Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОРЕНБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2013 года N 2034-п


Об утверждении муниципальной программы "Охрана окружающей среды в городе Оренбурге" на 2014 - 2021 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Администрации города Оренбурга от 01.11.2019 N 3165-п.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 20 сентября 2018 года)

(в ред. Постановлений администрации города Оренбурга от 03.10.2013 N 2641-п, от 13.03.2014 N 436-п, от 18.08.2014 N 1884-п, от 02.12.2014 N 2972-п, от 27.02.2015 N 438-п, от 28.07.2015 N 2010-п, от 09.11.2015 N 3095-п, от 27.10.2016 N 3299-п, от 22.11.2016 N 3590-п, от 31.03.2017 N 1064-п, от 30.03.2018 N 1011-п, от 20.09.2018 N 3194-п)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга, постановлением администрации города Оренбурга от 22.05.2012 N 1083-п "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ города Оренбурга" и в целях исполнения полномочий органов местного самоуправления по организации мероприятий по охране окружающей среды:


1. Утвердить муниципальную программу "Охрана окружающей среды в городе Оренбурге" на 2014 - 2021 годы согласно приложению.


(в ред. Постановления Администрации города Оренбурга от 20.09.2018 N 3194-п)


2. Признать утратившим силу постановление администрации города Оренбурга от 01.06.2010 N 3721-п "Об утверждении Программы "Оздоровление экологической обстановки города Оренбурга в 2011 - 2015 годах".


3. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования в газете "Вечерний Оренбург" и подлежит размещению на официальном сайте администрации города Оренбурга.


4. Настоящее постановление подлежит передаче в уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области для включения в областной регистр муниципальных нормативных правовых актов.


5. Поручить организацию исполнения настоящего постановления заместителю главы администрации города Оренбурга по городскому хозяйству Николаеву С.А.



Глава администрации
города Оренбурга
Е.С.АРАПОВ



Приложение
к постановлению
администрации города Оренбурга
от 5 августа 2013 г. N 2034-п


(в ред. Постановления Администрации города Оренбурга от 20.09.2018 N 3194-п)




ПАСПОРТ
 муниципальной программы "Охрана окружающей среды в городе Оренбурге на 2014 - 2021 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки программы

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 11, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Заказчик программы

Администрация города Оренбурга

Ответственный исполнитель программы

Отдел охраны окружающей среды администрации города Оренбурга

Соисполнители программы

Администрация Южного округа города Оренбурга, администрация Северного округа города Оренбурга, управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга

Цели программы

Улучшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города Оренбурга

Задачи программы

1. Совершенствование учета объектов негативного воздействия на окружающую среду.

2. Обеспечение безопасного обращения с ртутьсодержащими отходами.

3. Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим переработку, вторичное использование и обезвреживание отходов производства и потребления, в части возмещения понесенных затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам.

4. Улучшение гидрологического состояния русла реки Черная в селе Краснохолм города Оренбурга за счет очистки от донных и боковых наносов с целью предотвращения негативного воздействия вод.

5. Улучшение состояния городских лесов города Оренбурга за счет проектирования, закрепления на местности местоположения городских лесов, таксации и проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

6. Повышение уровня экологического просвещения населения и активности хозяйствующих субъектов в сфере охраны окружающей среды.

7. Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере охраны окружающей среды на территории муниципального образования "город Оренбург".

8. Организация дезинсекционных, дератизационных и акарицидных профилактических мероприятий на территории города Оренбурга и сельских населенных пунктов, входящих в состав города Оренбурга.

9. Организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Основные мероприятия программы

1. Выполнение научно-исследовательских и технологических работ по разработке программно-аналитического комплекса "Общегородской сводный том "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ) города Оренбурга" (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

2. Централизованный сбор ртутьсодержащих ламп и приборов от потребителей для утилизации в установленном порядке (п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681).

3. Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам, в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим переработку, вторичное использование и обезвреживание отходов производства и потребления (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

4. Выполнение проектных работ, в том числе корректировка проекта, по объекту "Расчистка русла реки Черная в районе села Краснохолм города Оренбурга" (п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

5. Выполнение топографической съемки с подготовкой межевого плана земельного участка в селе Краснохолм для выполнения мероприятий по расчистке русла реки Черная (п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

6. Выполнение лесоустроительных работ на землях города Оренбурга, на которых расположены городские леса (п. 1 ст. 67, п. 2 ст. 70 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

7. Разработка лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков, расположенных на землях города Оренбурга, на которых расположены городские леса (ч. 1.1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ).

8. Проведение экологических акций и конкурсов (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

9. Возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере охраны окружающей среды на территории муниципального образования "город Оренбург" (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

10. Проведение дезинсекционных, дератизационных и акарицидных профилактических мероприятий на территории города Оренбурга и сельских населенных пунктов, входящих в состав города Оренбурга (п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 6 ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

11. Разработка и издание полиграфической продукции (брошюр) с содержанием информационного материала в области раздельного накопления ТКО для учащихся общеобразовательных организаций (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Целевые показатели (индикаторы) программы

1. Количество разработанных программно-аналитических комплексов "Общегородской сводный том "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ) города Оренбурга".

2. Количество собранных отходов первого класса опасности (ртутьсодержащие отходы), исключенных из общего потока твердых коммунальных отходах (далее ТКО).

3. Объем полезного вторичного сырья, отобранного из общего потока ТКО, с целью вовлечения в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

4. Количество выполненных проектных работ, в том числе откорректированных проектных работ, по объекту "Расчистка русла реки Черная в районе села Краснохолм города Оренбурга".

5. Количество проектов топографической съемки с подготовленным межевым планом земельного участка в селе Краснохолм для выполнения мероприятий по расчистке русла реки Черная.

6. Площадь городских лесов, расположенных на землях города Оренбурга, охваченных лесоустроительными работами.

7. Количество разработанных лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях города Оренбурга, на которых расположены городские леса.

8. Количество проводимых эколого-просветительских акций, конкурсов.

9. Количество проектов в сфере охраны окружающей среды, соответствующих установленным требованиям и реализованных на территории города Оренбурга.

10. Площадь территорий, на которых проведены дезинсекционные, дератизационные и акарицидные профилактические мероприятия на территории города Оренбурга и сельских населенных пунктов, входящих в состав города Оренбурга.

11. Количество изданной полиграфической продукции (брошюр) с содержанием информационного материала в области раздельного накопления ТКО для учащихся общеобразовательных организаций.

Результаты реализации программы

1. Увеличение доли объектов негативного воздействия на окружающую среду, внесенных в ПАК "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ) в городе Оренбурге", до 100%.

2. Улучшение санитарно-экологического состояния территории города Оренбурга за счет исключения попадания в окружающую природную среду 0,00007 т отходов первого класса опасности.

3. Увеличение доли полезного вторичного сырья, отобранного из общего объема твердых коммунальных отходов, до 22%.

4. Увеличение доли городских лесов, расположенных на землях города Оренбурга, на которых выполнены лесоустроительные работы, до 100%.

5. Увеличение доли населения, принявшего участие в эколого-просветительских акциях, до 37%.

6. Увеличение доли населения, принявшего участие в реализации на территории города Оренбурга проекта в сфере охраны окружающей среды, соответствующего установленным требованиям, до 25%.

7. Увеличение доли территорий, на которых проведены профилактические дезинсекционные мероприятия, до 100%.

8. Увеличение доли территорий, на которых проведены профилактические дератизационные мероприятия, до 100%.

9. Увеличение доли территорий, на которых проведены профилактические акарицидные обработки, до 100%.

10. Увеличение доли учащихся общеобразовательных организаций, охваченных мероприятиями экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО, в общем количестве обучающихся в городе Оренбурге, до 15%.

Сроки реализации программы

2014 - 2021 годы

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансирования программы за весь период реализации 37377,492 тыс. руб., в том числе по источникам:

бюджет города Оренбурга - 36695,588 тыс. руб.,

в том числе по годам:

2014 год - 11874,588 тыс. руб.;

2015 год - 10600,0 тыс. руб.;

2016 год - 5600,0 тыс. руб.;

2017 год - 1954,0 тыс. руб.;

2018 год - 1474,0 тыс. руб.;

2019 год - 1724,0 тыс. руб.;

2020 год - 1724,0 тыс. руб.;

2021 год - 1745,0 тыс. руб.;

бюджет Оренбургской области 681,904 тыс. руб.,

в том числе по годам:

2014 год - 681,904 тыс. руб.



1. Характеристика проблемы


Анализ данных, характеризующих состояние среды обитания, говорит о том, что санитарно-экологическая обстановка в городе Оренбурге продолжает оставаться неблагополучной и требует совместных усилий по ее оздоровлению.


Экологические проблемы на территории города Оренбурга связаны, прежде всего, с высокой степенью загрязненности атмосферного воздуха, охраной и рациональным использованием водных ресурсов, нерешенными вопросами в сфере обращения с отходами, а также благоустройством, озеленением города и экологическим просвещением населения, в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами.


Качество атмосферного воздуха является одним из факторов, влияющих на качество окружающей среды и здоровье населения. Все возрастающее воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду диктует необходимость контроля ее состояния и осуществление природоохранных мероприятий, компенсирующих это воздействие и обеспечивающих оптимальное состояние окружающей природной среды.


Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха в городе Оренбурге осуществляет ФГБУ "Оренбургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на 3 стационарных постах и 3 автоматических станциях по 13 загрязняющим ингредиентам.


По данным Оренбургского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в 2012 году индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) составил 7,7 (в 2011 году - 8,42). До 2017 года в целом по городу степень загрязнения атмосферного воздуха характеризовалась как "повышенная", не превышающая среднего значения по стране, но выше допустимой нормы. В 2017 году уровень загрязнения воздуха "низкий".


Выброс загрязняющих веществ от стационарных источников по городу Оренбургу в 2012 году составил 7,0 тыс. тонн. По сравнению с 2011 годом наблюдается снижение выбросов от стационарных источников. В 2016 году, по данным Оренбургского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников по городу Оренбургу составили 6,09 тыс. тонн.


Основными загрязнителями атмосферы стационарными источниками являются предприятия газоперерабатывающей отрасли, промышленности, теплоэнергетики, машиностроения, нефтепереработки.


Крайне актуальной остается и проблема загрязнения атмосферы передвижными источниками. В связи с нарастающей диспропорцией между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки, большим процентом подержанных транспортных средств, обладающих низкими эксплуатационно-техническими характеристиками, доля автотранспорта в суммарном выбросе вредных веществ в атмосферу ежегодно увеличивается. Количество автотранспорта за последние 8 лет выросло на 50% и составило к 2012 году более 200 тыс. единиц.


Анализ данных, представленных Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области, указывает на приоритетность выбросов автотранспорта в формировании загрязнения атмосферы города Оренбурга. По предварительным расчетам годовые выбросы от передвижных источников составляют около 70 тыс. тонн.


Решением проблемы снижения выбросов от автотранспорта является обновление состава общественного транспорта, развитие внутригородской автотранспортной инфраструктуры, рациональное перераспределение потоков автотранспорта. В 2011 году администрацией города приобретено 20 новых автобусов экологического класса Евро-3, в 2012 году 6 единиц экологически чистого вида транспорта троллейбусов. В 2013 году приобретено 15 единиц троллейбусов, а также 8 единиц автобусов экологического класса Евро-4.


Неоценима рекреационная, эстетическая и оздоровительная роль зеленых насаждений как идеального места отдыха жителей города.


В 2012 году разработан городской комплексный проект "Оренбург - зеленый город", рассчитанный до 2022 года. Цель проекта - анализ существующего состояния территорий, занятых зелеными насаждениями и планируемых для озеленения, разработка на его основе основных направлений озеленения города. Так, анализ существующего положения показал, что площадь озелененных территорий в городе Оренбурге составляет 36%, что меньше нормативного показателя, который составляет 40%.


Значительная часть зеленых насаждений расположена в зоне жилой застройки и относится к старовозрастным, что способствует созданию условий для регулярной омолаживающей обрезки и вырубки деревьев во дворах и детских учреждениях. Взамен вырубленным деревьям и кустарникам высаживаются новые саженцы зеленых насаждений.


В течение последних лет произошли изменение технологий и сокращение объемов производства на многих предприятиях города, в связи с чем неудовлетворительно решаются вопросы организации санитарно-защитных зон предприятий.


Все это обуславливает необходимость организации системных мероприятий по реконструкции и поддержанию объектов озеленения города.


В 2012 году создана электронная база данных вновь высаженных зеленых насаждений на территории города Оренбурга с нанесением на карту в ГИС "ИнГеО" информации о видовом составе зеленых насаждений, возрасте, высоте и диаметре, дате высадки зеленых насаждений и ответственном за приживаемость.


В целях обеспечения экологической безопасности на территории города и на основании постановления администрации города Оренбурга от 11.07.2011 N 4668-п "Об утверждении Порядка организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города Оренбурга", с августа 2011 года функционируют 4 пункта приема от населения отработанных энергосберегающих ламп на бесплатной основе. Постоянное присутствие в городской среде и бытовых отходах ртути в значительной степени связано с неправильной утилизацией ртутьсодержащих ламп, вышедших из строя.


В 2013 году в рамках Года охраны окружающей среды в городе Оренбурге в дополнение к существующим стационарным пунктам приема с 1 марта в качестве эксперимента организована работа передвижного пункта приема отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов "Экомобиль" у населения города на бесплатной основе. Разработан график стоянок, проведена разъяснительная работа в СМИ и ТСЖ. С 2014 по 2016 годы на территории города функционировал "Экомобиль", который собрал порядка 13,7 тыс. отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов.


На сегодняшний день практически все твердые коммунальные отходы, образующиеся в городе Оренбурге, захораниваются без предварительной сортировки на городском полигоне накопления, эксплуатируемом с 1971 года. Низкий процент использования вторичного сырья связан с недостаточным развитием в городе Оренбурге инфраструктуры, в том числе отсутствием комплексов по переработке ТКО.


Программой предусмотрено экономическое стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.


Сложившаяся негативная водохозяйственная и гидрологическая обстановка на реке Черная в селе Краснохолм города Оренбурга создает реальную угрозу подтопления жилых домов и объектов социальной инфраструктуры. Анализ гидрологических данных последних лет показывает отчетливую тенденцию к росту объемов весеннего половодья и паводков, как следствие возрастает риск негативного воздействия вод.


Программой предусмотрено финансирование выполнения проектных работ, в том числе корректировка проекта, по объекту "Расчистка русла реки Черная в районе села Краснохолм города Оренбурга" с целью включения объекта в перечень мероприятий государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы".


По состоянию на 01.01.2015 на территории муниципального образования "город Оренбург" имеется 1656 га городских лесов. Ситуация с городскими лесами продолжает ухудшаться, участились пожары в летний период, незаконные вырубки и захламление мусором прилегающих территорий.


Программой предусмотрено финансирование выполнения лесоустроительных работ и разработки лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков, расположенных на землях города Оренбурга, на которых расположены городские леса. Так, в 2016 году выполнены лесоустроительные работы на землях города Оренбурга, на которых расположены городские леса. На основе материалов лесоустройства разработан лесохозяйственный регламент городских лесов города Оренбурга, в котором установлены: виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов.


Утверждено постановление администрации города Оренбурга "Об утверждении лесохозяйственного регламента городского лесничества муниципального образования "город Оренбург" от 02.04.2018 N 1019-п.


Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.05.2018 N 434 определено количество лесничеств на землях населенных пунктов муниципального образования "город Оренбург", занятых городскими лесами, а также установлены его границы.


В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 05.01.2016 N 7, в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 год объявлен Годом экологии.


Несмотря на имеющиеся положительные сдвиги в сфере охраны окружающей среды в городе Оренбурге, анализ данных, характеризующих состояние среды обитания, говорит о том, что экологическая и санитарно-эпидемиологическая обстановка в городе Оренбурге продолжает оставаться неблагополучной и требует совместных усилий по ее оздоровлению.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»