(с изменениями на 16 февраля 2024 года)
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 31.12.2014 N 2758, от 17.12.2015 N 2429, от 26.02.2016 N 310, от 30.12.2016 N 2549, от 27.03.2017 N 572, от 27.03.2018 N 570, от 29.03.2019 N 486, от 03.03.2020 N 344, от 18.03.2021 N 349, от 29.03.2022 N 421, от 22.03.2023 N 362, от 16.02.2024 N 255)
В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации города от 03.04.2014 N 635 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", руководствуясь Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края, в целях повышения уровня защиты населения и территории городского округа - города Барнаула Алтайского края от чрезвычайных ситуаций, пожаров, угроз военного и мирного времени постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Защита населения и территории города Барнаула от чрезвычайных ситуаций на 2015 - 2030 годы" (приложение).
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 26.02.2016 N 310, от 16.02.2024 N 255)
2. Считать утратившими силу с 01.01.2015 постановления администрации города:
от 20.07.2011 N 2193 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории городского округа - города Барнаула Алтайского края на 2011 - 2015 гг.";
от 25.12.2012 N 3869 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города от 20.07.2011 N 2193 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории городского округа - города Барнаула Алтайского края на 2011 - 2015 гг.";
от 14.08.2013 N 2755 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города от 20.07.2011 N 2193 (в редакции постановления от 25.12.2012 N 3869)";
от 10.10.2013 N 3213 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города от 20.07.2011 N 2193 (в редакции постановления от 14.08.2013 N 2755)";
от 27.12.2013 N 3899 "О внесении изменений в приложение к постановлению администрации города от 20.07.2011 N 2193 (в редакции постановления от 10.10.2013 N 3213)".
3. Пресс-центру (Павлинова Ю.С.) опубликовать постановление в газете "Вечерний Барнаул" и разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по защите населения и информации.
(п. 4 в ред. Постановления администрации города Барнаула от 16.02.2024 N 255)
Глава администрации г. Барнаула
И.Г.САВИНЦЕВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БАРНАУЛА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА 2015 - 2030 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений администрации города Барнаула от 26.02.2016 N 310, от 30.12.2016 N 2549, от 27.03.2017 N 572, от 27.03.2018 N 570, от 29.03.2019 N 486, от 03.03.2020 N 344, от 18.03.2021 N 349, от 29.03.2022 N 421, от 22.03.2023 N 362, от 16.02.2024 N 255)
(в ред. Постановления администрации города Барнаула от 16.02.2024 N 255)
Ответственный исполнитель Программы | Муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Барнаула" (далее - МКУ "Управление по делам ГОЧС г. Барнаула") |
Соисполнители Программы | |
Участники Программы | Администрации районов города; 1 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Алтайскому краю (далее - 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Алтайскому краю); территориальный отдел надзорной деятельности N 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Алтайскому краю (далее - ТО НД N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю); федеральное казенное учреждение "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Алтайскому краю" (далее - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю"); Алтайское краевое отделение Всероссийского добровольного пожарного общества (далее - АКО ВДПО); органы местного самоуправления города; организации, создающие сборные эвакуационные пункты (далее - СЭП), пункты временного размещения (далее - ПВР), учебно-консультационные пункты (далее - УКП), пункты выдачи средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) |
Подпрограммы Программы | |
Программно-целевые инструменты Программы | |
Цель Программы | Повышение уровня защиты населения и территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - город) от чрезвычайных ситуаций, пожаров, угроз военного и мирного времени |
Задачи Программы | Повышение уровня готовности органов управления, сил и средств, необходимых для подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, совершенствование единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; совершенствование органов управления и сил городского звена Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - городское звено РСЧС), снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на территории города; повышение эффективности мер по профилактике пожаров, обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории города |
Индикаторы Программы | Количество тематических сборов, учений и тренировок по подготовке должностных лиц и работников гражданской обороны и городского звена РСЧС по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; комплексный показатель риска чрезвычайных ситуаций на территории городского округа; комплексный показатель интегрального риска пожарной опасности на территории городского округа |
Сроки и этапы реализации Программы | 2015 - 2030 годы |
Объемы финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в 2015 - 2030 годах составляет - 1614787,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 59784,3 тыс. рублей; 2016 год - 62924,7 тыс. рублей; 2017 год - 65656,7 тыс. рублей; 2018 год - 65015,2 тыс. рублей; 2019 год - 76537,6 тыс. рублей; 2020 год - 78421,8 тыс. рублей; 2021 год - 91186,1 тыс. рублей; 2022 год - 99003,8 тыс. рублей; 2023 год - 115323,2 тыс. рублей; 2024 год - 135977,0 тыс. рублей; 2025 год - 128633,4 тыс. рублей; 2026 год - 126248,3 тыс. рублей; 2027 год - 128789,6 тыс. рублей; 2028 год - 126248,3 тыс. рублей; 2029 год - 128789,6 тыс. рублей; 2030 год - 126248,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - 7877,9 тыс. рублей, сумма по годам: 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 943,8 тыс. рублей; 2020 год - 6934,1 тыс. рублей; 2021 год - 0,0 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; 2027 год - 0,0 тыс. рублей; 2028 год - 0,0 тыс. рублей; 2029 год - 0,0 тыс. рублей; 2030 год - 0,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета города - 1606910,0 тыс. рублей, сумма по годам: 2015 год - 59784,3 тыс. рублей; 2016 год - 62924,7 тыс. рублей; 2017 год - 65656,7 тыс. рублей; 2018 год - 65015,2 тыс. рублей; 2019 год - 75593,8 тыс. рублей; 2020 год - 71487,7 тыс. рублей; 2021 год - 91186,1 тыс. рублей; 2022 год - 99003,8 тыс. рублей; 2023 год - 115323,2 тыс. рублей; 2024 год - 135977,0 тыс. рублей; 2025 год - 128633,4 тыс. рублей; 2026 год - 126248,3 тыс. рублей; 2027 год - 128789,6 тыс. рублей; 2028 год - 126248,3 тыс. рублей; 2029 год - 128789,6 тыс. рублей; 2030 год - 126248,3 тыс. рублей. Реализация мероприятий в рамках Программы является расходным обязательством города. Объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с решением Барнаульской городской Думы о бюджете города на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация Программы к концу 2030 года позволит: обеспечить ежегодное проведение 125 тематических сборов, учений и тренировок по подготовке должностных лиц и работников гражданской обороны и городского звена РСЧС по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; сохранить значение комплексного показателя риска чрезвычайных ситуаций на территории городского округа в границах приемлемого риска в течение каждого отчетного периода (менее 10); сохранить предельное значение комплексного показателя интегрального риска пожарной опасности на территории городского округа на уровне менее 14,9 в течение каждого отчетного периода |
Сферой реализации Программы являются вопросы местного значения города в области гражданской обороны (далее - ГО), защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Город Барнаул - административный, экономический и культурный центр Алтайского края.
Территория города - 939,44 кв. км, в том числе в городской черте - 322,01 кв. км, сельских земель - 617,43 кв. км.
Среднегодовая численность постоянного населения города - в 2014 году составляла 697,7 тыс. чел., в том числе городского - 654,3 тыс. чел., сельского - 43,4 тыс. чел.
Число объектов экономики, учтенных в Едином государственном реестре предприятий и организаций (с филиалами и другими обособленными подразделениями), составляет более 31 тысячи единиц.
В 2014 году среднесписочная численность работников в организациях составила 268,3 тыс. чел., при этом количество работников, занятых в малом и среднем бизнесе, - 128,2 тыс. чел.
Состояние защищенности населения и территории города от ЧС определяется следующими факторами:
а) защите от ЧС, пожаров, угроз военного и мирного времени подлежит все население на всей территории города;
б) город расположен на левом берегу р. Оби, в месте впадения в нее р. Барнаулки. Протяженность участка р. Оби в городской черте составляет 47 км (23% периметра территории города). Естественные колебания характеристик гидрологического режима р. Оби в весенне-летний период оказывают негативное воздействие на население, территорию и объекты экономики мкр. Затон Центрального района и часть территории Октябрьского района, прилегающей к ул. Остров Кораблик и ул. Понтонный Мост. При катастрофическом паводке в зоне затопления может оказаться до 1000 объектов, в том числе около 980 жилых домов с населением 5 тыс. чел.;
в) протяженность оползневой зоны по левому берегу р. Оби - 42 км, по правому берегу р. Барнаулки - 4 км. В пределах оползневой зоны города располагаются крупные промышленные предприятия со сложной сетью коммуникаций, проходящих вдоль бровки берегового склона, 2 участка мостовых переходов через р. Обь газовый переход (с. Гоньба), более 100 важных хозяйственных объектов, разрушение которых может серьезно повлиять на нормальную жизнь города. Здесь же располагается более 3 тыс. жилых зданий (15 тыс. жителей);
г) природно-климатические особенности города:
накопление на территории города значительных объемов снега в зимний период и подтопление низменных участков в период интенсивного снеготаяния. Талые воды вызывают нарушение работы ливневой канализации, разрушают дорожное полотно, подтапливают домовладения, разрушают искусственные дамбы. Постоянного внимания требуют комплекс противоэрозионных сооружений п. Бельмесево Центрального района, дамбы на р. Ляпихе Ленинского района, гидротехнические сооружения Индустриального района;
негативное воздействие грунтовых вод на население, территорию и объекты экономики в границах Центрального района;
возникновение опасных метеорологических явлений в виде ураганных ветров, сильных ливней и снегопадов. Их воздействие на объекты жилого фонда, социальной сферы, инженерной инфраструктуры приводит к масштабным нарушениям жизнеобеспечения населения;
д) существуют риски возникновения очагов землетрясений непосредственно на территории города. На территории города находится свыше 150 аварийных жилых зданий, которые в случае сильного землетрясения могут подвергнуться серьезным разрушениям. Землетрясения также могут спровоцировать сход больших оползней на всем протяжении оползневой зоны;
е) общая площадь земель лесного фонда на территории города 107,2 кв. км (11,4% территории города), в том числе в городской черте - 50 кв. км (16% территории в границах городской черты). К ленточному бору примыкает территория 10 сельских населенных пунктов Центрального и Индустриального районов с населением до 17 тыс. чел., мкр. Новосиликатный с населением более 12 тыс. чел., 7 садоводческих и дачных кооперативов площадью до 4 кв. км. К лесной зоне примыкают территории 5 детских оздоровительных лагерей, 8 объектов здравоохранения, 2 объектов экономики. Близость лесов предполагает большое количество населения, выезжающего на отдых, что, в свою очередь, увеличивает риски возникновения лесных пожаров и распространения их на объекты, прилегающие к лесной зоне. Одновременно существуют риски перехода на лесные территории пожаров, обусловленных поджиганием сухой травы в пойме р. Оби, заброшенных и неухоженных землях садоводств и коттеджных поселков. Возможен переход ландшафтных пожаров на населенные пункты Ленинского района (5 населенных пунктов с населением до 6 тыс. чел.);
ж) на территории города расположены и осуществляют производственную деятельность 4 химически опасных объекта, из которых 3 химически опасных объекта в зависимости от масштабов возможных ЧС отнесены к 2 классу опасности, 1 - к 5 классу опасности.
Площадь зоны возможного химического заражения вследствие крупномасштабных ЧС, обусловленных авариями (разрушениями) на химически опасных объектах города, может составить до 136,5 кв. км (42,4% территории в границах городской черты). Количество пострадавших при ЧС может составить до 209,2 тыс. чел. (30% городского населения);
з) на территории города расположены и осуществляют производственную деятельность 23 пожаровзрывоопасных и 8 пожароопасных объектов, из которых 7 объектов в зависимости от масштабов возможных чрезвычайных ситуаций отнесены к 2 классу, 10 - к 3 классу, 9 - к 4 классу, 5 - к 5 классу опасности;
и) на территории города осуществляют свою деятельность критически важные объекты экономики федерального и краевого уровня, а также организации, отнесенные к категориям по ГО.
Указанные факторы обуславливают высокую степень опасности возникновения на территории города деструктивных событий, в том числе обусловленных быстроразвивающимися опасными явлениями и техногенными процессами. Последствия деструктивных событий в мирное и в военное время могут привести к существенному снижению уровня безопасности жизнедеятельности населения, в том числе:
к возрастанию угроз жизни и здоровью жителей и, как следствие, сокращению средней продолжительности жизни, ухудшению других демографических показателей;
разрушению объектов жизнеобеспечения населения с усилением социально-политических и экономических угроз.
В целях комплексного решения вопросов защиты населения и территории в мирное и военное время в городе создана система защиты населения и территории (далее - система ЗНиТ) от ЧС, в которую входят три подсистемы: ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения первичных мер пожарной безопасности.