

Управление культуры и туризма Воронежской области

Основные
 разработчики
 программы

УправлениекультурыитуризмаВоронежскойобласти,
 подведомственные учреждения культуры

Цели и задачи
 программы

Цели программы:
 -сохранениекультурногопотенциалаикультурного
 наследияВоронежскойобласти,обеспечение
 преемственностиразвитияобластнойкультуры,
 культурных инноваций;
 - формирование культурной политикивсоответствиисо
 стратегией развитияВоронежскойобластивинтересах
 ееинвестиционнойпривлекательностииповышения
 качества жизни на ее территории;
 -формированиеединогокультурногопространства,
 созданиеусловийдляподдержкиперспективных
 направленийразвитиякультурыиобеспеченияравных
 возможностейдоступаккультурнымценностямвсех
 жителей Воронежской области внезависимостиотместа
 проживания и отношения к социальным группам;
 - интеграция в мировой культурный процесс;
 - созданиеусловийдляадаптациисферыкультурык
 рыночным условиям;
 -укреплениеимодернизацияматериально-технической
 базы учреждений культуры.
 Задачи программы:
 -проведениеработпосохранению,реставрации
 объектовкультурногонаследия,музейныхценностей,
 библиотечных фондов;
 -содержаниеиразвитиеинфраструктуры,
 обеспечивающей сохранностьценностейигарантируемый
 доступ к ним граждан;
 -выявлениеиподдержкатворческойодаренной
 молодежи;
 -поддержкаперспективныхтворческихпроектовв
 отрасли;
 - адресная поддержка профессиональных навыков;
 -повышениеадресностииувеличениеразнообразных
 услуг культуры и информационных услуг;
 -внедрениеираспространениеновыхинформационных
 технологий в сфере культуры;
 -развитиеинформационныхуслуг,предоставляемых
 населениюнабазецентральныхимежмуниципальных
 библиотек;
 -оказаниеподдержкипроведениюконкурсов,
 фестивалей,театральныхгастролей,выставоки
 увеличение их числа;
 -развитиеинфраструктурыотрасли,укреплениеее
 материальной базы;
 -активизациямеждународногокультурного
 сотрудничества;
 - рост количествауслуг, предоставляемыхучреждениями
 культуры в соответствии синтересамиипотребностями
 населения;
 -развитиеразнообразныхформгосударственнойи
 частной поддержки отраслей культуры;
 -формированиесовременноймаркетинговойстратегии
 продвижения культурного итуристическогопродуктов на
 внутреннем и международном рынках

Важнейшиецелевые
 индикаторыи
 показатели

Целевые индикаторы *:
 - доля объектовкультурногонаследия,находящихсяв
 удовлетворительномсостоянии,вобщемколичестве
 объектовкультурногонаследияфедеральногозначения
 увеличится на 25 процентов;
 - доля новых произведенийпрофессиональногоискусства
 в репертуаре увеличится на 25 процентов;
 - количество посещений спектаклей и концертовна1000
 человек населения увеличится в 1,5 раза;
 -количествопосещениймузеевна1000человек
 населения увеличится на 10 процентов;
 -книгообеспеченностьна1000человекнаселения
 достигнет 7600 единиц;
 -ростсобственныхдоходовучрежденийкультурыи
 туризма - в 2 раза;
 - рост частных инвестиций в инфраструктурукультурыи
 туризма увеличится в 1,4 раза.
 Целевые показатели *:
 - доля отреставрированных ивыведенныхизаварийного
 состоянияобъектовфедеральногоирегионального
 значения - 40 процентов;
 - доля учреждений культуры,обеспеченныхмузыкальными
 инструментами, - 70 процентов;
 - доля учрежденийкультуры,обеспеченныхсовременным
 светозвуковым оборудованием, - 80 процентов;
 -долямероприятийвнутриобластногокультурного
 обмена - 90 процентов

Срокииэтапы
 реализации программы

2007 - 2010 годы

Основныемероприятия
 программы

Мероприятия программы ориентированы на
 последовательную модернизациюотрасли,укреплениеее
 материально-технической базыпотремнаправлениями
 охватывают:
 -капитальныйитекущийремонтзданийучреждений
 культуры;
 -реконструкциюиреставрациюобъектовкультуры,
 культурного наследия;
 -модернизациютворческогоипроизводственного
 процессов.Приобретениетеатральногооборудования,
 автотранспорта,музыкальныхинструментови
 технических средств для учреждений культуры

Объемыиисточники
 финансирования

Суммарный объемфинансированияпрограммына2007-
 2010 годы (в ценах 2006 года)составит887,450млн.
 рублей,
 в том числе:
 - средства федерального бюджета - 171,475млн.рублей
 (19,5 процента);
 - средства областного бюджета-679,996млн.рублей
 (76,5 процента);
 - средства местных бюджетов - 3,100млн.рублей(0,3
 процента);
 - собственныесредстваучрежденийкультуры-1,659
 млн. рублей (0,2 процента);
 - средствадругихвнебюджетныхисточников-31,220
 млн. рублей (3,5 процента)

Ожидаемыеконечные
 результаты
 реализациипрограммы
 ипоказатели
 социально-
 экономической
 эффективности

-созданиеблагоприятныхусловийдлятворческой
 деятельности, интеграции культурыВоронежскойобласти
 в общероссийскийк ультурныйпроцесс,освоениеновых
 форм и направлений культурного обмена;
 - сохранение иэффективноеиспользованиекультурного
 наследия Воронежской области;
 - увеличениепредложенийнаселениюкультурныхблаг,
 расширениедоступагражданкмузейнымфондам,
 популяризацияисторико-культурногоиприродного
 наследия Воронежского края;
 -решениепроблеморганизациидосугамолодежи,
 формированиеправильнойценностнойориентации
 подрастающего поколения;
 -созданиекультурно-туристическихцентров,
 активизацияэкономическихпроцессовразвития
 культуры,увеличениенегосударственныхресурсов,
 привлекаемых в отрасль.
 Программа будетреализованавобластныхучреждениях
 культуры по 59 некоммерческим мероприятиям.
 Реализацияпрограммныхмероприятийпозволитк2010
 году:
 - капитально отремонтироватьздания:театраоперыи
 балета,ТЮЗа,театракукол,филармонии,
 образовательных учреждений культуры, библиотек;
 - провестиреконструкциюиотреставрироватьздания:
 академическоготеатрадрамыим.А.Кольцова,
 областного художественного музеяим.И.Н.Крамского,
 Острогожскогохудожественногомузеяим.И.Н.
 Крамского,Дома-музеяА.Л.Дурова,музеев-
 заповедников "Костенки" и "Дивногорье";
 -повыситьуровеньматериальнойобеспеченности
 театрально-концертныхучреждений,библиотек,музеев,
 образовательных учреждений в сфере культуры;
 - увеличить количествопосещенийучрежденийкультуры
 и наполняемость зрительных залов в 1,5 раза;
 -увеличитьколичествомероприятийпотеатрально-
 концертным учреждениям в 1,3 раза;
 - увеличить долю новыхпроизведенийпрофессионального
 искусства в общем репертуаре на 25 процентов;
 -увеличитьколичествопосещениймузеевна1000
 человек населения на 10 процентов;
 - обеспечить рост частных инвестицийвинфраструктуру
 на 40 процентов, собственных доходов - в 2 раза.
 Социальныйэффектотпредложенныхмероприятий
 составит684549,0тыс.рублейприсохранении3476
 рабочих мест в организациях-заявителях исоздании882
 рабочих мест какворганизациях-смежниках,такиу
 заявителя.
 Вбюджетыразныхуровнейбудетдополнительно
 перечислено в виде налоговых поступлений:
 федеральный бюджет - 49,896 млн. рублей;
 областной бюджет - 44,085 млн. рублей;
 местные бюджеты - 29,142 млн. рублей

--------------------------------

<*> По отношению к уровню 2005 года.

Подготовка программы выполнена в соответствии с требованиями постановления администрации Воронежской области от 07.07.2005 N 582 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".

1. Характеристика проблем, на решение которых

направлена программа

1.1. Обоснование необходимости разработки программы

Формирование демократических основ государства, осуществляемое в обществе на протяжении последнего пятнадцатилетнего преобразования, стимулировало рост творческой инициативы граждан, создало предпосылки для ее развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства и народного творчества, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах.

В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. Сокращение объемов бюджетного финансирования негативно отразилось на состоянии материально-технической базы учреждений культуры, снизилась возможность внедрения новых форм, методов и технологий в практику работы учреждений культуры, выросла дифференциация в уровне доступа к культурным ценностям различных категорий граждан и социальных групп. В обществе стало уменьшаться влияние культуры на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан, она перестала быть одной из форм удовлетворения потребностей.

Однако, несмотря на сложную, а в некоторых направлениях культурного развития кризисную ситуацию в Воронежской области, удалось сохранить накопленный ранее потенциал отраслевой инфраструктуры и сформированную ранее сеть учреждений культуры. В настоящее время на территории Воронежской области работают 7 театров и 2 концертных учреждения, 15 музеев, 957 библиотек, 79 учебных заведений культуры, 900 учреждений досуга и 5 творческих союзов. В целом по количеству учреждений культуры (1960 единиц) Воронежская область опережает соседние регионы, так в Белгородской области их 1498, в Курской - 1877, в Липецкой - 1171.

Вместе с тем сравнительный анализ развития отрасли культуры в Воронежской области с другими территориями Российской Федерации, Центрального федерального округа (далее - ЦФО РФ), Центрально-Черноземного региона показывает, что по основным параметрам функционирования сфера культуры Воронежской области значительно отстает от территорий со сходными характеристиками социально-экономического развития.

По количеству объектов, и особенно средств, выделяемых на культуру в расчете на одного жителя, Воронежская область в Центральном Черноземье имеет показатель в 151 рубль. В Белгородской области на одного жителя приходится 174 рубля, Курской - 174,4 рубля, Липецкой - 244,1 рубля, Орловской - 241 рубль. В Белгородской области один объект культуры приходится на 1000 жителей, в Курской области - на 700, в Липецкой - на 1024, а в Воронежской области - на 1170 жителей.

Наметившаяся в стране в 2001 - 2005 годах политическая и экономическая стабильность позитивно отразилась на развитии сферы культуры в регионе. Частично удалось остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличить финансирование на наиболее важные объекты культуры.

Накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным условиям. Формирующийся рынок не решает всех возникающих проблем. Практически всем учреждениям культуры не хватало средств на проведение реконструкции и текущего ремонта помещений, замену изношенного оборудования и музыкального инструментария, приобретение современной организационной техники и специализированного технического оборудования. В основном на эти цели использовались внебюджетные средства учреждений культуры. Из общей суммы средств, выделенных отрасли из областного бюджета (в 2001 - 2005 годах), только на выплату заработной платы с начислениями и текущие расходы необходимо около 90 процентов (табл. 1).

Таблица 1

Структура расходов на культуру Воронежской области

(по областному бюджету)

в процентах

Годы

Всего

В том числе

заработная
 плата

налоги

приобретение
 оборудования

капитальный
 ремонт

текущие
 расходы

прочие

2001

100,0

44,0

15,4

1,4

9,9

29,3

-

2002

100,0

45,2

16,1

6,1

6,4

26,2

-

2003

100,0

46,7

16 ,5

1,3

4,1

21,5

9,9

2004

100,0

49,9

17,6

4,9

1,5

26,1

-

2005

100,0

52,3

13,5

2,9

-

31,2

-

Уровень финансирования учреждений культуры в последние годы явился одним из главных факторов нестабильного их развития. Все это в значительной степени затрудняло использовать в полном объеме культурный потенциал региона.

Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государственных институтов. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал". Государственная поддержка сферы культуры должна быть направлена на обеспечение широкого доступа к культурным ценностям, знаниям и информации, сохранение национальной самобытности, развитие профессионального искусства и народного творчества.

Решение проблем культурного развития Воронежской области в условиях ограниченности бюджетных средств требует формирования собственного инвестиционного потенциала за счет решения приоритетных задач отрасли и направлений развития региона, концентрации финансовых средств на основных направлениях развития культуры.

Такой подход реализуется на базе комплексного использования программно-целевых методов.

Решение актуальных задач культурного развития программно-целевым методом обеспечит не только многоканальное финансирование деятельности учреждений культуры, но и обоснованность всех расходов, влияющих на процесс модернизации сферы культуры и туризма Воронежской области. Разработка данной программы будет способствовать последовательному внедрению программного подхода к определению стратегии и тактики культурного развития отрасли, концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях культурной политики, на решении актуальных задач социально-экономического, социально-творческого характера для обеспечения устойчивого развития системы культуры Воронежской области.

1.2. Анализ состояния, тенденций и проблем

развития отрасли по основным направлениям

Основные параметры функционирования системы культуры Воронежской области за 2000 - 2005 годы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели развития профессионального искусства

Воронежской области за 2000 - 2005 годы

По числу театров (7) Воронежская область среди субъектов Российской Федерации, входящих в ЦФО РФ, занимает 3-е место после Москвы (83) и Московской области (25), а по числу посещений на 1000 человек населения - 8-е место.

Заполняемость зрительных залов на мероприятиях театров составляет 51,2 процента, что соответствует 7-му месту, а по среднему числу на одном мероприятии зрителей и детских зрителей - 4-е место с показателями 268 и 232 человека соответственно среди субъектов РФ, входящих в ЦФО РФ.

Вместе с тем по числу новых и капитально восстановленных постановок в среднем на один театр в год Воронежская область несколько отстает от других театральных центров (в среднем по ЦФО РФ - 3,0 постановки, по Воронежской области - 2,0).

Сопоставление расходов финансовых средств на деятельность одного театра в год в целом по ЦФО РФ - 30,9 млн. рублей, по Воронежской области - 5,5 млн. рублей, что не в пользу поддержки театрального дела на нашей территории.

Сведения о финансировании с разбивкой театров по жанрам дают аналогичный результат:

- театр оперы и балета ЦФО РФ - 113,7 млн. рублей,

Воронежский театр оперы и балета - 32,8 млн. рублей;

- драматический театр ЦФО РФ - 23,6 млн. рублей,

Академический театр драмы им. А.В. Кольцова - 15,7 млн. рублей;

- театр юного зрителя ЦФО РФ - 12,1 млн. рублей,

Воронежский театр юного зрителя - 6,6 млн. рублей;

- театр кукол ЦФО РФ - 7,1 млн. рублей,

Воронежский театр кукол - 4,1 млн. рублей.

В системе отраслевого республиканского финансирования театрально-зрелищные учреждения Воронежской области выглядят следующим образом: бюджетное финансирование является определяющим и составляет 61,6 процента по Воронежской области (68,9 процента - по РФ). В общем объеме ассигнований доходы от собственной и предпринимательской деятельности по Воронежской области составляют 38,4 процента, что превышает республиканский показатель на 8,4 процента (по РФ - 30 процентов).

Тем не менее количество средств, выделяемых на развитие учреждений искусства - капитальный ремонт, приобретение современного оборудования, техники, инвентаря, - на протяжении последних лет остается недостаточным и составляет соответственно 3,7 процента - "капитальный ремонт" (по РФ - 5,1 процента) и 0,1 процента - "приобретение" (по РФ - 2).

Недостаточное выделение средств на капитальный ремонт значительно ослабило материальную базу учреждений культуры:

здание Воронежского государственного театра оперы и балета эксплуатируется без капитального ремонта 45 лет. Отсутствие достаточного финансирования на капитальный и текущий ремонт привело к ускоренному физическому износу здания. Дальнейшее невыполнение ремонтных работ грозит разрушением отдельных конструкций здания, что создает опасность для зрителей, артистов, обслуживающего персонала. Музыкальные инструменты не обновлялись в течение 40 лет, отсутствует качественная профессиональная звуковая и осветительная аппаратура. Это не дает возможности проводить спектакли и концертные программы на уровне современных требований;

здание Государственного Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова свыше 5 лет признано аварийным. В 2005 году по федеральной адресной инвестиционной программе выделено на реконструкцию памятника архитектуры федерального значения только 15,5 млн. рублей;

здание ГУК "Воронежский государственный театр юного зрителя" не ремонтировалось более 25 лет. Пришло в негодность оборудование энергоснабжения, сцены, фойе; ухудшилось санитарно-техническое состояние помещений. Это не позволяет театру осуществлять постановки на высоком художественном уровне;

современное состояние здания ГУК "Воронежский государственный театр кукол" (которое строилось 20 лет назад) имеет ряд конструктивных недостатков и не отвечает его потенциальным возможностям. За это время инженерные коммуникации пришли в негодность, требует замены световое и звуковое оборудование сцены, износ которого составляет 100 процентов. Отсутствие финансирования на эти цели не позволяет театру в полном объеме осуществлять нормальный творческий процесс;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»