Формирование комплексных целевых программ. Целевые программы являются главным инструментом реализации таких важных стратегических направлений, как социальная политика, экология, транспортная инфраструктура. Поскольку эти области являются непривлекательными для частного инвестора, в то же время требуют использования значительных средств. Также необходимо разработать ряд целевых программ для развития сельского хозяйства области и повышения уровня жизни сельского населения. Волгоградская область должна принять активное участие в реализации национальных проектов "Здравоохранение", "Образование", "Доступное жилье".
Развитие эффективных форм государственно-частного партнерства. Механизм реализации Стратегии должен опираться не только на административные ресурсы, но и вовлекать в процесс реализации основных направлений Стратегии частных инвесторов на условиях взаимовыгодного сотрудничества и социального партнерства в тех направлениях, где это может принести максимальный эффект. Это сотрудничество может быть реализовано в виде конкретных инвестиционных проектов, в которых государство и частный бизнес участвуют как организационно, так и финансово. В частности, значительный эффект государственно-частного партнерства можно получить в сфере жилищного строительства, используя механизмы частных инвестиций и государственных страховых гарантий. Учет особенностей формирования системы социального партнерства в регионе предполагает создание регионального центра социального партнерства. Цель его создания - оказание необходимой разнопрофильной и квалифицированной помощи субъектам социального партнерства по развитию социального диалога, по разъяснению и распространению принципов, подходов и процедур регулирования трудовых отношений путем ведения переговоров по социально-трудовым и другим, с ними связанным, экономическим вопросам на региональном, отраслевом и территориальном уровнях, а также уровне организации.
Региональный центр социального партнерства должен стать элементом системы социального партнерства, аккумулирующим все инициативы субъектов социального взаимодействия и оказывающим им содействие не только в развитии переговорного процесса, но и в обеспечении методическими и информационными материалами, а также оказании консультационных и образовательных услуг для выполнения практических процедур социального диалога.
Бюджетное регулирование. Важным инструментом реализации Стратегии развития является бюджет области. Для повышения эффективности использования бюджета необходимо реализовать ряд приоритетных направлений стратегического развития в области формирования доходной части бюджета:
в целях снижения зависимости бюджета Волгоградской области от налоговой политики естественных монополий необходимо развитие и, как следствие, увеличение поступлений от сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта и малого предпринимательства, что возможно в рамках действующих национальных проектов, создания особых экономических зон, кластеров;
в целях увеличения самостоятельности консолидированного бюджета области - увеличение доли региональных и местных налогов в формировании доходной части бюджета области;
повышение эффективности взаимодействия Администрации Волгоградской области с территориальными органами, федеральными органами власти и органами местного самоуправления по увеличению доходной части бюджетов;
формирование налоговой политики, направленной на стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов;
подготовка предложений по вопросам совершенствования межбюджетных отношений - совершенствование системы распределения платежей за пользование природными ресурсами, налога на добавленную стоимость, акцизов на табачные изделия между федеральным и региональными бюджетами;
создание регионального "стабилизационного фонда" для компенсации последствий неблагоприятной конъюнктуры на рынке нефти;
совершенствование налогового законодательства в части изменения сроков уплаты бюджетообразующих налогов с учетом интересов пользователей бюджетных средств, с целью ликвидации последствий так называемого "искусственного профицита" бюджета.
И, наконец, по своей структуре бюджет в настоящее время не является бюджетом развития, поскольку на развитие заложено только 500 млн. рублей, что явно недостаточно. В связи с этим в перспективе необходимо изменить структуру бюджета, увеличивая долю расходов, направляемых на развитие региона.
Стратегическое планирование социально-экономического развития. В Волгоградской области существует система стратегического планирования социально-экономического развития, увязанная с основными приоритетами развития Российской Федерации и Южного федерального округа и направленная на устойчивое улучшение качества и общих условий жизни населения, на повышение эффективности использования ресурсов. Важным документом, определяющим долгосрочное социально-экономическое развитие Волгоградской области, является Программа экономического и социального развития Волгоградской области до 2010 года. В этой Программе определены цели социально-экономического развития - преодоление депопуляции населения области, повышение качества предоставляемых услуг. Программа включает в себя конкретные мероприятия по повышению уровня производства в промышленности, АПК, мероприятия по улучшению транспортной инфраструктуры области. В целях эффективной реализации Стратегии следующим шагом должна стать подготовка стратегического плана развития области на долгосрочную перспективу. Также необходимо в перспективе разработать стратегии основных хозяйственных комплексов: топливно-энергетического, строительного, агропромышленного комплексов.
Повышение эффективности государственного управления и развитие местного самоуправления на территории Волгоградской области являются условием реализации Стратегии. Система государственного управления должна обладать гибкостью, адаптивностью, а также эффективной системой контроля, чтобы быстро реагировать на изменения во внешней среде, принимать эффективные управленческие решения. Успех реализации Стратегии в значительной степени обусловливается эффективностью использования административного ресурса Администрации Волгоградской области, а также органов местного самоуправления.
Мониторинг результатов реализации Стратегии развития. Исходной позицией в создании механизма мониторинга развития становится формирование системы индикаторов, целостно описывающих параметры цели, а также предполагаемое изменение их значений на промежуточных этапах реализации Стратегии. Далее необходимо определить допустимые отклонения от стратегической линии в рамках коридора предельных показателей развития хозяйственной системы. Действительно, система мониторинга должна опираться на ключевые показатели развития и позволять проводить коррекцию этого развития в долгосрочной перспективе. В настоящее время необходимо разработать типовую модель мониторинга реализации Стратегии, основанную на новом видении уровневой, субъектной и объектной структуры, роли дискретных событий и потоковой интерпретации изменений экономического пространства области, в котором функционируют различные хозяйственные субъекты. Эта модель позволит более точно отразить изменения условий, ресурсов, факторов, системность целей их стратегического развития в хозяйственных системах разного уровня. Адаптация системы методического обеспечения мониторинга стратегического развития области будет содействовать повышению общей эффективности управления социально-экономическим развитием в Волгоградской области.