АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 октября 2011 года N 470-рк

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"

(в редакции распоряжений Администрации города Тюмени от 28.12.2011 N 638-рк, от 06.08.2012 N 397-рк, от 03.09.2012 N 462-рк, от 29.10.2012 N 582-рк, от 26.11.2012 N 654-рк, от 24.12.2012 N 726-рк, от 25.02.2013 N 108-рк, от 01.04.2013 N 197-рк, от 22.04.2013 N 240-рк, от 03.06.2013 N 308-рк, от 01.07.2013 N 397-рк, от 30.09.2013 N 592-рк, от 07.10.2013 N 616-рк, от 14.10.2013 N 620-рк, от 19.12.2013 N 769-рк, от 24.02.2014 N 96-рк, от 24.03.2014 N 183-рк, от 14.04.2014 N 234-рк, от 30.06.2014 N 368-рк, от 25.08.2014 N 603-рк, от 27.10.2014 N 793-рк, от 15.12.2014 N 957-рк)

В соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк", статьей 58 Устава города Тюмени:

(преамбула в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 27.10.2014 N 793-рк)

1. Утвердить муниципальную программу "Развитие культуры и искусства в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" согласно приложению к настоящему распоряжению.

(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 07.10.2013 N 616-рк)

2. Признать утратившим силу с 01.01.2012 распоряжение Администрации города Тюмени от 20.01.2011 N 17-рк "Об утверждении ведомственной целевой программы "Основные направления развития культуры города Тюмени на 2011 - 2013 годы".

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на департамент культуры Администрации города Тюмени (Подкорытов В.Г.).

Глава Администрации города
А.В.МООР

     




Приложение
к распоряжению
от 17.10.2011 N 470-рк



 МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"  

(в редакции распоряжений Администрации города Тюмени от 27.10.2014 N 793-рк, от 15.12.2014 N 957-рк)


I. Правовое обоснование формирования муниципальной программы


Муниципальная программа "Развитие культуры и искусства в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) сформирована в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1;

Федеральным законом от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";

Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Законом Тюменской области от 16.02.2004 N 204 "О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области";

Уставом города Тюмени;

постановлением Администрации города Тюмени от 13.12.2007 N 42-пк "Об утверждении Положения об организации библиотечного обслуживания населения, комплектовании и обеспечении сохранности библиотечных фондов библиотек города Тюмени";

постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";

распоряжением Администрации города Тюмени от 30.12.2009 N 1180-рк "Об утверждении перечня муниципальных услуг (работ)".


II. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Проблемы, препятствующие эффективному развитию культуры и искусства в городе Тюмени:

1. Ограниченный спектр библиотечных услуг и их недостаточная привлекательность для населения.

Причины возникновения проблемы:

отсутствие дистанционного доступа населения к библиотечным ресурсам на основе современных технологий, неоднородный уровень информатизации публичных библиотек;

несоответствие объемов и качества фондов муниципальных публичных библиотек потребностям современного читателя;

отсутствие разнообразия и снижение качества библиотечных услуг;

недостаточный уровень развития взаимодействия публичных библиотек и библиотек образовательных учреждений;

низкий коэффициент ротации кадров и мотивации к использованию современных подходов в работе;

отставание темпов развития библиотечной сети от темпов застройки города.

Итоги анкетирования более 345 жителей по вопросам предоставления библиотечных услуг показали следующие результаты.

На первом месте по рейтингу оказались услуги, связанные с использованием новых технических средств, применяемых в работе с пользователями, - 36% опрошенных нуждаются в услугах ксерокопирования, 31% в услугах Интернет, 33% опрошенных привлекает возможность обучения пользованию компьютером.

Важным направлением развития также является расширение спектра услуг социальной направленности: надомный абонемент, предоставление информационных услуг правовой тематики, предоставление бесплатного доступа в Интернет и бесплатное обучение горожан компьютерной грамотности (в рамках программы Губернатора Тюменской области "Расширяя горизонты").

Недостаточные темпы компьютеризации публичных библиотек приводят к устареванию уже установленного оборудования. Для обеспечения полноценного доступа населения к библиотечно-информационным ресурсам необходимо систематическое обновление парка оргтехники и программного обеспечения.

На 01.10.2011 из 26 публичных библиотек компьютеризировано 16, или 61,5%. Компьютерный парк публичных библиотек составляет 243 ед. (в 2010 году - 138 ед.). Однако имеет место моральное и физическое устаревание компьютеров: необходима замена 56 компьютеров со 100% износом, что составляет 23% от общего их количества, подлежат модернизации 49 ед., или 20%. В 14 библиотеках (53,8%) обеспечен доступ пользователей к сети Интернет.

Количество посещений общедоступных библиотек на 1000 жителей:

город Тюмень - 1490 пос. (население города - 621 тыс. чел.);

город Челябинск - 1553 пос. (население города - 1130,3 тыс. чел.);

город Пермь - 1580 пос. (население города - 986,5 тыс. чел.).

В последние годы пополнение фондов публичных библиотек осуществляется, в среднем, по 45 тыс. экземпляров в год (в рамках бюджетного финансирования), в том числе учитываются периодические издания и издания, принятые в дар от физических и юридических лиц, что способствует увеличению объема фонда, но ведет к снижению его качественной и информационной составляющей и, как результат, к росту неудовлетворенности пользователей библиотечными услугами. В 2009 году приобретено за счет средств бюджета - 45,24 тыс. экз., в 2010 году - 44,54 тыс. экз.

Для сравнения: количество экземпляров муниципального библиотечного фонда на 1000 жителей: в городе Тюмени - 4,5 тыс. экз.; средняя книгообеспеченность в Российской Федерации составляет 5 - 7 тыс. экз.

Низкий процент освобождения (списания) фондов от устаревшей литературы препятствует обновляемости фонда, снижая качество предоставляемых услуг в части соответствия читательским предпочтениям. Доля физически устаревших изданий и/или изданий, утративших информационную ценность, составляет ежегодно до 5% имеющейся литературы.

На 01.10.2011 количество списанной (выбывшей) морально устаревшей и ветхой литературы составило 23,532 тыс. экз. (2,1% от имеющегося фонда), для сравнения, в 2010 году - 12,6 тыс. экз. (1,17%). При условии выбытия литературы в соответствии с нормативом (8%), без соответствующего обновления, произойдет снижение показателя книгообеспеченности.

По состоянию на 01.10.2011 все муниципальные публичные библиотеки осуществляют взаимодействие с библиотеками образовательных учреждений. Разобщенность в осуществлении культурно-досуговых и просветительских мероприятий, оказании методической помощи по вопросам библиотечно-библиографического обслуживания, проведении социологических исследований с целью изучения читательских предпочтений, организации пунктов выдачи, читальных залов на базе школьных библиотек препятствует формированию единого библиотечно-информационного образовательного пространства города и не позволяет обеспечить высокий уровень информационной культуры.

Следует отметить кадровые проблемы, характерные для библиотечных учреждений: невысокий престиж профессии библиотекаря, низкий уровень заработной платы, проблемы жилищной обеспеченности работников, слабый приток молодых специалистов, и, как следствие, старение кадров. Анализ возрастного состава показал, что работники в возрасте до 30 лет составляют 19,7%, от 30 до 40 лет - 19,7%, от 40 до 50 лет - 21%, свыше 50 лет - 39,6%.

Средний размер заработной платы библиотечных работников составляет 11,9 тыс. руб., или 38% от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (31,5 тыс. руб.) на 1 работника в организациях города Тюмени (без субъектов малого и среднего предпринимательства).

Нерациональное размещение учреждений муниципальной библиотечной сети на территории города Тюмени затрудняет посещение библиотек жителями, проживающими в отдаленных микрорайонах.

Публичные библиотеки сконцентрированы, в основном, в центральной части города. Население, проживающее в районах: Восточный административный округ (МЖК, 4, 5, 6 м/р-ны), ул. Воровского, Бабарынки, обширный массив Калининского административного округа (в границах улиц З.Космодемьянская - Московский тракт), не имеет доступа к информационно-библиотечным услугам.

Несмотря на то, что количество муниципальных библиотек (26) соответствует социальным нормативам и нормам, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р, имеющихся библиотечных площадей (8006,2 кв. м) недостаточно для оказания услуг и хранения библиотечных фондов. В настоящее время городская библиотечная сеть имеет только 80% требуемых площадей. Общая площадь библиотечной сети составляет 31 кв. м на 1000 человек населения; между тем на 1000 жителей, в соответствии с нормативами, требуется не менее 40 кв. м. Решению данной проблемы может способствовать передача в пользование учреждений культуры свободных муниципальных помещений.

2. Ограниченность доступа населения к услугам учреждений дополнительного образования.

Причиной возникновения проблемы является отставание темпов развития сети учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры от темпов застройки города.

Охват населения начальным художественным образованием составляет 6560 человек, или 10,6% от общего количества детей и подростков, проживающих на территории города Тюмени. Ориентируясь на общероссийскую практику, необходимо стремиться к достижению значения на уровне 12%.

Развитие города Тюмени исторически определило концентрацию помещений школ искусств, музыкальных и художественных школ в центре города. На данный момент более половины микрорайонов города Тюмени не имеют таких учреждений, что затрудняет доступ желающих получать данную услугу по месту жительства.

Рост контингента обучающихся невозможен без увеличения учебных площадей. Особенно актуален данный вопрос в связи с внедрением вариативного подхода к реализации образовательных программ в школах искусств и созданием студий по различным направлениям искусства для населения различных возрастных категорий, что позволит расширить спектр предоставляемых услуг и удовлетворить потребности населения, связанные с реализацией творческого потенциала.

Учитывая вышеизложенное, требуются помещения для размещения учреждений дополнительного образования детей в следующих районах: микрорайоны Восточного округа (МЖК, 4, 5, 6 м/р-ны), ул. Воровского, Бабарынки, обширный массив Калининского административного округа (в границах улиц - З. Космодемьянская - Московский тракт - Червишевский тракт).

Для сравнения: охват детей и подростков начальным художественным образованием: город Тюмень - 10,58%; город Екатеринбург - 12%, в среднем по России - 12%.

Ограниченность охвата населения услугами напрямую связана с недостаточностью площадей для предоставления данного вида услуг.

Площадь учреждений дополнительного образования детей составляет 5 761 м2.

В соответствии с нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2003 N 27, с учетом имеющегося количества детей, для полноценной организации учебного процесса в 2011 году требовалось не менее 16400 м2. Дефицит площадей составлял 10639 м2.

По состоянию на 20.10.2014 в соответствии с новыми утвержденными нормативами санитарно-эпидемиологических требований, для полноценной организации учебного процесса с учетом имеющегося количества детей требуется не менее 18 243 м2, дефицит площадей составляет 12 482 м2.

3. Недостаточная привлекательность культурно-досуговых услуг, неравномерное размещение культурно-досуговых учреждений на территории города Тюмени.

Причины возникновения проблемы:

недостаточный уровень пропаганды и популяризации народного традиционного художественного творчества;

недостаточный уровень развития индивидуальных культурных традиций города;

осуществление застройки территории города без учета учреждений культуры.

В городе Тюмени функционируют 10 муниципальных автономных учреждений культурно-досугового типа, в том числе МАУК "Молодежный театр "Ангажемент" им. В.С. Загоруйко", которые организуют работу по формированию культурной среды в обслуживаемых микрорайонах.

В течение года творческими коллективами, функционирующими на базе домов и центров культуры, проводится более тысячи культурно-досуговых и массовых мероприятий, посещаемость которых составляет не менее 400 тысяч человек.

В домах и центрах культуры и досуга на 01.10.2011 осуществляют деятельность 157 творческих объединений (коллективы художественного творчества, клубы по интересам, студии, кружки и т.д.), в которых занимаются 2,8 тысячи человек различных возрастных категорий. В том числе кружки народного творчества составляют 20% (31 объединение) от общего количества.

Недостаточность развития новых форм и методов предоставления услуг, изучения потребностей населения в той или иной услуге, понимания социального портрета аудитории посетителей, определения ее целевых ориентиров ведет к снижению интереса у населения к данным услугам.

С целью приобщения населения к участию в мероприятиях, в том числе направленных на сохранение и развитие традиционного народного художественного творчества, необходимо более широко использовать различные средства популяризации данного направления: расширить работу по взаимодействию со средствами массовой информации, информировать население о планируемых мероприятиях (фестивалях, конкурсах, выставках, ярмарках, массовых театрализованных народных гуляниях), функционирующих коллективах, студиях и кружках по традиционному народному художественному творчеству через сайты Администрации города и подведомственных учреждений, а также организовывать работу по распространению печатной продукции (буклеты, афиши, постеры) среди населения. Необходимо организовать взаимодействие с учреждениями, организациями, средними и высшими учебными заведениями города с целью пропаганды и популяризации местного традиционного народного творчества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»