Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

Рис. 11. Механизм реализации Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области


Формирование комплексных целевых программ. Целевые программы являются главным инструментом реализации таких важных стратегических направлений, как социальная политика, экология, транспортная инфраструктура. Поскольку эти области являются непривлекательными для частного инвестора, в то же время требуют использования значительных средств. Также необходимо разработать ряд целевых программ для развития сельского хозяйства области и повышения уровня жизни сельского населения. Волгоградская область должна принять активное участие в реализации национальных проектов "Здравоохранение", "Образование", "Доступное жилье".

Развитие эффективных форм государственно-частного партнерства. Механизм реализации Стратегии должен опираться не только на административные ресурсы, но и вовлекать в процесс реализации основных направлений Стратегии частных инвесторов на условиях взаимовыгодного сотрудничества и социального партнерства в тех направлениях, где это может принести максимальный эффект. Это сотрудничество может быть реализовано в виде конкретных инвестиционных проектов, в которых государство и частный бизнес участвуют как организационно, так и финансово. В частности, значительный эффект государственно-частного партнерства можно получить в сфере жилищного строительства, используя механизмы частных инвестиций и государственных страховых гарантий. Учет особенностей формирования системы социального партнерства в регионе предполагает создание регионального центра социального партнерства. Цель его создания - оказание необходимой разнопрофильной и квалифицированной помощи субъектам социального партнерства по развитию социального диалога, по разъяснению и распространению принципов, подходов и процедур регулирования трудовых отношений путем ведения переговоров по социально-трудовым и другим, с ними связанным, экономическим вопросам на региональном, отраслевом и территориальном уровнях, а также уровне организации.

Региональный центр социального партнерства должен стать элементом системы социального партнерства, аккумулирующим все инициативы субъектов социального взаимодействия и оказывающим им содействие не только в развитии переговорного процесса, но и в обеспечении методическими и информационными материалами, а также оказании консультационных и образовательных услуг для выполнения практических процедур социального диалога.

Бюджетное регулирование. Важным инструментом реализации Стратегии развития является бюджет области. Для повышения эффективности использования бюджета необходимо реализовать ряд приоритетных направлений стратегического развития в области формирования доходной части бюджета:

в целях снижения зависимости бюджета Волгоградской области от налоговой политики естественных монополий необходимо развитие и, как следствие, увеличение поступлений от сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта и малого предпринимательства, что возможно в рамках действующих национальных проектов, создания особых экономических зон, кластеров;

в целях увеличения самостоятельности консолидированного бюджета области - увеличение доли региональных и местных налогов в формировании доходной части бюджета области;

повышение эффективности взаимодействия Администрации Волгоградской области с территориальными органами, федеральными органами власти и органами местного самоуправления по увеличению доходной части бюджетов;

формирование налоговой политики, направленной на стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов;

подготовка предложений по вопросам совершенствования межбюджетных отношений - совершенствование системы распределения платежей за пользование природными ресурсами, налога на добавленную стоимость, акцизов на табачные изделия между федеральным и региональными бюджетами;

создание регионального "стабилизационного фонда" для компенсации последствий неблагоприятной конъюнктуры на рынке нефти;

совершенствование налогового законодательства в части изменения сроков уплаты бюджетообразующих налогов с учетом интересов пользователей бюджетных средств, с целью ликвидации последствий так называемого "искусственного профицита" бюджета.

И, наконец, по своей структуре бюджет в настоящее время не является бюджетом развития, поскольку на развитие заложено только 500 млн. рублей, что явно недостаточно. В связи с этим в перспективе необходимо изменить структуру бюджета, увеличивая долю расходов, направляемых на развитие региона.

Стратегическое планирование социально-экономического развития. В Волгоградской области существует система стратегического планирования социально-экономического развития, увязанная с основными приоритетами развития Российской Федерации и Южного федерального округа и направленная на устойчивое улучшение качества и общих условий жизни населения, на повышение эффективности использования ресурсов. Важным документом, определяющим долгосрочное социально-экономическое развитие Волгоградской области, является Программа экономического и социального развития Волгоградской области до 2010 года. В этой Программе определены цели социально-экономического развития - преодоление депопуляции населения области, повышение качества предоставляемых услуг. Программа включает в себя конкретные мероприятия по повышению уровня производства в промышленности, АПК, мероприятия по улучшению транспортной инфраструктуры области. В целях эффективной реализации Стратегии следующим шагом должна стать подготовка стратегического плана развития области на долгосрочную перспективу. Также необходимо в перспективе разработать стратегии основных хозяйственных комплексов: топливно-энергетического, строительного, агропромышленного комплексов.

Повышение эффективности государственного управления и развитие местного самоуправления на территории Волгоградской области являются условием реализации Стратегии. Система государственного управления должна обладать гибкостью, адаптивностью, а также эффективной системой контроля, чтобы быстро реагировать на изменения во внешней среде, принимать эффективные управленческие решения. Успех реализации Стратегии в значительной степени обусловливается эффективностью использования административного ресурса Администрации Волгоградской области, а также органов местного самоуправления.

Мониторинг результатов реализации Стратегии развития. Исходной позицией в создании механизма мониторинга развития становится формирование системы индикаторов, целостно описывающих параметры цели, а также предполагаемое изменение их значений на промежуточных этапах реализации Стратегии. Далее необходимо определить допустимые отклонения от стратегической линии в рамках коридора предельных показателей развития хозяйственной системы. Действительно, система мониторинга должна опираться на ключевые показатели развития и позволять проводить коррекцию этого развития в долгосрочной перспективе. В настоящее время необходимо разработать типовую модель мониторинга реализации Стратегии, основанную на новом видении уровневой, субъектной и объектной структуры, роли дискретных событий и потоковой интерпретации изменений экономического пространства области, в котором функционируют различные хозяйственные субъекты. Эта модель позволит более точно отразить изменения условий, ресурсов, факторов, системность целей их стратегического развития в хозяйственных системах разного уровня. Адаптация системы методического обеспечения мониторинга стратегического развития области будет содействовать повышению общей эффективности управления социально-экономическим развитием в Волгоградской области.