Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

7.2.4. Развитие транспортной инфраструктуры. Обеспечение условий развития трансконтинентальных транспортных коридоров на территории области


Развитие транспортной инфраструктуры является ключевым направлением Стратегии Волгоградской области. Сегодня развитие ряда ведущих региональных комплексов, в первую очередь промышленного и агропромышленного, а также доступность объектов социального обеспечения, в частности для населения в сельской местности, связаны с инфраструктурными ограничениями. Кроме этого, высокоразвитая транспортная инфраструктура для Волгоградской области, учитывая ее географическое положение, может стать условием развития на ее территории трансконтинентальных транспортных регионов, таких, как "Север-Юг" и Транссиб.

Действительно, по прогнозу, составленному на основе Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, размер международного транзита к 2010 г. достигнет 58 - 60 млн. тонн. Перевозки транзитных грузов в контейнерах на основных широтных направлениях возрастут до 250 - 300 тыс. единиц, на направлении "Север-Юг" - до 80 - 100 тыс. единиц. Это потребует развития сети транспортно-логистических центров в г. Волгограде, Волжском, Калаче и Камышине, а также контейнерных терминалов.

В соответствии с этим в долгосрочной перспективе необходимо принять меры и реализовать ряд проектов по развитию транспортной инфраструктуры области. С одной стороны, необходимо провести реконструкцию и ремонт имеющихся объектов транспортной инфраструктуры (дорог, мостов и др.), которые, к сожалению, сегодня имеют высокую степень износа (около 60 процентов). С другой стороны, осуществить постройку и ввод в действие новых объектов транспортной инфраструктуры. В связи с этим в целом необходимо решить следующие приоритетные задачи по развитию транспортной инфраструктуры Волгоградской области:

Развитие Южного воднотранспортного коридора (Нижний Дон - Волго-Донской канал - Волга). Общий объем перевозок по данному водному пути, по оценкам Центрального НИИ экономики и эксплуатации водного транспорта, к 2015 году составит 16 млн. тонн грузов. Основной прирост произойдет по перевозкам нефти из Каспийского региона, кузбасских углей, лесных грузов в направлении восток - запад и транзитных грузов в направлении запад - восток. Ожидается рост транзитных перевозок на иранском направлении по каналу и Нижней Волге до 1,8 млн. тонн в 2010 году.

Реализация программы удлинения приемоотправочных путей и строительства двухпутных вставок на основных направлениях на Приволжской железной дороге. Это позволит организовать движение поездов унифицированной длиной 71 усл. единица, увеличить провозную способность участков на 25 процентов, увеличить средний вес поезда на 200 тонн и производительность локомотива на 95 тыс. ткм брутто.

Строительство "Обхода Волгограда" с целью вывода транзитного транспорта за пределы города Волгограда. Это позволит практически полностью исключить присутствие транзитного транспорта на улицах города, входящего по федеральным дорогам М-6 "Каспий" (участки Волгоград - Москва, Волгоград - Астрахань и подъезд к г. Элисте), М-21 "Волгоград - Каменск-Шахтинский - граница с Украиной", 1Р-228 "Сызрань - Саратов - Волгоград".

Южный обход города Волгограда будет представлять собой автомобильную дорогу 1Б технической категории протяженностью 46,5 км, пропускной способностью 25000 автомобилей в сутки, начинающуюся на 24-м км трассы М-21 "Волгоград - Каменск-Шахтинский" в районе ж/д станции Бирюзовая и примыкающую к трассе М-6 "Каспий" из Москвы до Астрахани на 1007-м км на выходе из г. Волгограда. Дорога обеспечит беспрепятственный объезд Волгограда и других населенных пунктов Волгоградской области транзитным транспортом и увеличит значимость Волгоградской области в международных транспортных коридорах.

Кроме того, обход Волгограда внесет существенный вклад в решение экологической проблемы города. Ежегодно в воздушный бассейн города Волгограда поступает значительное количество загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения, в частности от автомобильного транспорта.

Строительство второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту Волгограда. Волгоградский международный аэропорт занимает стратегическое положение по доставке грузов и пассажиров из Европы в Азию. Завершение строительства второй взлетно-посадочной полосы, находящейся в федеральной собственности, реконструкция и расширение аэровокзального комплекса ОАО "Международный аэропорт "Волгоград", имеющего стратегическое значение для Юга России, является составной частью формирования опорной сети аэропортов федерального и регионального значения. Это позволит превратить аэропорт в крупный транзитный узел, позволяющий принимать практически все типы самолетов, и послужит развитию международных транспортных коридоров на территории РФ и Волгоградской области.

Завершение строительства моста через Волгу. Мостовой переход через реку Волгу в г. Волгограде призван обеспечить разгрузку дорог федерального значения, транспортных магистралей города и выход на республики Средней Азии, города Астрахань и Саратов, необходим для более полной интеграции области в международные транспортные коридоры и решения крупных транспортных проблем Волгоградской области. Ввиду того, что плотина Волжской ГЭС полностью исчерпала свою пропускную способность, завершение строительства мостового перехода приобретает исключительно важное значение как для региона, так для транспортной системы страны в целом.

Реализация указанных направлений и проектов требует значительных инвестиционных вложений. Расчеты, проведенные Минтрансом России, показывают, что минимально приемлемый уровень финансирования дорожного хозяйства должен составлять не менее 2,5 процентов ВРП. В ценах 2005 года этот показатель должен составлять порядка 5,0 млрд. рублей в год. Главной проблемой здесь является зависимость от федерального бюджета. В большинстве случаев крупные объекты транспортной инфраструктуры финансируются из федерального бюджета, поскольку являются непривлекательными для частных инвесторов из-за высокого срока окупаемости. Для динамичного развития транспортной инфраструктуры Волгоградской области требуется скоординированная и взаимоувязанная система мер, которая должна сочетать в рациональных пропорциях усилия как Волгоградской области, так и федерального центра и опираться на более полное и эффективное использование возможностей привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.

Такой подход к рассматриваемой проблеме может быть решен в рамках программно-целевого метода и государственно-частного партнерства. Областные и федеральные целевые программы должны включать в себя объекты реконструкции и транспортного строительства, призванные обеспечить ускоренное развитие производительных сил в области, внутрирайонных, межрайонных и международных транспортно-экономических связей и перевозок грузов и пассажиров.

В рамках развития Стратегии должны быть разработаны стратегии развития по соответствующим направлениям, в том числе стратегия развития транспортно-дорожного комплекса региона.

Разрабатываемая стратегия должна учитывать следующие аспекты:

Создание условий для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на социально значимых маршрутах. Оптимизация транспортных маршрутов и финансовых затрат областного бюджета.

Повышение доступности транспортных услуг для населения Волгоградской области. Более 650 населенных пунктов не имеют устойчивого транспортного сообщения, что в значительной мере ограничивает свободу передвижения населения этих пунктов и, соответственно, социально-экономическое развитие.

Обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Одновременно с развитием транспортной системы неизбежно возникают вопросы обеспечения надлежащего уровня технической безопасности транспортной деятельности. Кроме того, огромна роль автомобильного транспорта как одного из определяющих структурных компонентов системы национальной безопасности, который непосредственно влияет на эффективность работы аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, системы правоохранительных органов и уровень мобилизационной готовности. Отсюда следует необходимость повышения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Повышение конкурентоспособности сети автомобильных дорог Волгоградской области и реализация ее транзитного потенциала. Как составляющая часть комплексного развития транспортной инфраструктуры должна рассматриваться необходимость развития автомобильных дорог регионального и местного значения с привязкой их развития к интеграции Волгоградской области в международные и межрегиональные перевозки.

Снижение экологической нагрузки на окружающую среду.