ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2013 года N 420/1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ (2014 - 2018 ГОДЫ)"
(в редакции Постановлений Администрации г. Пензы от 25.09.2014 N 1117, от 23.08.2017 N 1543)
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", принимая во внимание приказ Минтруда России от 29.12.2012 N 650 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", распоряжение Правительства Пензенской области от 28.02.2013 N 87-рП "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Пензенской области (2013 - 2018 годы)", руководствуясь статьями 5.1., 31 Устава города Пензы, Администрация города Пензы постановляет:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания города Пензы (2014 - 2018 годы)" (далее - план).
(в ред. Постановления Администрации г. Пензы от 25.09.2014 N 1117)
2. Социальному управлению города Пензы (С.В. Волков) (далее - Управление) во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания обеспечить организацию мониторинга реализации мероприятий плана.
(в ред. Постановления Администрации г. Пензы от 25.09.2014 N 1117)
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
4. Информационно-аналитическому отделу (Е.В. Овчинникова) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Л.Ю. Рябихину.
Глава администрации города
Р.Б.ЧЕРНОВ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ НА 2014 - 2018 ГОДЫ"
(в редакции Постановления Администрации г. Пензы от 23.08.2017 N 1543)
1. Реализация плана мероприятий "дорожная карта" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания города Пензы (2014 - 2018 годы)" (далее - "Дорожная карта") представляет собой комплекс мер и приоритетов по формированию эффективной системы социального обслуживания.
Основной целью Дорожной карты является обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению города Пензы услуг в сфере социального обслуживания.
Для полного удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников учреждений социального обслуживания необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты их труда.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания города Пензы, обусловлены следующими обстоятельствами.
2.1 Развитие системы социального обслуживания в городе Пензе определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах, особенностями региональной социальной политики, законодательства, а также внутренним состоянием самой системы.
Социальное обслуживание города Пензы базируется на основе федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих сферу предоставления социальных услуг. Основополагающим законом в области социального обслуживания является Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации".
Действующие законы сыграли важную роль в развитии системы социального обслуживания. На их основе сформирована законодательная база Пензенской области:
- Закон Пензенской области от 20.12.2004 N 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области", который устанавливает ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, размеры ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату пользования домашним телефоном, а также обеспечение бесплатными путевками в социально-оздоровительные организации Пензенской области граждан пожилого возраста, имеющих доход ниже 150% величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Пензенской области;
Созданная в настоящее время модель организации социального обслуживания населения, направлена на удовлетворение в полной мере потребности населения в социальных услугах высокого качества. В Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" указан перечень оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются через описания основных видов социального обслуживания, при этом конкретизировано содержание социальных услуг.
В последние годы в городе Пенза отмечается постепенное улучшение демографической ситуации, особенно если рассматривать отдельные показатели и их динамику на протяжении последних лет.
1) Наблюдается тенденция роста рождаемости:
- в 2011 году родилось 5202 ребенка;
- в 2015 году родилось 6124 ребенка.
Таким образом, количество родившихся детей в 2015 году по сравнению с 2011 годом увеличилось на 922 ребенка (или 17,7%).
2) Повысилась продолжительность жизни за период 2011 - 2015 годов у мужчин - с 62,9 до 67,6 лет (на 4,7 года), у женщин - с 75,8 до 78,7 лет (на 2,9 года).
3) Отмечаются положительные тенденции в изменении численности населения города.
Сокращается естественная убыль: за 2015 год разница между умершими и родившимися составила 489 человек, в 2011 году - 1337 человек.
4) Население Пензы в целом не убывает уже с 2009 года. Так, в 2009 году численность постоянного населения города составила 507047 человек, в 2015 - 524632 человека. При этом еще необходимо учитывать и компенсирующее воздействие ежегодного положительного миграционного прироста (в 2011 году в город прибыло 10212 человек, в 2015 - 12927 человек).
5) Возросло количество многодетных семей. Если в 2009 году в городе Пензе проживала 801 многодетная семья, то на сегодняшний день количество многодетных семей составляет уже 1628.
Однако, в связи с размыванием традиционных для России семейных ценностей, ослаблением института семьи, сохраняется проблема социального сиротства.
Основными причинами социального сиротства остаются семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей, случаи насилия в семье.
Анализ демографического и социально-экономического развития города позволяет сделать вывод о том, что влияние внешних условий приводит к значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп в услугах, предоставляемых учреждениями социального обслуживания.
В настоящее время сеть учреждений социального обслуживания города Пензы представлена 5 муниципальными бюджетными учреждениями.
В учреждениях социального обслуживания состоит на учете 10846 семей с детьми (в т.ч. многодетные, неполные, семьи одиноких матерей и т.д.), которым оказывается социальная помощь и предоставляются социальные услуги, а также около 5000 граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих различные виды социальных услуг на дому.
В настоящее время учреждениями завершены все мероприятия по переходу на новую систему оказания услуг в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Закон направлен на модернизацию системы социального обслуживания, дальнейшее повышение эффективности и качества услуг в сфере социальной защиты населения.
Закон сохраняет все права граждан на социальное обслуживание, которые были предусмотрены ранее, а также расширяет их возможности при получении социальных услуг.
В новом законе значительно расширены виды социальных услуг, предоставляемых их получателям. Наряду с традиционными услугами, такими, как: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, добавились социально-трудовые, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
С целью профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений в структуре учреждений социального обслуживания г. Пензы действуют 4 отделения социальной помощи семьям с несовершеннолетними детьми. По состоянию на 01.01.2017 на учете в них состояло 364 семей (526 детей), находящихся в социально опасном положении, 833 семьи (1122 ребенка), состоящих на профилактическом учете.
Численность детей, находящихся в социально опасном положении, в течение последних трех лет снизилась с 1,5% до 0,6% от общей численности детского населения в г. Пензе.
В целях расширения спектра предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания внедряются разнообразные социальные технологии и формы социального обслуживания.
В четырех учреждениях социального обслуживания в отделениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе обслуживаются длительно и тяжелобольные граждане. Так, в 2016 году социальные услуги получили 367 длительно и тяжелобольных граждан.
С целью повышения качества и доступности социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, с апреля 2010 года в МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района города Пензы реализуется проект по обеспечению одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов мобильной "тревожной кнопкой" (трекером) - комплексным устройством, которое позволяет обеспечивать им информационную поддержку, а также определять текущее местоположение человека, тем самым данные граждане имеют возможность экстренно связаться с работниками Центра, чтобы сообщить о приступе болезни, пожаре, нападении или просто получить консультацию. Дежурный, принявший сигнал от клиента, связывается с ним и уточняет, какая именно нужна помощь; при отсутствии ответа по адресу клиента срочно направляется социальный работник для оперативного решения проблемы.
В работе используются персональные трекеры, полученные Центром по долгосрочной целевой программе "Старшее поколение Пензенской области" на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 01.03.2011 N 116-пП и трекеры, приобретенные Центром за счет средств спонсорской помощи. "Тревожные кнопки" предоставляются бесплатно во временное пользование нуждающимся одиноким и одиноко проживающим пенсионерам, состоящим на надомном обслуживании в Центре.
В настоящее время услугами "тревожной кнопки" пользуются 13 человек.
Реализация проекта обеспечивает информационную поддержку одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, что позволяет значительно улучшить качество оказываемой им социальной помощи.
Для проведения социально-реабилитационных мероприятий с гражданами, частично или полностью сохранившими способность к самообслуживанию и свободному передвижению, оказания помощи в решении вопросов саморазвития, активизации жизненного потенциала, в МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района города Пензы с 2010 года, а с 01.03.2013 г. во всех учреждениях социального обслуживания, функционируют отделения социальной реабилитации.
Кроме того, на базе учреждений социального обслуживания с 2010 года открыты компьютерные классы для обучения пожилых людей базовым знаниям и навыкам работы на компьютере и в сети Интернет.
В 2016 году обучение в компьютерных классах прошло 145 человек.
В целях оперативного оказания помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, повышения эффективности взаимодействия различных социальных служб города по преодолению кризисной ситуации, в сентябре 2011 года создана Единая служба срочной социальной помощи города Пензы на базе муниципального бюджетного учреждения "Пензенский городской комплексный центр срочной социальной помощи населению".
В 2016 году на телефон Единой службы срочной социальной помощи города Пензы поступило 7465 обращений от граждан города Пензы.
В целях повышения престижности и привлекательности профессии, повышения уровня квалификации работников, повышения качества оказания муниципальных услуг, создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений, заключены дополнительные соглашения к действующим трудовым договорам и заключаются эффективные контракты с вновь поступившими на работу работниками учреждений социального обслуживания.
В целях эффективного и экономного использования бюджетных средств, а также повышения эффективности и результативности работы учреждений социального обслуживания, с 2010 года проводятся мероприятия по оптимизации сети и штатов учреждений, в том числе:
а) В связи со значительным сокращением потребности в предоставлении мест в стационарных отделениях учреждений социального обслуживания в случае изъятия ребенка из семьи на период реабилитации родителей, учитывая, что в учреждениях действуют 4 отделения социальной помощи семьям с несовершеннолетними детьми, в которых ведется большая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, на должном уровне налажено взаимодействие всех служб и ведомств системы профилактики с целью недопущения социально опасного положения в семье и оказания всесторонней помощи семьям, оказавшимся в социально опасном положении, не изолируя ребенка от семьи, в 2010 - 2013 годах закрыты 4 стационарных отделения с коечным фондом на 120 коек.
б) В МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г. Пензы в целях более эффективной работы по реабилитации подростков с девиантным поведением, а также в связи с неэффективностью эксплуатации здания, в помещениях которого проводились реабилитационные мероприятия, работа была переведена на базу отделения профилактики безнадзорности детей и подростков, в связи с чем в 2010 году закрыто отделение дневного пребывания детей.
в) В целях концентрации финансовых и трудовых ресурсов, в 2013 году проведены мероприятия по объединению отделений одинаковой направленности:
- объединены отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями, функционировавшие в МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г. Пензы и МБУ "Комплексный центр социальной помощи семье и детям" Октябрьского района г. Пензы. В результате этого число коек сократилось на 13 (с 30 до 17 коек), данный вид социальной помощи детям дошкольного возраста, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, из всех районов города Пензы оказывался в отделении социального обслуживания несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в стационаре в условиях дневного пребывания, МБУ "Комплексный центр социальной помощи семье и детям" Октябрьского района г. Пензы, с 2016 года данное отделение вошло в состав отделения социальной реабилитации;
- объединены отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, функционировавшие в МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г. Пензы и "Пензенский городской комплексный центр срочной социальной помощи населению". В результате этого с 2013 года данное направление социальной помощи оказывается в МБУ "Пензенский городской комплексный центр срочной социальной помощи населению" на базе отделения социальной реабилитации.
г) В целях отказа от неэффективных расходов, сокращения непроизводительных затрат, а также повышения антитеррористической и противопожарной защищенности помещений проведены следующие мероприятия: