АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 октября 2014 года N 750-рк


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ ОТ 17.10.2011 N 469-РК


В соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк", руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени,

внести в распоряжение Администрации города Тюмени от 17.10.2011 N 469-рк "Об утверждении муниципальной программы "Реализация молодежной политики в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" (с изменениями, внесенными распоряжениями Администрации города Тюмени от 28.12.2011 N 637-рк, от 06.08.2012 N 396-рк, от 03.09.2012 N 463-рк, от 29.10.2012 N 585-рк, от 17.12.2012 N 711-рк, от 24.12.2012 N 730-рк, от 25.02.2013 N 117-рк, от 28.06.2013 N 389-рк, от 30.09.2013 N 590-рк, от 07.10.2013 N 616-рк, от 11.11.2013 N 683-рк, от 23.12.2013 N 789-рк, от 10.02.2014 N 77-рк, от 11.03.2014 N 138-рк, от 14.04.2014 N 232-рк, от 10.07.2014 N 400-рк, от 04.08.2014 N 463-рк) следующие изменения:

преамбулу распоряжения изложить в следующей редакции:

"В соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк", руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени:";

пункт 2 распоряжения изложить в следующей редакции:

"2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени (Хромин Е.В.).";

приложение к распоряжению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

Глава
 Администрации города
А.В.МООР



Приложение
к распоряжению
от 13.10.2014 N 750-рк

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"


 1. Правовое обоснование формирования Муниципальной программы


Муниципальная программа "Реализация молодежной политики в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Законом Тюменской области от 06.02.1997 N 72 "О молодежной политике в Тюменской области";

Законом Тюменской области от 01.11.2013 N 85 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов";

Уставом города Тюмени;

постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";

распоряжением Администрации города Тюмени от 24.04.2008 N 311-рк "Об установлении нормативов финансового обеспечения расходов на организацию и проведение спортивных соревнований, физкультурных мероприятий".


2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


На начало 2011 года в городе Тюмени проживает 229,8 тыс. молодых людей в возрасте от 7 до 29 лет (37,8% от общей численности населения города Тюмени), в том числе 178,8 тыс. молодежи в возрасте от 14 до 29 лет.

Проблемы, препятствующие эффективному развитию молодежи города Тюмени:

1. Слабая вовлеченность молодежи от 14 до 29 лет в организованные формы досуговой деятельности сферы молодежной политики, несоответствие инфраструктуры учреждений молодежной политики, их ресурсного обеспечения современным требованиям.

Причины возникновения проблемы:

недостаточный уровень доступности услуг гражданско-патриотического воспитания молодежи;

снижение значимости социальных ценностей среди молодежи (семья, здоровье и т.д.);

недостаточный уровень социальной активности студенческой и работающей молодежи;

недостаточная привлекательность мероприятий сферы молодежной политики;

недостаточная обеспеченность отдельных территорий города Тюмени услугами в сфере молодежной политики;

несоответствие оснащенности и типов помещений современным требованиям;

недостаточный уровень квалификации кадров в сфере молодежной политики.

В 2010 году в систематические занятия коллективов сферы молодежной политики, в том числе кружков и секций дополнительного образования, вовлечено 63,5 тысячи детей, подростков и молодежи, что составляет 27,6% от численности целевой группы. В мероприятиях молодежной политики в 2010 году приняли участие 72,1 тысячи молодых людей, что составляет 40,3% молодых горожан.

В городе Тюмени в 2010 году мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию охватывают 13,5 тыс. чел., что составляет 13,3% от числа жителей в возрасте от 14 до 22 лет (в 2009 году - 11,3 тыс. чел., или 11,1%), в том числе слушателей специализированных факультативных классов добровольной подготовки к военной службе - 600 чел., в поисковых отрядах - 150 чел., воспитанников военно-спортивных секций и историко-краеведческих кружков - 2585 чел.

В рамках реализации переданных государственных полномочий в целях создания условий для всестороннего развития детей и молодежи в части организации и проведения мероприятий по добровольной подготовке граждан в образовательных организациях к военной службе в городе Тюмени в 2011 году организована работа 33 специализированных факультативных классов добровольной подготовки к военной службе (далее - СФК ДПВС), в которых занимается 648 подростков (для сравнения, в 2006 году действовало 5 СФК ДПВС). Финансирование данных мероприятий осуществляется из бюджета Тюменской области. В городе Тюмени имеется потребность в организации дополнительно 7 СФК ДПВС, но отсутствие подготовленных профессиональных педагогических кадров из числа офицеров запаса не позволяет открыть классы добровольной подготовки к военной службе.

По информации отделов Тюменского областного военкомата, в городе Тюмени остается достаточно высокий уровень уклоняющихся от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации - 11% от общего числа призывников (в 2010 году - 11,8%). Доля признанных годными к военной службе составила 70,7% из числа поставленных на учет допризывников.

По данным, приведенным на заседании Государственного Совета Российской Федерации, лишь 32,7% молодежи в полной мере ощущают себя патриотами страны, 41,7% - не в полной мере, 17,1% не ощущают себя патриотами.

Значимость социальных ценностей среди молодежи характеризуется следующими показателями.

В 2010 году в городе Тюмени зарегистрировано 6672 брака, расторгнуто 3185 браков, что составляет 47,7% (в 2009 году в городе Тюмени этот показатель составлял 52,6%, в Российской Федерации - 58,3%). Данный показатель на 0,7% выше аналогичного показателя по Тюменской области. Ежегодно в городе Тюмени роженицы оставляют в родильных домах около 50 новорожденных.

Направление работы с молодой семьей остается востребованным и требует серьезного системного подхода, в том числе необходимо поддерживать реализацию проектов общественных объединений, профсоюзов, работающих с молодыми семьями. В учреждениях сферы молодежной политики создано 13 клубов молодой семьи, которые проводят мероприятия, оказывают консультационные услуги. Охват данной деятельностью составил в 2010 году 12,3% совершеннолетней молодежи.

Особый интерес у молодежи вызывает спортивно-техническое направление, в том числе и у подростков "группы риска" (по результатам проводимой работы на постоянной основе в технических кружках занимается 93 несовершеннолетних данной категории), но материально-техническое оснащение учреждений устарело. В настоящее время имеется 20 единиц техники: 10 картов, 6 мотоциклов, 2 квадроцикла, 1 мотороллер, 1 скутер, при этом лишь 6 единиц можно отнести к новым, отсутствует специализированный картодром для отработки навыков и проведения официальных соревнований, не только по картингу, но и авто-, авиамодельного направлений.

По данным социологического исследования, проведенного в 2010 году, социальную активность проявляют лишь отдельные группы молодежи: около 15% респондентов отнесли себя к членам тех или иных профессиональных, благотворительных, экологических, спортивных и др. организаций, а в деятельности детских и молодежных общественных объединений принимают участие 11,5% молодых людей. Слабо вовлечены в систему городских мероприятий молодежные объединения работающей молодежи, "неформальная" молодежь.

Волонтерское движение представляет собой добровольную консолидированную социально полезную деятельность самоуправляемых, открытых объединений детей и молодежи. Целью волонтерского движения является формирование в детской и молодежной среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ и другим асоциальным явлениям, навыков социально ответственного поведения, а также пропаганда ценностей здорового образа жизни и помощь нуждающимся (ветераны, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья).

Всего на территории города Тюмени действует 54 добровольческих отряда, функционирует городской координационный совет по развитию добровольческого движения при департаменте по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени. На 01.09.2011 в городе Тюмени охват молодежи добровольческим движением составляет 5,5% (9,8 тыс. чел.).

В настоящее время в городе Тюмени функционируют:

17 автономных учреждений дополнительного образования (услуги дополнительного образования). За последние 2 года 6 учреждений молодежной политики переведены в разряд спортивных школ: 2010 год - "Тура", "Алькор", "Старт - XXI век"; 2011 год - "Олимпиец", "Грация", "НЕГЕ";

муниципальное автономное учреждение "Тюменский городской многопрофильный центр" (содействие трудоустройству, проведение массовых мероприятий молодежной политики, информационно-методическое обеспечение дополнительного образования);

Центр внешкольной работы "Дзержинец" (деятельность в сфере профилактики асоциальных явлений в подростковой среде, развитие добровольческого движения среди молодежи, координационная работа с молодой семьей).

Неравномерность и бессистемность размещения учреждений, оказывающих услуги молодежи, привели к тому, что в городе существуют районы, где данная деятельность является недостаточной либо отсутствует, в том числе районы: ул. Ватутина, район торгового центра "Порт", ул. Воровского, район новостроек Московского тракта.

Только 16,7% помещений соответствуют предъявляемым требованиям. В настоящее время сеть учреждений молодежной политики размещается в 48 приспособленных помещениях, в том числе 12 - отдельно стоящие здания, 6 - пристроенные, 29 - первые этажи жилых домов и одно - три этажа частного 8-этажного офисного центра. Одной из важных задач на 2012 год станет разработка плана мероприятий по выведению учреждений отрасли с первых этажей жилых домов.

Для эффективной реализации молодежной политики необходимо расширить спектр услуг, оказываемых молодежи: ресурсный центр молодежных объединений, консультационный центр (юридические, психолого-педагогические, реабилитационные, профориентационные и другие услуги, в том числе для молодых семей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), центр студенческих инициатив, центр по работе с работающей молодежью, клубы по интересам (авторской песни, молодежный театр), крытый молодежный центр экстремальных видов спорта.

Согласно статистическим данным, на 01.09.2011 в учреждениях дополнительного образования работает 352 штатных педагога (2010 год - 446, изменение штатной численности произошло по причине перепрофилирования трех учреждений молодежной политики в спортивные школы), из них с высшим образованием - 191 чел., со средним - 80; высшую категорию имеют 107 чел., первую категорию - 61, вторую - 66, без категории - 118. Средняя заработная плата педагогических кадров в 2011 году составляет 11287 руб. По данным Тюменьстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная одного работника в организациях города Тюмени (без субъектов малого и среднего предпринимательства) за январь - июль 2011 года составила 31534,6 руб.

2. Недостаточный уровень развития механизмов социальной адаптации молодежи.

Причины возникновения проблемы:

недостаточный спектр видов работ по организации временного трудоустройства несовершеннолетних и получению ими первого трудового опыта;

узкий спектр услуг по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

низкий уровень самосознания молодежи по отношению к собственному здоровью.

Основной формой временной трудовой занятости несовершеннолетних является участие их в мероприятиях "Отряды мэра" (2010 год - 3295 чел., 2011 год - 3564 чел.), при этом спектр предлагаемых профессий, несмотря на увеличение (2010 год - 14 ед., 2011 год - 19 ед.), остается узким: разнорабочий, рабочий по благоустройству, помощник организатора досуга, помощник спортивного организатора по месту жительства, помощник библиотекаря и др. Наибольший интерес, с точки зрения первой профессиональной пробы, по опросам подростков, вызывает временное трудоустройство на предприятиях и в организациях внебюджетной сферы, где можно действительно получить знания, умения и навыки, которые помогут профессионально сориентироваться в дальнейшем.

В учреждениях отрасли молодежной политики получают услуги дополнительного образования 298 детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 31% от общего количества проживающих в городе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья от 7 до 29 лет. Обучением детей-инвалидов в рамках дополнительного образования занимаются педагоги различных профилей. Специалисты помогают осваивать навыки игры на музыкальных инструментах, обучают различным прикладным видам деятельности, которые не только способствуют адаптации и социализации детей-инвалидов, но и влияют на их дальнейшее профессиональное самоопределение. К сожалению, большинство педагогов, являясь высококвалифицированными специалистами в своих областях, не имеют специального образования в области дефектологии и психологии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Низкий уровень доступности услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловлен тем, что только в одном помещении учреждений дополнительного образования из 48 имеется пандус для инвалидов-колясочников, размеры дверных проемов не везде соответствуют нормативным требованиям, отсутствует специализированное оборудование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

По итогам 2010 года отмечается снижение количества преступлений, совершенных обучающимися общеобразовательных организаций города Тюмени, на 14% (2010 - 99 преступлений, 2009 - 115). Вместе с этим в последние годы наблюдается устойчивый рост табакокурения, алкоголизма, в том числе пивного. По проведенным опросам, в возрастной группе 18 - 29 лет доля курящих - около 40%. Регулярно употребляют пиво 42% тюменцев, 23% - крепкие спиртные напитки, 19% - вино. Таким образом, необходимо систематизировать и усилить работу по пропаганде среди молодежи здорового образа жизни и по формированию ответственного отношения к собственной жизни.

Вышепроведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в городе Тюмени, несмотря на созданную систему работы с молодежью, недостаточным остается уровень активности молодежи и вовлеченность ее в социальную жизнь города.


3. Цели и задачи Программы


Стратегической целью, на реализацию которой направлены мероприятия Программы (согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р), является: Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития потенциала молодежи и его использования в интересах инновационного развития страны.

N п/п

Задачи

Решаемые проблемы

Ожидаемый социально-экономический эффект

Сроки выполнения мероприятий

Ответственный (Участники)

Цель Программы: Создать условия для развития молодежи и включения ее в процессы развития города Тюмени

1.

Повысить привлекательность организованных форм досуговой деятельности, доступность и качество услуг в сфере молодежной политики

Слабая вовлеченность молодежи от 14 до 29 лет в организованные формы досуговой деятельности сферы молодежной политики, несоответствие инфраструктуры учреждений молодежной политики, их ресурсного обеспечения современным требованиям

Повышение уровня социальной активности молодежи, укрепление гражданско-патриотических ценностей в подростково-молодежной среде.
Содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций.
Развитие молодежного самоуправления и самоорганизации.
Увеличение охвата молодежи услугами в сфере молодежной политики.
Развитие инфраструктуры учреждений молодежной политики

В течение 2012 - 2014 годов

Департамент по спорту и молодежной политике (департамент имущественных отношений, департамент образования, департамент культуры, департамент земельных отношений и градостроительства)

2.

Повысить уровень социальной адаптации молодежи

Недостаточный уровень развития механизмов социальной адаптации молодежи

Развитие форм и методов работы по социальной адаптации молодежи.
Снижение числа правонарушений со стороны подростков, увеличение охвата инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья услугами учреждений дополнительного образования в сфере молодежной политики

В течение 2012 - 2014 годов

Департамент по спорту и молодежной политике (департамент образования)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»