Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Рисунок 8.31 - Оценки экспертов по уровням управления основных проблем инвестиционной деятельности предприятий г. Южно-Сахалинска, баллов*

________________

* Рисунок не приводится.  - Примечание изготовителя базы данных.  


Что касается регионального уровня, то здесь наиболее остры проблемы высоких издержек производства, квалифицированных управленческих и рабочих кадров, неразвитости производственной и инвестиционной инфраструктуры, низкого платежеспособного спроса населения и др.

Руководители предприятий в наибольшей степени озабочены также кадровым дефицитом, непривлекательностью для инвесторов из-за высокой степени изношенности основных фондов и низкой эффективности производства, отсутствием государственной поддержки, ограниченностью рынка сбыта и невозможностью компенсировать высокие издержки масштабом производства.

Несмотря на все трудности, 61,8% экспертов планируют в ближайшие 2 - 3 года привлекать инвестиции: за счет собственной прибыли (95,0%), кредитов банков (69,7%), бюджетов Сахалинской области (45,4%) и г. Южно-Сахалинска (27,3%), эмиссии акций (27,3%), лизинговых компаний (12,1%). Мизерная роль отводится собственным амортизационным отчислениям (5,0%), что объясняется, как отмечалось выше, высокой изношенностью материальной части предприятий. Приоритеты направлений инвестирования остаются те же, что и в настоящее время (покупка и модернизация оборудования, расширение производственных площадей, развитие производственной инфраструктуры и др.). Отмечается рост доверия к партнерам: отечественным банкам (44,9%), лизинговым компаниям (22,4%) и особенно коллегам по бизнесу (44,9%).

В числе концептуальных положений повышения инвестиционной активности предприятий г. Южно-Сахалинска эксперты видят: снижение налогов и повышение доступности льгот по ним; усиление государственной поддержки субъектов инвестиционного процесса (замедление темпов роста энергетических тарифов или их частичное субсидирование, развитие системы гарантий по кредитам, предоставление льготных займов под инвестиционные проекты и др.); развитие инфраструктуры и благоприятной бизнес-среды.

Стимулирование инвестиционной деятельности должно быть направлено на развитие перерабатывающих отраслей (64,3%), в том числе рыбо-, нефте- и лесопереработки (35,3%), транспортной инфраструктуры (60,7%), строительства (51,8%), топливно-энергетического комплекса (44,6%), сельского хозяйства (37,5%).

Важным организационно-экономическим механизмом активизации инвестиционной деятельности в Сахалинской области может стать формирование свободной экономической зоны "Сахалин". Объективные предпосылки для этого есть: островной характер территории, приграничное положение, близость Японии и других стран АТР, наличие морских торговых портов и богатых природных ресурсов, опыт реализации масштабных международных проектов и др. Целевая установка зоны - привлечение инвестиций на развитие перерабатывающих производств, формирование новых форм и механизмов международного сотрудничества. Составными элементами функционирования здесь могут выступать оффшорные и таможенные зоны, свободные порты, а также специализированные особые экономические зоны, например, туристско-рекреационной специализации. Все эти новации естественным образом затронут г. Южно-Сахалинск, придав новый импульс его развитию.

Таким образом, основной целью городской инвестиционной политики является создание условий для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, на основе которых возможен рост инвестиционного потенциала города. Для этого необходимо:

привлечение внебюджетных инвестиций:

- разработка комплекса организационно-экономических мер, увязывающих интересы государства, региона, области, города, инвесторов, потребителей и производителей продукции;

- создание общегородской информационной системы по инвестиционной деятельности, формирование перечня высокоэффективных проектов, доступ потенциальных инвесторов к достоверным информационным ресурсам, необходимым для разработки инвестиционных проектов и получения кредитов;

- расширение географии экономического сотрудничества посредством заключения соглашений с субъектами и административными центрами Российской Федерации, а также зарубежными административно-территориальными образованиями;

- формирование условий для создания сети как муниципальных, так и частных организаций, оказывающих услуги по девелопменту (поиску экономического эффективного проекта, обеспечению правовых возможностей для его реализации, согласованию проекта с органами государственной власти, разработке механизмов финансирования проектов и возврата привлекаемых средств, выбору подрядчиков, финансированию их деятельности и др.);

- разработка системы землепользования, совершенствование нормативно-правовой базы по созданию условий для активного привлечения внешних финансовых источников за счет правовых гарантий на соответствующее использование земли, увеличение сроков владения земельными участками, сокращение сроков получения согласований и разрешений на проведение инвестиционно-строительной деятельности;

обеспечение условий реализации инвестиционных проектов:

- изучение возможностей формирования свободной экономической зоны "Сахалин" как необходимого условия придания Сахалинской области качественно нового импульса развития;

- поиск крупных потенциальных инвесторов, заинтересованных в ведении бизнеса на Дальнем Востоке;

- формирование промышленных парков на базе производственных площадей обанкротившихся предприятий;

- заключение соглашений о совместной инвестиционной деятельности, формирование системы партнерских отношений между администрацией и потенциальными инвесторами;

- информационно-консультативное обеспечение разработки инвестиционных проектов, содействие созданию консалтинговых и инжиниринговых компаний, центров проектного финансирования, фондовых структур, информационных служб и других элементов деловой инфраструктуры;

- оказание содействия в подборе земельных участков, персонала и партнеров;

привлечение инвестиций малых и средних предприятий:

- ликвидация препятствий для предпринимательской деятельности и создание эффективной конкурентной среды, контроль за деятельностью естественных монополистов;

- снижение налогового бремени, предложение простых и четких правил хозяйственной деятельности;

- формирование эффективного рынка недвижимости за счет упрощения процедур согласования проектов застройки, расширения предложений земельных участков, свободного доступа к информации о пользовании земельными участками и недвижимостью, имеющихся градостроительных ограничениях;

- развитие рынка труда, повышение мобильности рабочей силы и создание системы, обеспечивающей повышение ее квалификации путем укрепления системы профессиональной подготовки и переподготовки для тех отраслей, которые связаны с решением стратегических задач не только города и области, но и Дальневосточного федерального округа;

- стимулирование вложения частных, в том числе иностранных, инвестиций в реальный сектор экономики, используя оценки по спросовым ограничениям и потребительским предпочтениям на рынках города, области, округа и сопредельных стран для разработки эффективных стратегий роста, включая необходимые для этого инвестиционные проекты, работу по координации деятельности отдельных предприятий, действующих в приоритетных сферах экономики;