АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 октября 2015 года N 795-рк
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ ОТ 05.11.2014 N 818-РК
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2021 на основании распоряжения Администрации города Тюмени от 23.11.2020 N 246-рк.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк", руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени, внести в распоряжение Администрации города Тюмени от 05.11.2014 N 818-рк "Об утверждении муниципальной программы "Реализация молодежной политики в городе Тюмени на 2015 - 2017 годы" (с изменениями, внесенными распоряжениями Администрации города Тюмени от 26.01.2015 N 13-рк, от 10.03.2015 N 149-рк, от 20.07.2015 N 515-рк, от 05.10.2015 N 736-рк) следующие изменения:
в названии распоряжения, пункте 1 распоряжения слова "2015 - 2017 годы" заменить словами "2015 - 2019 годы";
приложение к распоряжению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
Глава Администрации города
А.В.МООР
Приложение
к распоряжению
от 26.10.2015 N 795-рк
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ НА 2015 - 2019 ГОДЫ"
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Реализация молодежной политики в городе Тюмени на 2015 - 2019 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
Законом Тюменской области от 06.02.1997 N 72 "О молодежной политике в Тюменской области";
распоряжением Администрации города Тюмени от 24.04.2008 N 311-рк "Об установлении нормативов финансового обеспечения расходов на организацию и проведение спортивных соревнований, физкультурных мероприятий".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
По состоянию на 01.01.2015 на территории города Тюмени проживает 255 414 человек в возрасте от 5 до 30 лет (или 36,6% от общей численности населения города Тюмени), в том числе молодежи в возрасте от 18 до 30 лет - 170 296 человек.
Проблемы, препятствующие эффективному развитию молодежи города Тюмени:
1. Недостаточная вовлеченность детей и молодежи в возрасте от 5 до 30 лет в организованные формы досуговой деятельности сферы молодежной политики.
Причины возникновения проблемы:
недостаточная эффективность детско-молодежного самоуправления;
недостаточный уровень информированности населения города Тюмени об услугах, предоставляемых в сфере молодежной политики;
недостаточный уровень взаимодействия органов местного самоуправления со студенческими и другими молодежными объединениями;
несоответствие спектра услуг, предоставляемых клубами молодой семьи, потребностям молодых семей города Тюмени;
недостаточный уровень развития добровольческого движения города Тюмени, в том числе отсутствие единых механизмов обучения и регистрации добровольцев города Тюмени;
недостаточная обеспеченность отдельных территорий города Тюмени услугами в сфере молодежной политики.
В 2014 году доля населения в возрасте от 14 до 29 лет, охваченного организованными формами занятости и систематическими занятиями в сфере молодежной политики, составила 43,9% или 77 978 чел.
Молодежные парламенты (и другие формы организации молодежного самоуправления) призваны представлять, отстаивать и защищать права и законные интересы молодежи, в том числе, участвовать в формировании молодежной политики. По данным сайта "Молодежное парламентское движение России" (http://www.newparlament.ru/) в России по состоянию на начало 2014 года действуют 974 "муниципальных молодежных парламента", лучшими из которых являются: Молодежный совет при Совете городского округа город Нефтекамск, Молодежный парламент Тындинского района Амурской области, Молодежный парламент города Кемерово. Отсутствие в городе Тюмени органов молодежного самоуправления не позволяет в полной мере вовлечь молодежь города в позитивные, социально значимые мероприятия, повысить уровень социальной активности молодежи, обеспечить эффективное взаимодействие общественных молодежных объединений с органами власти. Вместе с тем, наличие молодежной палаты при Тюменской областной Думе свидетельствует о востребованности данного направления в сфере молодежной политики.
Согласно результатам проведенного в 2014 году социологического опроса молодежи города Тюмени "Социальный портрет молодежи города Тюмени" (1500 респондентов) выявлено наличие потребности в дополнительном информировании населения о вреде употребления наркотиков, психоактивных веществ, мерах, предпринимаемых Администрацией города Тюмени по формированию здорового образа жизни, обеспечения несовершеннолетних лиц и молодежи досуговыми формами занятости. Существующие механизмы информирования населения города об услугах, предоставляемых в сфере молодежной политики, осуществляются через информационные ресурсы Администрации города Тюмени, учреждений молодежной политики, молодежных пресс-центров ("Стрижи", "Лучи добра" и др.). При этом отмечается недостаточность информационных материалов, представленных в виде наружной рекламы, теле- и радиопередач. Существующие информационные программы, такие как передача "Открытая школа права" на "Авторадио" и телеканале "Евразион", являются единичными информационными продуктами, транслируемыми для широкой общественности.
Отмечается недостаточный уровень взаимодействия учреждений молодежной политики со студенческими и другими молодежными объединениями.
Взаимодействие органов местного самоуправления со студенческими и молодежными объединениями осуществляется посредством:
Координационного совета по развитию добровольчества;
Координационного совета представителей работающей молодежи.
Всего членами указанных советов являются 27 представителей молодежных организаций, при этом необходимо отметить, что в указанные советы в 2014 году не входят представители студенческих объединений вузов города Тюмени, представляющие значительную часть молодежи города.
Волонтерское движение представляет собой добровольную консолидированную социально полезную деятельность самоуправляемых, открытых объединений детей и молодежи. Целью волонтерского движения является формирование в детской и молодежной среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ и другим асоциальным явлениям, навыков социально ответственного поведения, а также пропаганда ценностей здорового образа жизни и помощь нуждающимся (ветераны, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья).
Доля зарегистрированных добровольцев в общей численности населения в возрасте от 14 до 29 лет по состоянию на конец 2014 года составляет 14,6% или 25 920 чел., объединенных в 218 организаций. При этом в настоящее время в городе отсутствует единая система регистрации волонтеров, действовавшая ранее посредством федерального сайта www.jaba-point.ru. В связи с этим, актуальной задачей является создание и нормативное закрепление единой площадки регистрации и обучения волонтеров города Тюмени.
Направление работы с молодой семьей является приоритетным и требует серьезного системного подхода, в том числе необходимо поддерживать реализацию проектов общественных объединений, профсоюзов, работающих с молодыми семьями. Отмечается недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью, отвечающих за работу с молодой семьей. Также следует уделять особое внимание развитию и поддержанию консультационного направления в работе с молодыми семьями.
В 16 учреждениях сферы молодежной политики создано 19 клубов молодых семей, которые проводят рекреационно-досуговые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия в рамках направления "семейное волонтерство", оказывают консультационные услуги. Охват данной деятельностью в 2014 году составил 19,1% от численности совершеннолетней молодежи.
Однако необходимо отметить, что дальнейший прирост количества членов клубов молодых семей возможен только при условии удовлетворения тематических запросов молодых семей, в том числе в услугах, предоставляемых указанными клубами. В частности, по результатам проведенного в 2014 году социологического опроса молодежи города Тюмени "Социальный портрет молодежи города Тюмени", молодые семьи города проявляют интерес к поддержке государством жилищных программ и организации спортивных форм досуга.
Для эффективной реализации молодежной политики необходимо расширить спектр услуг, оказываемых молодежи: организация молодежных центров, развитие услуг дополнительного образования по актуальным для молодежи направлениям, включающим экстремальные виды спорта, хип-хоп, медиаобразование и др.
По результатам анкетирования молодежи, проведенного в 2014 году, актуальными направлениями в дополнительном образовании среди прочих являются техническое и естественно научное. Планируется развитие взаимодействия с вузами города Тюмени в части привлечения выпускников для работы в учреждениях дополнительного образования, а также переподготовки имеющихся специалистов.
Кроме того, в связи с неравномерностью размещения учреждений, оказывающих услуги молодежи, в городе существуют районы, где наблюдается отсутствие или недостаточность услуг сферы молодежной политики, в частности, это районы: ул. Ватутина, район торгового центра "Порт", ул. Воровского, район новостроек Московского тракта, микрорайоны Восточный, Восточный-2, 4 и 5 микрорайоны, Тюменский-3, Ямальский, Видный. Кроме того, в условиях роста численности населения жилых районов с имеющимися объектами учреждений дополнительного образования возрастает потребность в дополнительных площадях для размещения учреждений сферы молодежной политики.
2. Несоответствие инфраструктуры учреждений молодежной политики и их ресурсного обеспечения современным требованиям.
Причиной возникновения проблемы является наличие значительной доли объектов молодежной политики, требующих капитального ремонта (реконструкции).
В 2014 году в сфере молодежной политики на территории города Тюмени функционируют:
17 автономных учреждений, предоставляющих услуги дополнительного образования населению;
муниципальное автономное учреждение "Тюменский городской многопрофильный центр" (содействие трудоустройству, проведение массовых мероприятий молодежной политики, информационно-методическое обеспечение дополнительного образования).
Сеть учреждений молодежной политики размещается в 51 объекте, в том числе в приспособленных объектах (1-е этажи жилого фонда). При этом только 24,5% помещений находятся в нормативном состоянии и только 13,7% (или 7 объектов в 2014 году) являются доступными для инвалидов и маломобильных групп населения (далее - ММГН).
Улучшение технического состояния объектов планируется за счет проведения капитального ремонта (реконструкции) нежилых помещений сферы молодежной политики, а также продолжения работы по обеспечению элементами доступности объектов для ММГН.
3. Недостаточный уровень развития механизмов социальной адаптации детей и молодежи.
Причины возникновения проблемы:
снижение значимости социальных ценностей среди детей и молодежи (семья, здоровье и т.д.);
активное распространение недопустимой информации в сети "Интернет";
недостаточный спектр услуг по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
отсутствие в городе Тюмени специализированных молодежных центров, осуществляющих комплексные услуги для детей и молодежи, находящейся в "трудной жизненной ситуации";
недостаточная мотивация работодателей к созданию рабочих мест для несовершеннолетних;
недостаточная информированность детей и молодежи города Тюмени о возможностях трудоустройства, а также недостаточный уровень проведения профориентационных мероприятий в подростково-молодежной среде;
наличие превратных стереотипов у несовершеннолетних и их родителей в отношении востребованности в экономике ряда профессий и их актуальности в настоящий момент, в том числе рабочих специальностей, а также недостаточность информации о современных условиях работы на предприятиях города по этим специальностям.
В настоящее время в России чрезвычайно остро актуализируется проблема распространения различных форм асоциального поведения, обусловленная во многом недостаточным уровнем социализации молодого поколения, в том числе несовершеннолетних "учетных категорий". Так, на территории города Тюмени в 2014 году несовершеннолетними лицами совершено 264 преступления (в 2013 году - 302 преступления).
Значительные опасения вызывает снижение значимости семейных ценностей среди молодежи города Тюмени. Так, доля расторгнувших брак (в возрасте до 39 лет) в общем количестве заключивших брак (в возрасте до 35 лет) в 2012 году составила 52,3%, в 2013 году - 60,6%, в 2014 году - 74,6%.
Одним из остро стоящих вопросов социализации несовершеннолетних лиц является обеспечение безопасности подростков и молодежи в рамках пользования сетью "Интернет", являющейся площадкой не только для позитивного общения, но и местом распространения информации, запрещенной в Российской Федерации, а также не соответствующей возрастным особенностям пользователей. В настоящее время все компьютеры, оборудованные доступом к сети "Интернет" и установленные в учреждениях молодежной политики, оснащены соответствующими системами контент-фильтрации, однако актуальным направлением деятельности является проведение профилактических мероприятий с молодежью и представителями родительской общественности по вопросам обеспечения соблюдения прав и обязанностей пользователей сети "Интернет" при использовании информационно-коммуникационных ресурсов, установленных как в организациях различной формы собственности, так и на домашних персональных компьютерах и переносных мобильных устройствах связи.
В учреждениях отрасли молодежной политики получают услуги дополнительного образования 440 детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 21,6% от общего количества проживающих в городе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5 до 30 лет. Обучением детей-инвалидов в рамках дополнительного образования занимаются педагоги различных профилей. Специалисты помогают осваивать навыки игры на музыкальных инструментах, обучают различным прикладным видам деятельности, которые не только способствуют адаптации и социализации детей-инвалидов, но и влияют на их дальнейшее профессиональное самоопределение. К сожалению, большинство педагогов, являясь высококвалифицированными специалистами в своих областях, не имеют специального образования в области дефектологии и психологии детей с ограниченными возможностями здоровья.
При этом необходимо отметить, что актуальной остается работа по увеличению спектра услуг, предоставляемых инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Еще одной точкой роста является низкий уровень доступности услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья, который обусловлен тем, что только 7 объектов учреждений дополнительного образования из 51 оборудованы для ММГН.
Основной формой временной трудовой занятости несовершеннолетних лиц является их участие в работе "Отрядов мэра" (2013 год - 3630 чел., 2014 год - 3630 чел.). При этом ежегодно отмечается увеличение спектра предлагаемых профессий (2010 год - 14 ед., 2011 год - 19 ед., 2013 год - 29 ед., 2014 год - 32 ед.). В качестве новых профессий появились: помощник мастера типографии, помощник специалиста по связям с общественностью, помощник социального педагога. По результатам опросов подростков, значительный интерес, с точки зрения первой профессиональной пробы, вызывает временное трудоустройство на предприятиях и в организациях внебюджетной сферы, где можно действительно получить знания, умения и навыки, которые помогут профессионально сориентироваться в дальнейшем.
Рост количества несовершеннолетних лиц, занятых трудовой деятельностью, может быть обеспечен увеличением распространения информационных материалов об услугах в области трудоустройства, предоставляемых учреждениями спорта и молодежной политики, повышением качества профориентационных мероприятий и охвата подростков указанными мероприятиями.
Значительной проблемой, препятствующей организации комплексного предоставления услуг для несовершеннолетних лиц и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, является отсутствие в городе Тюмени специализированных молодежных центров, предоставляющих комплексные услуги для молодежи, находящейся в "трудной жизненной ситуации", предусмотренных Законом Тюменской области от 06.02.1997 N 72 "О молодежной политике в Тюменской области". Представляется возможным организация такого центра на базе МАОУ ДОД "ЦВР "Дзержинец". Примерами подобных центров в других городах являются: МАУ "Центр реализации молодежных и профилактических программ г. Тобольска", МАУ города Нижневартовска "Молодежный центр", МАУ Ишимский городской молодежный "Центр развития".