АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 31 декабря 2013 года N 031-06-3063/13



О внесении изменения в постановление администрации города Иркутска от 02.11.2010 N 031-06-2682/10 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Иркутске на 2010 - 2015 годы"



В целях приведения в соответствие с муниципальными правовыми актами города Иркутска, руководствуясь ст.ст. 16, 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 11, 37, 38, 42 Устава города Иркутска, Программой комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 06.07.2012 N 005-20-360588/2, с изменениями, внесенными решениями Думы города Иркутска от 28.09.2012 N 005-20-380609/2, от 26.10.2012 N 005-20-390637/2, от 06.12.2012 N 005-20-410668/2, от 01.04.2013 N 005-20-450750/3, от 26.09.2013 N 005-20-490827/3, от 29.11.2013 N 005-20-510889/3, Порядком разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 26.09.2013 N 031-06-2504/13, администрация города Иркутска постановляет:

1. Внести в постановление администрации города Иркутска от 02.11.2010 N 031-06-2682/10 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Иркутске на 2010 - 2015 годы" с изменениями, внесенными постановлениями администрации города Иркутска от 14.10.2011 N 031-06-2227/11, от 07.11.2011 N 031-06-2514/11, от 27.12.2011 N 031-06-3035/11, от 02.03.2012 N 031-06-314/12, от 26.04.2012 N 031-06-906/12, от 10.07.2012 N 031-06-1502/12, от 10.10.2012 N 031-06-2010/12, от 31.01.2013 N 031-06-183/13, от 17.05.2013 N 031-06-1031/13, от 21.08.2013 N 031-06-2285/13, от 25.09.2013 N 031-06-2501/13, от 01.11.2013 N 031-06-2707/13, от 29.11.2013 N 031-06-2842/13, от 09.12.2013 N 031-06-2904/13 (далее - постановление), изменение, изложив Приложение N 1 к постановлению в редакции Приложения N 1 к настоящему постановлению.

2. Пункт 1 настоящего постановления вступает в силу с 01.01.2014, но не ранее дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Управлению по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации города Иркутска опубликовать настоящее постановление с приложением.

4. Архивному отделу организационно-контрольного управления аппарата администрации города Иркутска внести в оригинал постановления администрации города Иркутска от 02.11.2010 N 031-06-2682/10 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Иркутске на 2010 - 2015 годы" информационную справку о внесении в него изменения настоящим постановлением.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра - председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска.

И.о. главы администрации
города Иркутска
А.Б.ЛОГАШОВ


Приложение N 1
к постановлению
администрации г. Иркутска
от 31 декабря 2013 года
N 031-06-3063/13


МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ НА 2010 - 2015 ГОДЫ"



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



Таблица 1


Паспорт Программы

Наименование Программы

Муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Иркутске на 2010 - 2015 годы"

Разработчик Программы

Комитет городского обустройства администрации города Иркутска

Ответственный исполнитель Программы

Комитет городского обустройства администрации города Иркутска

Соисполнители Программы <*>

Исполнители Программы

Департамент инженерных коммуникаций и жилищного фонда Комитета городского обустройства администрации города Иркутска

Комитет по социальной политике и культуре администрации города Иркутска

Цель Программы

Стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности экономики города Иркутска

Задачи Программы

1. Реализация мер, направленных на уменьшение потребления энергетических ресурсов.

2. Обеспечение учета потребляемых энергетических ресурсов

Срок реализации Программы

2010 - 2015 годы

Этапы реализации Программы

I этап

Перечень подпрограмм <*>

Объемы и источники финансирования Программы по годам реализации с разбивкой по подпрограммам

Общий объем финансирования Программы - 6996762 тыс. руб. (в том числе за счет средств бюджета города Иркутска - 85040 тыс. руб., внебюджетных средств - 6817679 тыс. руб., областного бюджета - 94043 тыс. руб.).

2011 года - 6022 тыс. руб.;

2012 года - 1795037 тыс. руб.;

2013 года - 1765429 тыс. руб.;

2014 года - 1765889 тыс. руб.;

2015 года - 1664385 тыс. руб.

Целевые показатели Программы по годам реализации с разбивкой по подпрограммам

2010 - 2015 годы:

1. Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах:

- электрическая энергия;

- тепловая энергия;

- горячая вода;

- холодная вода.

2. Удельная величина потребления энергетических ресурсов в муниципальных учреждениях:

- электрическая энергия;

- тепловая энергия;

- горячая вода;

- холодная вода.

3. Количество многоквартирных домов, в которых установлены общедомовые приборы учета энергетических ресурсов.

4. Количество жилых домов (индивидуально-определенных зданий), в которых установлены приборы учета энергетических ресурсов.

5. Количество муниципальных учреждений, осуществляющих расчет по показаниям приборов учета энергетических ресурсов

Ожидаемый конечный результат реализации Программы

1. Увеличение оснащенности приборами учета использованных энергетических ресурсов и формирование действующего механизма управления потреблением энергетических ресурсов.

2. Снижение потребления (использования) энергетических ресурсов за счет энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

3. Сокращение потерь при потреблении и транспортировке тепловой энергии, электрической энергии и воды в системах коммунальной инфраструктуры города Иркутска.

4. Наличие энергетических паспортов, актов энергетических обследований


________________

* строка заполняется при наличии подпрограмм.

Методы расчета целевых показателей Программы приведены в Приложении 1 к Программе.

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ


Муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Иркутске на 2010 - 2015 годы" (далее также - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Приказом Минрегиона Российской Федерации от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях".

Реализация Программы предусматривает использование комплекса организационных, правовых, технических, экономических механизмов, необходимых для претворения в жизнь мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности в городе Иркутске. При этом основой для реализации энергосберегающих мероприятий служит программно-целевой метод, который определяет целевые механизмы реализации энергосберегающих мероприятий.

Теплоснабжение города осуществляется от Ново-Иркутской ТЭЦ ОАО "Иркутскэнерго", от 46 котельных на органическом топливе и мазуте. На выработку электроэнергии и тепла в год расходуется свыше 1 млн. 800 тыс. тонн условного топлива, в т.ч. 87 - 88% - твердое топливо и более 12 - 13% - мазут. Большая часть котельных перешла в концессионное пользование ЗАО "Байкалэнерго". Среди них преобладают котельные с морально и физически устаревшим оборудованием. Актуальными остаются работы по реконструкции и замене оборудования котельных, оптимизации структуры источников теплоснабжения. Наряду с этими направлениями работ необходимо осваивать перспективные возобновляемые и нетрадиционные источники энергии, использование которых может обеспечить значительное снижение потребления органического топлива.

В городе эксплуатируется около 505,5 км водяных тепловых сетей (по трассе), 41 насосно-подкачивающая станция. Значительные проблемы в системах транспорта и распределения тепловой энергии вызваны их ветхостью: доля ветхих тепловых сетей на 01.01.2010 составляет примерно 30%.

Основным поставщиком электрической энергией является ОАО "Иркутская электросетевая компания".

Эксплуатация электрических сетей осуществляется ООО "Южные электрические сети".

В системах электроснабжения наблюдается устойчивый рост потребления электроэнергии. Растущий дефицит электроэнергии тормозит реализацию планов развития города. Наряду с объективными причинами существует ряд факторов, вызывающих нерациональное расходование электроэнергии, таких как: низкие тарифы и недостаточный контроль, вызывающий расточительное отношение к расходованию электрической энергии; значительный перерасход электрической энергии в системах уличного освещения из-за применения электрических ламп накаливания и отсутствия систем автоматического управления освещением.

Отсутствие учета расхода электроэнергии на многих объектах также способствует расточительному отношению к расходованию энергоресурсов. Прошедшая в последнее десятилетие волна массовых хищений электросчетчиков и отсутствие условий, обеспечивающих сохранность приборов учета используемых энергетических ресурсов, привела к тому, что многие потребители стали рассчитываться по нормативным расходам. Действующие нормы электропотребления не учитывают увеличение энерговооруженности потребителей, а также того, что в холодную погоду многие потребители используют электронагревательные приборы. Необходимо проведение работы по установлению обоснованных норм расхода, стимулирующих переход на расчеты по приборам учета используемых энергетических ресурсов, использование современных электросчетчиков для расчетов по двухтарифной системе. Необходимо также развитие организационных структур, обеспечивающих автоматизированный сбор и обработку показаний приборов учета.

Основным поставщиком холодной воды в городе Иркутске является МУП "Водоканал" города Иркутска.

В хозяйственном ведении МУП "Водоканал" города Иркутска по состоянию на 01.01.2010 находятся:

- 2 водозабора - Ершовский водозабор и Сооружение N 1 в теле плотины Иркутской ГЭС;

- 23 водопроводные насосные станции подкачки;

- 23 резервуара чистой воды общей емкостью 87 тыс. куб.м;

- 3 артезианские скважины;

- 477 уличных водоразборов (колонок);

- 711,6 км водопроводных сетей, из них 391,1 км со 100-процентным износом;

- 35 канализационных насосных станций;

- 704,3 км канализационных трубопроводов, из них 317,6 км со 100-процентным износом;

- 2 очистных сооружения общей производительностью по биологии 300 тыс. куб.м в сутки, по механике 330 тыс. куб.м.

На 01.01.2010 МУП "Водоканал" города Иркутска осуществляет технический контроль за приборами коммерческого учета у потребителей в количестве 3695 шт.

Водозабор Сооружение N 1 обеспечивает водой Ново-Иркутскую ТЭЦ и, по мере необходимости, подпитывает сети города.

МУП "Водоканал" города Иркутска, осуществляющее водоснабжение, прием и очистку сточных канализационных вод города Иркутска и водоснабжение города Шелехова, является крупнейшим потребителем энергоресурсов.

В городе имеет место тенденция повышения стоимости энергетических ресурсов. Рост тарифов на электрическую энергию за период 2008 - 2009 гг. составил в среднем по всем группам потребителей 142%, на тепловую энергию - 121%, на воду - 116%. Расходы бюджета города Иркутска на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений социальной сферы возросли за период 2008 - 2009 гг. на 73 млн. рублей, или на 137%.

В условиях роста стоимости энергоресурсов и дефицита бюджетных ресурсов крайне важным становится обеспечение эффективного использования энергоресурсов в муниципальных зданиях.

Основными проблемами низкой энергоэффективности муниципального сектора города являются:

1) неполная оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов, особенно учета холодной воды;

2) потери теплого воздуха через чердачные и оконные проемы, систему вентиляции, неплотности перекрытий, стен, трубопроводов и арматуры;

3) изношенность систем коммунальной инфраструктуры;

4) недостаточный контроль соответствующих служб (как ответственных за эксплуатацию здания, так и энергоснабжающих организаций) за соблюдением необходимых параметров работы систем;

5) отсутствие автоматизированного отпуска тепловой энергии в тепловых узлах управления.

В результате в муниципальных зданиях наблюдаются потери энергетических ресурсов и неэффективная теплоотдача отопительных приборов. Главными недостатками являются потери тепловой энергии и увеличение расходов на теплоснабжение.

Во многих муниципальных зданиях остается устаревшая система освещения помещений, что приводит к большому расходу электроэнергии.

Процесс энергосбережения можно обеспечить только программно-целевым методом. Наибольший и быстрый эффект могут дать мероприятия по установке современных автоматизированных систем теплоснабжения и электроснабжения. Окупаемость данных мероприятий составляет 4 - 5 лет в зависимости от типа и объема зданий. Вместе с тем, данные мероприятия необходимо проводить параллельно с подготовкой обслуживающего персонала или передачей муниципальных зданий на обслуживание энергосервисным организациям.

Процесс по повышению энергоэффективности в муниципальных зданиях должен иметь постоянный характер, а не ограничиваться отдельными, разрозненными мероприятиями.

Жилищный фонд относится к наиболее капиталоемким отраслям экономики города.

Важнейшей задачей реформирования жилищно-коммунального хозяйства является снижение издержек и, соответственно, тарифов на жилищно-коммунальные услуги на основе эффективных технических решений, учета и регулирования потребления энергоресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий, при поэтапной реализации проектов высокой энергетической эффективности. Реализация этих мероприятий должна нейтрализовать полностью или частично неизбежно возникающее увеличение затрат вследствие роста потребительских цен на сырье, материалы, оборудование, инфляционных процессов и т.д.

В жилищном фонде города Иркутска насчитывается 21059 жилых домов (индивидуально-определенных зданий) и 7429 МКД, в которых 216411 квартир. Из них к ветхому и аварийному жилищному фонду относится 1554 МКД и 3069 жилых домов.

Общая площадь жилищного фонда города Иркутска по состоянию на 01.01.2010 составляет 12056,5 тыс. кв. метров, в том числе: в жилых домах - 996,9 тыс. кв. метров, в МКД - 10760,4 тыс. кв. метров, специализированный жилищный фонд (общежития) - 299,2 тыс. кв. метров.

В настоящее время в городе Иркутске коллективными (общедомовыми) приборами учета оснащено:

- тепловой энергии - 60% МКД;

- горячей воды - 60% МКД;

- холодной воды - 16% МКД;

- электрической энергии - 5% МКД.

Данная ситуация крайне низкой оснащенности приборами учета жилищного фонда обусловливает необходимость решения проблемы программно-целевым методом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»