Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее и создающее совместные с ним правовые отношения. Оно структурировано и представляет совокупность различных формальных и неформальных организаций и правил (институтов), которые соединяют отдельного индивида или семью (домохозяйство) с государством (властью) и бизнесом (частным сектором экономики).
При наличии постоянно действующих удорожающих факторов производства для обеспечения конкурентоспособности на российском и мировом рынках Сахалин вынужден будет использовать факторы инновационного развития и в социальной сфере.
Применительно к стратегическому планированию, социальные инновации означают формирование новых качеств городской среды, которые включают: новые мотивы деятельности основных групп населения, раскрепощение интеллектуальных и духовно-нравственных сил каждого отдельно взятого человека, усиление на основе патриотизма положительных кооперационных связей между членами городского сообщества, осознание миссии и общего назначения их различных структур, согласование потребностей и действий основных "игроков" стратегического планирования.
Вовлечение в процесс стратегического управления активной части городского сообщества позволяет сформулировать цели, принятые и одобренные всеми участниками работы. Только в случае если процесс стратегического планирования будет направлен на поиск общественного консенсуса, вовлечение в принятие решений широкого круга активных лиц, Стратегический план не останется продуктом воображения и волеизъявления городских властей, а позволит выбрать наиболее эффективные решения, поддерживаемые городским сообществом.
Довольно высокий культурно-образовательный уровень жителей г. Южно-Сахалинска определяет его потенции в области гражданских инициатив: 84,1% считают, что жители города должны более активно участвовать в общественной жизни и 62,5% - что активная гражданская позиция и энтузиазм способствуют улучшению социальной ситуации в городе.
Анализ по возрастным группам показал четкую закономерность - чем старше респондент, тем выше его уверенность в целесообразности и полезности участия жителей в общественной жизни города. Поэтому и личное участие старших групп возрастов здесь выше.
Чаще всего жители города участвуют в благоустройстве дворов, детских площадок, подъездов, собраниях жильцов. Респонденты возрастной группы 50 - 60 лет и более, то есть преимущественно пенсионеры, активнее работают в общественных организациях и партиях, участвуют в митингах, обращаются в администрацию города и другие органы власти.
Главным побудительным мотивом активного участия в общественной жизни респонденты всех возрастов считают результативность, стремление улучшить качество жизни горожан, решение конкретных проблем, возможность повлиять на политику городских властей. Жители пенсионного возраста считают необходимым посредством общественной деятельности выражать свое недовольство, давать коллективные предложения по улучшению социальной обстановки в городе. Студенческая молодежь более практична. Свыше трети опрошенных главным стимулом общественной деятельности видят возможность заработать.
Как отмечалось выше, анализ респондентов по уровню доходов показал четкую закономерность - чем выше благосостояние, тем больше оценка целесообразности и полезности участия жителей города в его общественной деятельности, но ниже личная социальная активность.
Таким образом, необходимо понимать, что основой вовлечения людей в общую работу, особенно на стадии реализации задуманного, является их частный интерес. Без его учета невозможно превратить население муниципального образования в единый трудовой коллектив, работающий над решением общей задачи.
Управленец, мыслящий и действующий стратегически, стремится использовать энергию частного интереса для общественного блага. Только на основе совместного договора, в котором власть, бизнес, население выступают равноправными партнерами, можно управлять общественным развитием города.
Реализация возможностей различных групп населения может дать многократный рост социальной и экономической эффективности. Есть три основания для таких предположений. Во-первых, многообразие деятельности различных групп населения и власти при их вовлечении в стратегическое планирование создает значительное поле возможностей для выбора главных направлений стратегического развития города и появления здесь наиболее плодотворных идей.
Во-вторых, конструируемая на основе плодотворной идеи цель развития города формирует общие интересы, создавая условия для корректировки частных интересов населения, бизнеса, власти и структуризации на этой основе городского сообщества.
В-третьих, общественно значимое дело, каким становится стратегическое планирование, создает условия для пробуждения созидательного духа граждан города, который постоянно поддерживается в наиболее благоприятном рабочем состоянии и дает всплески новых идей, формируя постоянство социального инновационного потока, когда проекты и инициативы генерируются и реализуются непрерывно.
В стратегическом планировании на выбор стратегических целей, средств и методов их достижения влияют население, бизнес и власть. Население правомерно рассматривать в двух координатах: как неорганизованное население и в составе общественных некоммерческих организаций (НКО). Последние, участвуя в решении государственно значимых задач, выполняют такие важные социальные функции, как выявление и представление интересов отдельных социальных групп населения, ориентация органов власти на учет этих интересов при разработке и реализации государственной и местной политики, формирование общественного мнения по различным аспектам общественной жизни. Выражая в организованных формах права и интересы различных социальных, профессиональных, возрастных, национальных и иных групп населения, некоммерческие организации в современных условиях должны становиться полноправными социальными партнерами органов государственной власти, местного самоуправления и бизнеса в реализации общественно значимых проектов и программ.
В г. Южно-Сахалинске зарегистрировано несколько сотен некоммерческих организаций, но лишь единицы участвуют в разработке стратегического плана города. Это свидетельствует об их слабости, раздробленности, замкнутости на своих узких интересах.
Экспертный опрос руководителей некоммерческих общественных организаций показал их большое желание (75,5%) активно участвовать в самоуправлении города. Основные формы: работа в круглых столах и собраниях граждан, консультативных и других коллегиальных органах городской власти, экспертизе нормативных актов.
Что касается Стратегического плана, то здесь они видят достаточно активную свою роль в публичных слушаниях (76,5%), разработке предложений (52,9%), общественных экспертизах (35,7%).
Наиболее значимым фактором, определяющим недостаточную активность НКО, является апатия населения (70,6%), которое "не рвется" в общественные организации и общественную деятельность. Это, в свою очередь, определяется высокой занятостью населения в сфере экономики, чтобы поддержать свой, в общем-то, невысокий уровень жизни (64,7%), множеством личных проблем (58,8%), слабой связью власти с населением (35,3%).
Подавляющее большинство экспертов считает необходимым проведение специальной политики городских властей по повышению гражданской активности: более активная поддержка местных инициатив, информирование граждан о деятельности городских органов, вовлечение максимального числа инициативных жителей в процесс принятия решений.
В целом опрошенные руководители НКО оценили скорее положительно свои взаимоотношения с органами городской власти. В качестве помощи, помимо финансовой поддержки, они видят: безвозмездное пользование помещениями; приобретение земельных участков для реализации своих проектов, например, строительства духовно-культурного центра; содействие консолидации общественных организаций; введение в штат администрации города должности советника мэра по ветеранскому движению и др.
Более активное участие жителей в разработке стратегических направлений развития г. Южно-Сахалинска требует приближения этого процесса к жизненным интересам населения, например, путем формирования территориального общественного самоуправления (ТОС), включающего домовые и уличные комитеты, советы микрорайонов, клубы по интересам и др.
Следует создавать муниципальные центры работы с населением в каждом районе города, провести учебу актива, запланировать цикл публикаций в городской газете, систематически освещающих работу общественных организаций, занимающихся благотворительностью, выступающих с гражданскими инициативами, выполняющих общественно значимые работы.
Важным игроком на поле стратегического планирования является бизнес. По результатам анализа деятельности его общественных структур можно констатировать, что основы для диалога с властью и населением только-только складываются. Многие организации бизнеса не вышли за рамки своих узкокорпоративных интересов. Им необходима налаженная система общественных связей с другими структурами бизнеса, властью, НКО, населением. Стратегическое управление неизбежно выводит отдельных представителей бизнеса за рамки своего дела, формируя бизнес-сообщества, возникающие как среда совместной деятельности для реализации общих целей и решения необходимых для этого задач. Это дает возможность развития в политике не на основе конфронтации, а взаимовыгодного сотрудничества. Назрела насущная необходимость для бизнес-элиты входить в публичную политику и участвовать в формировании курса государства, региона, муниципального образования. И для осуществления этой задачи бизнес-сообществу совершенно необходимо формировать отлаженную систему собственных общественных связей.
Нельзя не учитывать при стратегическом планировании и интересы государственной власти. Администрации Сахалинской области и г. Южно-Сахалинска, понимая важность установления деловых партнерских отношений бизнеса и власти, важным направлением взаимодействия считают создание условий для развития профессиональных и общественных объединений, ассоциаций и союзов предпринимателей. Основной упор власть делает на взаимодействии с бизнес-сообществами как наиболее эффективной форме осуществления обратной связи и развития механизмов саморегулирования бизнеса.
Вместе с тем необходимо искать новые формы диалога с общественностью. Это могут быть: изготовление и размещение рекламы (поиск новых тем по патриотизму, защите среды обитания, помощи малообеспеченным жителям города и др.), проведение интернет-конференций, издание проектов по гражданским инициативам, общественным слушаниям и др.
В целях улучшения гласности городской администрации целесообразно создание печатного средства массовой информации "Вестник городской мэрии" для публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации. По-видимому, назрела необходимость принятия городским Собранием документа о привлечении граждан на добровольной основе к выполнению социально значимых для города работ ("Об общественных работах").
Целесообразно внедрение в общеобразовательных школах и вузах специальной учебной программы "Стратегия развития города в жизненных планах молодого поколения". Программа может быть построена на изучении имеющегося стратегического плана города, проведении дискуссий и обсуждений на тему "Будущее нашего города". Организация таких программ для старшеклассников и студентов важна для формирования у молодого поколения гражданской ответственности и обучения молодежи формам участия в принятии решений, касающихся перспектив развития г. Южно-Сахалинска.
В целях активизации гражданского общества в решении стратегических задач города необходимо: