Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

7.3. Улучшение экологической обстановки в области


Обеспечение охраны окружающей среды является важным условием создания благоприятной среды обитания человека, сохранения здоровья населения, повышения продолжительности жизни.

Формирование регионального природоохранного законодательства.

Необходимо законодательно закрепить режимы экологической защиты территорий с установлением дифференцированных требований к природопользованию и экономической деятельности, ориентированных на поддержание комфортной среды проживания населения, сохранение и воспроизводство животного и растительного мира и их генетического фонда.

Целесообразно принять закон Волгоградской области об обращении с отходами производства, регулирующий взаимоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, стимулирующий деятельность по вовлечению полезных компонентов отходов в хозяйственный оборот. На основе закона подготовить долгосрочную целевую программу действий по созданию системы рециклинга компонентов отходов производства и потребления с определением показателей по отдельным видам отходов (макулатуре, полимерным материалам, стеклу, древесине, лому черных и цветных металлов, проблемным отходам).

Совершенствование механизма управления состоянием окружающей среды через экологизацию экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований позволяет обеспечивать становление новой модели хозяйствования и широко распространять экологически ориентированные методы управления. При этом должны быть задействованы механизмы, стимулирующие снижение ресурсоемкости и повышение энергоэффективности хозяйственной деятельности, использование возобновляемых и вторичных ресурсов.

Поэтапное ужесточение экологических нормативов в совокупности с предоставлением однократных отсрочек для модернизации производств, разрешением на переуступку прав на достигнутые сокращения негативного воздействия между экономическими агентами (торговля квотами на допустимое воздействие) создаст экономические условия реализации новой экологической политики.

Привлечение бизнеса к реализации экологических программ и проведению сертификации по экологическим требованиям, экологического аудита, экологических рейтингов является стратегической задачей. Внедрение механизмов подтверждения соответствия будет способствовать замещению для некоторых типов предприятий государственного экологического надзора экологическим аудитом и позволит существенно повысить эффективность государственного экологического надзора.

Снижение негативного техногенного воздействия на окружающую среду посредством совершенствования системы экологического мониторинга позволит не допускать несанкционированных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, будет способствовать улучшению экологического состояния атмосферы, поверхностных и подземных вод, качества питьевой воды.

Нормирование воздействия на окружающую среду, основанное на технологических требованиях к производству продукции и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и установление современных экологических требований к технологиям включает поэтапное введение повышенных норм экологической безопасности.

Необходимо переходить от практики установления индивидуальных разрешений в области природопользования к декларированию соблюдения природоохранных требований и внедрению механизма экологической оценки последствий хозяйственной деятельности. Создание условий для сохранения природных территорий требует оптимизации размещения новых производств, ведения хозяйственной деятельности в пределах емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики. Необходимо также осуществлять озеленение населенных пунктов.

Создание эффективной системы экономических санкций за несоблюдение установленных требований в первую очередь базируется на ужесточении материальных взысканий и увеличении штрафов за загрязнение окружающей среды, несанкционированный вывоз мусора, несоблюдение норм токсичности ЕВРО-2 на автотранспорте. В перспективе намечается переход на ЕВРО-3 и ЕВРО-4.

Ужесточение экологических требований и усиление ответственности за нарушение природоохранного законодательства в среднесрочной перспективе приведет к росту экологических издержек в реальном секторе экономики, что будет компенсировано ускорением технической модернизации производств, стимулированием инноваций, повышением конкурентоспособности бизнеса и экономики области в целом.

Необходимо организовать работу по оценке эффективности контроля поступления неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области (платежей за негативное воздействие на окружающую среду), их сбора и взимания, а также по взаимодействию природоохранных структур федерального, регионального и муниципального уровней по данному вопросу.

Привлечение инвестиций в природоохранные мероприятия области связано с государственной поддержкой проектов, направленных на оздоровление окружающей среды, в том числе по строительству мусороперерабатывающих заводов, крематория, а также полигонов промышленных отходов.

В Волгоградской области усиление экологических стандартов и требований приведет к необходимости значительных дополнительных инвестиций в модернизацию экологически проблемных производств, в том числе химических, нефтехимических, металлургических, агропромышленных и других предприятий. В перспективе намечается значительно увеличить объем природоохранных инвестиций за счет собственных средств предприятий, что позволит сохранить и даже уменьшить показатели загрязнения окружающей природной среды, несмотря на прогнозируемый рост промышленного производства.

Оздоровление и воспроизводство нарушенных экосистем, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, формирование региональной сети особо охраняемых природных территорий является важнейшей задачей. Продолжится работа по ведению Красной книги Волгоградской области (животные, растения, почвы).

Необходимо принимать меры по сохранению и развитию сети особо охраняемых природных территорий, в которую входят природные парки "Волго-Ахтубинская пойма", "Донской", "Эльтонский", "Нижнехоперский", "Щербаковский", "Цимлянские пески". Реализация проектов развития территорий природных парков позволит создать современный высокодоходный комплекс услуг в сфере туризма, отдыха и оздоровления для жителей Волгоградской области.

Привлечение общественности к оздоровлению окружающей среды связано с обеспечением населения достоверной информацией об экологической ситуации на местах и в области. Организация и развитие системы экологического образования будут формировать экологическую культуру населения, его отношение к окружающей среде. Необходимо привлечь население и предпринимателей к раздельному сбору и переработке отходов производства и потребления.