В настоящее время в Российской Федерации проводится комплексная реформа бюджетного процесса. Основы этой реформы были заложены в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584, Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". Указанная Концепция в первую очередь была ориентирована на внедрение новых инструментов бюджетирования, имеющих программно-целевую направленность, в развитие которой было принято и реализуется Постановление Правительства Рязанской области от 27 июля 2006 года N 196 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" приняты поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые расширили возможности субъектов Российской Федерации в сфере управления общественными финансами и активизировали работу по внедрению новых принципов управления общественными финансами в субъектах Российской Федерации. Эти особенности были учтены Рязанской областью, и внесены соответствующие изменения в Законы Рязанской области от 14 октября 2005 года N 102-ОЗ "О бюджетном процессе в Рязанской области", от 2 декабря 2005 года N 131-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Рязанской области", в соответствии с которыми принят ряд нормативных правовых актов Рязанской области по бюджетным вопросам.
На момент разработки Программы удалось добиться удовлетворительных результатов в обеспечении финансовой устойчивости и платежеспособности областного бюджета.
Соблюдаются требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Осуществляется казначейское исполнение областного бюджета, обеспечивающее кассовое обслуживание бюджета, эффективный учет и ежедневный предварительный контроль за целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета на обеспечение исполнения государственных функций, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.
Проводится оперативный мониторинг социально-экономической ситуации в Рязанской области центральными исполнительными органами государственной власти Рязанской области по курируемым направлениям в целях принятия оперативных решений и подготовки соответствующих предложений в Правительство Рязанской области по исполнению нормативных публичных обязательств.
Административный механизм управления общественными финансами отлажен, в целом отмечается высокая исполнительская дисциплина.
Проведена инвентаризация расходных обязательств, ежегодно формируются реестры расходных обязательств.
Бюджетные средства распределяются по стратегическим целям и тактическим задачам, обозначенным в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Рязанской области.
Материалы по отчету об исполнении областного бюджета публикуются в средствах массовой информации.
Совершенствуется практика программно-целевого планирования бюджетных расходов, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики. В 2010 году доля расходов областного бюджета, реализуемых в рамках программ, составила более 21%.
Утверждены единые правила формирования, предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований, в рамках которых производится перераспределение средств с учетом соблюдения требований к результатам расходования данных средств, а также условия их предоставления.
В Рязанской области начата работа по установлению каждому учреждению социальной сферы заданий по предоставлению государственных услуг.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 21 июня 2010 года N 251-р утвержден и исполняется План мероприятий по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Центральными исполнительными органами государственной власти Рязанской области, в ведении которых находятся государственные учреждения Рязанской области, приняты аналогичные ведомственные планы. Ведется контроль за выполнением намеченных мероприятий.
Осуществляется поэтапный переход к оказанию государственных услуг на основе стандартов качества, обязательных к исполнению и однозначных в толковании. Это важный инструмент для решения задачи повышения доступности и качества предоставляемых государственных услуг юридическим и физическим лицам.
Вместе с тем, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" поставлены задачи перед исполнительными органами государственной власти всех уровней, местного самоуправления по обеспечению перехода на программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения, планомерному введению новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, изменению их правового статуса, повышению доступности и качества государственных и муниципальных услуг.
Не все заявленные планы были реализованы в Рязанской области. В сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем.
Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием.
Формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
Необходимо обеспечить кардинальное повышение качества предоставляемых гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств там, где целесообразно, осуществить переход от производства услуг государством к их приобретению в интересах граждан на конкурентном рынке.
До настоящего времени не введено планирование бюджетных ассигнований на основе государственного задания, за исключением заданий, устанавливаемых автономным учреждениям, и на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации медицинскими учреждениями, находящимися в ведении министерства здравоохранения Рязанской области. Доведение заданий, финансовое обеспечение которых рассчитано на нормативной основе, позволит связать финансирование бюджетных учреждений с конкретными, реально измеримыми показателями, стимулирующими к повышению качества предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ).
Не решена задача оптимизации бюджетной сети и, соответственно, снижения неэффективных бюджетных расходов.
Отсутствует порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ.
По значительной части вопросов совершенствования управления общественными финансами Рязанской области не разработаны необходимые подзаконные нормативные правовые акты, методические материалы, аналитические формы.
Настоящая Программа разработана с целью улучшения качества управления общественными финансами Рязанской области, оптимизации системы управления бюджетными ресурсами и повышения эффективности расходов областного бюджета. Переход от "управления затратами" к "управлению результатами" одна из стратегических целей бюджетной политики Рязанской области на долгосрочную перспективу.
Для оптимизации межведомственного взаимодействия будет продолжена реализация долгосрочной целевой программы "Административная реформа в Рязанской области в 2010 - 2012 годах", утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 12 августа 2009 года N 213. В рамках данной программы предполагается открытие многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
Результаты работы центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области будут оцениваться по итогам достижения показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Для достижения поставленных стратегических целей необходимо заменить бюджетное планирование по видам расходов на планирование социально-экономических результатов, получаемых в ходе осуществления центральными исполнительными органами государственной власти Рязанской области своих функций.