ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2011 года N 1562
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА 2012 - 2014 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 16.12.2011 N 2476, от 11.03.2012 N 362, от 28.04.2012 N 797, от 03.05.2012 N 816, от 17.08.2012 N 1749, от 03.09.2012 N 1871, от 13.11.2012 N 2325, от 12.12.2012 N 2549, от 22.01.2013 N 55, от 14.02.2013 N 186, от 20.03.2013 N 439, от 28.05.2013 N 887, от 02.08.2013 N 1373-па, от 16.10.2013 N 1874-па, от 25.10.2013 N 1951-па, от 24.12.2013 N 2359-па, от 31.12.2013 N 2432-па, от 06.03.2014 N 394-па, от 22.05.2014 N 876-па, от 27.08.2014 N 1595-па, от 28.10.2014 N 2101-па, от 08.12.2014 N 2468-па)
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", статьей 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск" администрация города Южно-Сахалинска постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2012 - 2014 годы" (прилагается).
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 16.10.2013 N 1874-па)
2. Финансовому управлению администрации города Южно-Сахалинска (Умнова Т.А.) осуществлять финансирование муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск" в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского округа "Город Южно-Сахалинск" на соответствующий год.
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 16.10.2013 N 1874-па)
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города.
4. Контроль исполнения постановления администрации города возложить на первого вице-мэра города С.А.Надсадина.
Исполняющий обязанности
мэра г. Южно-Сахалинска
С.А.Надсадин
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА 2012 - 2014 ГОДЫ"
(в редакции Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 16.12.2011 N 2476, от 11.03.2012 N 362, от 28.04.2012 N 797, от 03.05.2012 N 816, от 17.08.2012 N 1749, от 03.09.2012 N 1871, от 13.11.2012 N 2325, от 12.12.2012 N 2549, от 22.01.2013 N 55, от 14.02.2013 N 186, от 20.03.2013 N 439, от 28.05.2013 N 887, от 02.08.2013 N 1373-па, от 16.10.2013 N 1874-па, от 25.10.2013 N 1951-па, от 24.12.2013 N 2359-па, от 31.12.2013 N 2432-па, от 06.03.2014 N 394-па, от 22.05.2014 N 876-па, от 27.08.2014 N 1595-па, от 28.10.2014 N 2101-па, от 08.12.2014 N 2468-па)
(в редакции Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 16.10.2013 N 1874-па)
I. Наименование целевой Программы | Муниципальная программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) |
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 16.10.2013 N 1874-па) | |
II. Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Закон Сахалинской области от 16.02.2009 N 9-ЗО "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области"; Устав городского округа "Город Южно-Сахалинск"; постановление мэра города Южно-Сахалинска от 10.06.2009 N 986 "Об утверждении Порядка разработки муниципальных целевых программ и отчетов об их исполнении" |
III. Разработчик Программы | Департамент экономического развития администрации города Южно-Сахалинска |
IV. Исполнители Программы | Департамент экономического развития администрации города Южно-Сахалинска, структурные подразделения аппарата, отраслевые (функциональные) органы администрации города Южно-Сахалинска, организации и предприятия, участвующие в реализации программных мероприятий |
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 24.12.2013 N 2359-па) | |
V. Цель и задачи Программы | Целью Программы является создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск". Задачи Программы: - повышение эффективности системы и методов поддержки малого и среднего предпринимательства; - развитие и совершенствование форм поддержки малого и среднего предпринимательства; - развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; - популяризация предпринимательской деятельности; - поддержка молодежного предпринимательства |
VI. Основные мероприятия Программы | Приложение N 2 к Программе |
VII. Сроки реализации и этапы Программы | 2012 - 2014 годы: - 1 этап - 2012 год; - 2 этап - 2013 год; - 3 этап - 2014 год |
VIII. Источники финансирования | Общий объем финансирования в 2012 - 2014 годах - 29136,0 тыс. рублей за счет средств бюджета городского округа, бюджета Сахалинской области и федерального бюджета, в том числе: 2012 - 8850,0 тыс. рублей; 2013 - 10040,0 тыс. рублей; 2014 - 10246,0 тыс. рублей |
(в ред. Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 13.11.2012 N 2325, от 02.08.2013 N 1373-па, от 31.12.2013 N 2432-па, от 27.08.2014 N 1595-па, от 08.12.2014 N 2468-па) | |
IX. Управление Программой и контроль за ее реализацией | Текущий контроль за ходом и сроками выполнения мероприятий Программы осуществляется Департаментом экономического развития администрации города Южно-Сахалинска, консультативным Советом при администрации города Южно-Сахалинска по вопросам развития и поддержки малого и среднего предпринимательства |
X. Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности | Увеличение налоговых поступлений в бюджет городского округа до 10%. Прирост объема оборота малых и средних предприятий до 10%. Создание до 1000 дополнительных рабочих мест. Увеличение уровня средней заработной платы работников малого и среднего предпринимательства до 15%. Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 5% |
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 17.08.2012 N 1749) | |
XI. Принятые сокращения | АГ - Администрация города Южно-Сахалинска; БГО - Бюджет городского округа; ДУМИ - Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации города Южно-Сахалинска; ДАГИЗ - Департамент архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска; МБУЦМИ - Муниципальное бюджетное учреждение "Центр молодежных инициатив" ДЭР - Департамент экономического развития администрации города; Консультативный Совет - консультативный Совет при администрации города Южно-Сахалинска по вопросам развития и поддержки малого и среднего предпринимательства; ООП - Общественные объединения предпринимателей; Программа - Муниципальная программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2012 - 2014 годы"; УИМКУ - управление информатизации МКУ "Управление делами администрации города Южно-Сахалинска"; СПАГ - структурные подразделения аппарата, отраслевые (функциональные) органы администрации города Южно-Сахалинска; ИС - Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденная постановлением администрации города; РЦРП - Ресурсный центр развития предпринимательства; Управление внутренней политики администрации города Южно-Сахалинска |
(в ред. Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 14.02.2013 N 186, от 20.03.2013 N 439, от 28.05.2013 N 887, от 02.08.2013 N 1373-па, от 24.12.2013 N 2359-па, от 28.10.2014 N 2101-па) |
В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что от среднего и малого бизнеса зависит благосостояние миллионов людей, обеспечение конкурентной среды, а также продвижение новых продуктов, создание инноваций. Хорошее состояние малого и среднего бизнеса - это показатель не только стабильности национальной экономики, но и фактор, который напрямую влияет на ситуацию в глобальной экономике.
В Стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года, утвержденной решением городского Собрания от 28.05.2008 N 1099/51-08-3, отражены основные направления реализации государственной политики по сферам жизнедеятельности городского округа, среди которых значительная роль отведена малому и среднему предпринимательству.
Начиная с 2001 года, на территории города Южно-Сахалинска реализуются муниципальные целевые программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Реализация программ является эффективным инструментом осуществления муниципальной политики в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, способствующим ежегодному увеличению вклада малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие города Южно-Сахалинска.
За период реализации мероприятий предыдущей Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства удалось сохранить положительную динамику в данной сфере. За период с 2009 по 2010 год численность работников малых предприятий увеличилась на 1,8%, темп роста среднемесячной заработной платы составил 112%, темп роста объема оборота организаций - 113,7%. Налоговые поступления в местный бюджет от единого налога на вмененный доход увеличились на 10,7% по сравнению с 2009 годом.
В 2010 году на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" зарегистрировано 3760 малых предприятий. В расчете на 10000 человек, постоянно проживающих в городе, в среднем приходится 206 малых предприятий, а с учетом индивидуальных предпринимателей - 727 субъектов малого предпринимательства, что превышает среднероссийский показатель в два раза (113/300). В качестве индивидуальных предпринимателей в 2010 году было зарегистрировано 9,5 тыс. человек, что на 2,8% выше аналогичного показателя 2009 года.
В структуре экономики города наибольшую долю малых предприятий составляют предприятия, осуществляющие деятельность по аренде недвижимого имущества - 29,8%, в торговле и гостиничном бизнесе - 25,9%, в строительстве - 15%. Доля сферы материального производства составляет 11,3%.
Наибольшими темпами среди основных экономических показателей растет оборот малых предприятий, достигнув 47700,0 млн. рублей (13,7% к уровню 2009 года). Основную долю объема до 50% формируют предприятия потребительского рынка, предприятия, осуществляющие деятельность по аренде недвижимого имущества - 18,1%, на долю предприятий строительства приходится 13,3%, обрабатывающих производств - 6,2%.
Развитие предпринимательства является одним из основных факторов снижения уровня безработицы в городе (уровень безработицы в городе - 0,3%, в Сахалинской области - 1,2%, в РФ - 2,2%).
Однако, достигнутый уровень развития малого и среднего предпринимательства для обеспечения устойчивости и необратимости указанных позитивных изменений, с точки зрения требований рыночной экономики, еще недостаточен.
Малый бизнес характеризуется высокой степенью риска, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, а также другими показателями, определяющими его экономическую неустойчивость. Это характеризует малый бизнес как особую категорию предприятий, требующих к себе особого подхода со стороны органов местного самоуправления.
Основными проблемами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства, являются:
- недостаток собственных оборотных средств, ограниченный доступ к кредитным ресурсам (в основном из-за недостаточности ликвидного имущественного обеспечения);
- неразвитость института микрофинансирования;
- слабое развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- низкий уровень предпринимательской культуры и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, сложность в подборе необходимых кадров;
- слабый уровень информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об осуществляющих органами власти всех уровней мерах поддержки.
Наиболее эффективным методом решения проблем является программно-целевой метод, который базируется на диверсификации задач и поэтапном системном решении проблем путем разработки мероприятий для решения каждой из поставленных задач.
Программный подход позволяет проводить планомерную работу по созданию благоприятного предпринимательского климата в городе. Вместе с тем, существуют риски при реализации Программы.
Финансовый риск реализации Программы представляет собой замедление формирования конкурентоспособной системы малого и среднего предпринимательства в городе. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск представляет собой невыполнение в полном объеме исполнителями Программы мероприятий, что приведет к невыполнению целей и задач Программы, обусловленный:
- недостижением целевых показателей;
- неэффективным использованием ресурсов;
- повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы.
Способами ограничения административного риска являются:
- регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства;
- обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов.
Изменение социально-экономической ситуации в Сахалинской области и пересмотр привлечения государственных институтов и общественных организаций к решению проблем повышения конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства может негативно сказаться на состоянии предпринимательского климата в Сахалинской области и оттоке предпринимательского капитала в другие регионы страны, привести к недостижению конечных результатов Программы.
Способом ограничения риска является своевременная корректировка целей и сроков реализации Программы.
Данная Программа сформирована исходя из принципов преемственности, с учетом опыта реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства предыдущих лет в городском округе "Город Южно-Сахалинск".
Целью Программы является создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Повышение эффективности системы и методов поддержки малого и среднего предпринимательства.
2. Развитие и совершенствование форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
4. Популяризация предпринимательской деятельности.
5. Поддержка молодежного предпринимательства.
Приоритетными видами экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД", являются:
- раздел A "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство";
- раздел B "Рыболовство, рыбоводство";
- раздел D "Обрабатывающие производства";
- раздел F "Строительство";
- раздел M "Образование";
- подклассы 60.21, 60.24.1 раздела I "Транспорт и связь";
- подклассы 85.12, 85.14.1 раздела N "Здравоохранение и предоставление социальных услуг";
- подклассы 50.2, 52.7, 52.2 (для населенных пунктов до 3 тысяч человек), подгруппа 52.47.2 раздела G "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств; мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования";