АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БАРНАУЛА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2016 года N 310
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОТ 15.05.2014 N 986 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БАРНАУЛА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА 2015 - 2017 ГОДЫ" (В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОТ 17.12.2015 N 2429)
В соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 27.11.2015 N 547 "О бюджете города на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов", постановлением администрации города от 03.04.2014 N 635 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", в целях актуализации показателей муниципальной программы "Защита населения и территории города Барнаула от чрезвычайных ситуаций на 2015 - 2017 годы" постановляю:
1. Внести в постановление администрации города от 15.05.2014 N 986 "Об утверждении муниципальной программы "Защита населения и территории города Барнаула от чрезвычайных ситуаций на 2015 - 2017 годы" (в редакции постановления от 17.12.2015 N 2429) следующие изменения:
1.1. В наименовании, пункте 1 постановления слова "на 2015 - 2017 годы" заменить словами "на 2015 - 2025 годы";
1.2. Пункт 4 постановления изложить в следующей редакции:
"4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации города по дорожно-благоустроительному комплексу Воронкова А.Ф.";
1.3. Приложение к постановлению изложить в новой редакции (приложение).
2. Постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2016.
3. Пресс-центру (Павлинова Ю.С.) опубликовать постановление в газете "Вечерний Барнаул" и разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации города по дорожно-благоустроительному комплексу Воронкова А.Ф.
Глава
администрации г. Барнаула
С.И.ДУГИН
Приложение
к Постановлению
администрации города
от 26 февраля 2016 года N 310
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БАРНАУЛА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА 2015 - 2025 ГОДЫ"
Паспорт муниципальной программы "Защита населения и территории города Барнаула от чрезвычайных ситуаций на 2015 - 2025 годы" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы | Муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Барнаула" (далее - МКУ "Управление по делам ГОЧС г. Барнаула") |
Соисполнители Программы | Администрации районов города |
Участники Программы | Федеральное государственное казенное учреждение "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" (далее - ФГКУ "1 отряд ФПС по Алтайскому краю"), территориальный отдел надзорной деятельности N 1 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Алтайскому краю (далее - ТО НД N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю), федеральное казенное учреждение "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Алтайскому краю" (далее - ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю"), Алтайское краевое отделение Всероссийского добровольного пожарного общества (далее - АКО ВДПО), органы местного самоуправления города, организации, создающие сборные эвакуационные пункты (далее - СЭП), пункты временного размещения (далее - ПВР), учебно-консультационные пункты (далее - УКП), пункты выдачи средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) |
Подпрограммы Программы | |
Программно-целевые инструменты Программы | |
Цель Программы | Повышение уровня защиты населения и территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - город) от чрезвычайных ситуаций, пожаров, угроз военного и мирного времени |
Задачи Программы | Повышение уровня готовности органов управления, сил и средств, необходимых для подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, совершенствование единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; совершенствование органов управления и сил городского звена Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - городское звено РСЧС), снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на территории города; повышение эффективности мер по профилактике пожаров, обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории города |
Целевые индикаторы Программы | Количество организаций, в которых в текущем году проведены мероприятия оперативной подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и городского звена РСЧС по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций; доля гибели людей при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах от общей смертности населения города; количество пожаров, зарегистрированных в жилищном фонде, объектах социальной сферы, культуры и жизнеобеспечения города |
Сроки и этапы реализации Программы | 2015 - 2025 годы |
Объем финансирования Программы | Объем финансирования Программы за счет средств бюджета города составит - 681532,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 59784,3 тыс. рублей; 2016 год - 63883,4 тыс. рублей; 2017 год - 62424,5 тыс. рублей; 2018 год - 61930,0 тыс. рублей; 2019 год - 61930,0 тыс. рублей; 2020 год - 61930,0 тыс. рублей; 2021 год - 61930,0 тыс. рублей; 2022 год - 61930,0 тыс. рублей; 2023 год - 61930,0 тыс. рублей; 2024 год - 61930,0 тыс. рублей; 2025 год - 61930,0 тыс. рублей. Реализация мероприятий в рамках Программы является расходным обязательством города. Объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с решением Барнаульской городской Думы о бюджете города на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация Программы к концу 2025 года позволит: подготовить к выполнению задач по предназначению органы управления и силы гражданской обороны и РСЧС не менее чем в 35 организациях ежегодно; сохранить показатель "Доля гибели людей при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах от общей смертности населения города" менее 1% в течение каждого отчетного периода; снизить количество пожаров, зарегистрированных в жилищном фонде, объектах социальной сферы, культуры и жизнеобеспечения города, по сравнению с 2013 годом на 117 единиц |
I. Общая характеристика сферы реализации Программы
1.1. Сфера реализации Программы
Сферой реализации Программы являются вопросы местного значения города в области гражданской обороны (далее - ГО), защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Город Барнаул - административный, экономический и культурный центр Алтайского края.
Территория города - 939,44 кв. км, в том числе в городской черте - 322,01 кв. км, сельских земель - 617,43 кв. км.
Среднегодовая численность постоянного населения города - в 2014 году составляла 697,7 тыс. чел., в том числе городского - 654,3 тыс. чел., сельского - 43,4 тыс. чел.
Число объектов экономики, учтенных в Едином государственном реестре предприятий и организаций (с филиалами и другими обособленными подразделениями), составляет более 31 тысячи единиц.
В 2014 году среднесписочная численность работников в организациях составила 268,3 тыс. чел., при этом количество работников, занятых в малом и среднем бизнесе, - 128,2 тыс. чел.
Состояние защищенности населения и территории города от ЧС определяется следующими факторами:
а) защите от ЧС, пожаров, угроз военного и мирного времени подлежит все население на всей территории города;
б) город расположен на левом берегу р. Оби, в месте впадения в нее р. Барнаулки. Протяженность участка р. Оби в городской черте составляет 47 км (23% периметра территории города). Естественные колебания характеристик гидрологического режима р. Оби в весенне-летний период оказывают негативное воздействие на население, территорию и объекты экономики мкр. Затон Центрального района и часть территории Октябрьского района, прилегающей к ул. Остров Кораблик и ул. Понтонный Мост. При катастрофическом паводке в зоне затопления может оказаться до 1000 объектов, в том числе около 980 жилых домов с населением 5 тыс. чел.;
в) протяженность оползневой зоны по левому берегу р. Оби - 42 км, по правому берегу р. Барнаулки - 4 км. В пределах оползневой зоны города располагаются крупные промышленные предприятия со сложной сетью коммуникаций, проходящих вдоль бровки берегового склона, 2 участка мостовых переходов через р. Обь газовый переход (с. Гоньба), более 100 важных хозяйственных объектов, разрушение которых может серьезно повлиять на нормальную жизнь города. Здесь же располагается более 3 тыс. жилых зданий (15 тыс. жителей);
г) природно-климатические особенности города:
накопление на территории города значительных объемов снега в зимний период и подтопление низменных участков в период интенсивного снеготаяния. Талые воды вызывают нарушение работы ливневой канализации, разрушают дорожное полотно, подтапливают домовладения, разрушают искусственные дамбы. Постоянного внимания требуют комплекс противоэрозионных сооружений п. Бельмесево Центрального района, дамбы на р. Ляпихе Ленинского района, гидротехнические сооружения Индустриального района;
негативное воздействие грунтовых вод на население, территорию и объекты экономики в границах Центрального района;
возникновение опасных метеорологических явлений в виде ураганных ветров, сильных ливней и снегопадов. Их воздействие на объекты жилого фонда, социальной сферы, инженерной инфраструктуры приводит к масштабным нарушениям жизнеобеспечения населения;
д) существуют риски возникновения очагов землетрясений непосредственно на территории города. На территории города находится свыше 150 аварийных жилых зданий, которые в случае сильного землетрясения могут подвергнуться серьезным разрушениям. Землетрясения также могут спровоцировать сход больших оползней на всем протяжении оползневой зоны;
е) общая площадь земель лесного фонда на территории города 107,2 кв. км (11,4% территории города), в том числе в городской черте - 50 кв. км (16% территории в границах городской черты). К ленточному бору примыкает территория 10 сельских населенных пунктов Центрального и Индустриального районов с населением до 17 тыс. чел., мкр. Новосиликатный с населением более 12 тыс. чел., 7 садоводческих и дачных кооперативов площадью до 4 кв. км. К лесной зоне примыкают территории 5 детских оздоровительных лагерей, 8 объектов здравоохранения, 2 объектов экономики. Близость лесов предполагает большое количество населения, выезжающего на отдых, что, в свою очередь, увеличивает риски возникновения лесных пожаров и распространения их на объекты, прилегающие к лесной зоне. Одновременно существуют риски перехода на лесные территории пожаров, обусловленных поджиганием сухой травы в пойме р. Оби, заброшенных и неухоженных землях садоводств и коттеджных поселков. Возможен переход ландшафтных пожаров на населенные пункты Ленинского района (5 населенных пунктов с населением до 6 тыс. чел.);
ж) на территории города расположены и осуществляют производственную деятельность 4 химически опасных объекта, из которых 3 химически опасных объекта в зависимости от масштабов возможных ЧС отнесены к 2 классу опасности, 1 - к 5 классу опасности.
Площадь зоны возможного химического заражения вследствие крупномасштабных ЧС, обусловленных авариями (разрушениями) на химически опасных объектах города, может составить до 136,5 кв. км (42,4% территории в границах городской черты). Количество пострадавших при ЧС может составить до 209,2 тыс. чел. (30% городского населения);
з) на территории города расположены и осуществляют производственную деятельность 23 пожаровзрывоопасных и 8 пожароопасных объектов, из которых 7 объектов в зависимости от масштабов возможных чрезвычайных ситуаций отнесены к 2 классу, 10 - к 3 классу, 9 - к 4 классу, 5 - к 5 классу опасности;
и) на территории города осуществляют свою деятельность критически важные объекты экономики федерального и краевого уровня, а также организации, отнесенные к категориям по ГО.
Указанные факторы обуславливают высокую степень опасности возникновения на территории города деструктивных событий, в том числе обусловленных быстроразвивающимися опасными явлениями и техногенными процессами. Последствия деструктивных событий в мирное и в военное время могут привести к существенному снижению уровня безопасности жизнедеятельности населения, в том числе:
к возрастанию угроз жизни и здоровью жителей и, как следствие, сокращению средней продолжительности жизни, ухудшению других демографических показателей;
разрушению объектов жизнеобеспечения населения с усилением социально-политических и экономических угроз.
В целях комплексного решения вопросов защиты населения и территории в мирное и военное время в городе создана система защиты населения и территории (далее - система ЗНиТ) от ЧС, в которую входят три подсистемы: ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
Система ЗНиТ объединяет органы управления и силы органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по ГО, защите населения и территории от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Система ЗНиТ города от ЧС является составной частью соответствующих систем защиты населения и территории Алтайского края и Российской Федерации.
В "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683, подчеркнуто, что решение задач обеспечения национальной безопасности в области защиты населения и территорий от ЧС, в области пожарной безопасности должно осуществляться путем "... повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.".
Одним из путей повышения эффективности работы органов местного самоуправления города является разработка муниципальных программ, направленных на развитие органов управления и сил ГО и городского звена РСЧС.
Реализация муниципальных программ "Повышение противопожарной устойчивости г. Барнаула на 2007 - 2010 годы", утвержденной решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2007 N 521, "Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории городского округа - города Барнаула Алтайского края на 2011 - 2015 гг.", утвержденной постановлением администрации города от 20.07.2011 N 2193, с 2007 по 2014 годы позволило снизить количество пожаров на территории города на 33,5% (с 1061 до 706), в том числе количество пожаров в жилом секторе - на 39% (с 808 до 493).
За восемь лет реализации указанных программ органы управления и силы, входящие в состав системы ЗНиТ города от ЧС:
ликвидировали 23 ЧС и 14 угроз их возникновения;
обезвредили 44 боеприпаса различного вида;
потушили 6447 пожаров;
ликвидировали более 250 крупных аварий на объектах топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
Проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и территории города на основе муниципальных программ в эти годы явилось важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического развития города.
Опыт реализации указанных программ показывает, что на современном этапе для повышения безопасности жизнедеятельности населения необходимо комплексное решение вопросов местного значения города в области защиты населения и территории от ЧС в рамках муниципальной программы, основанной на принципах стратегического планирования, определенных Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
1.2. Основные проблемы в сфере реализации Программы
С 2014 года в Российской Федерации начали реализовываться новые подходы в организации и проведении мероприятий защиты населения и территорий от ЧС как в мирное, так и военное время. Увеличилось число полномочий органов местного самоуправления по всем направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Несмотря на усилия, предпринимаемые органами местного самоуправления города по исполнению всего объема полномочий, наблюдается отставание существующих возможностей органов управления и сил ГО и городского звена РСЧС по реализации современных требований по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения:
в Алтайском крае реализуется программа модернизации региональной автоматизированной централизованной системы оповещения населения (далее - АСЦО), предусматривающая обновление технических устройств, входящих в ее состав. В целях оповещения населения города об опасностях, возникающих при военных конфликтах и ЧС, в городе создана местная АСЦО, являющаяся составной частью региональной АСЦО. Сопряжение аппаратуры управления местной АСЦО с модернизированной региональной АСЦО потребует обновления аппаратуры управления местной АСЦО и внедрения современных технических устройств доведения до населения сигналов оповещения. В то же время зона доведения сигнала оповещения ГО "Внимание всем" не полностью покрывает территории новостроек и сельских населенных пунктов города, а зоны экстренного оповещения населения, определенные в рамках проекта по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения города об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (далее - КСЭОН), не затрагивают территорий города, подверженных затоплению и переходу на них лесных пожаров. Указанное требует приобретения и установки дополнительных средств оповещения, проведения мероприятий по эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования и аппаратуры управления местной АСЦО в течение всего периода действия Программы;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р утверждена концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса (далее - АПК) "Безопасный город". АПК "Безопасный город" на территории города реализуется в составе комплексной системы безопасности жизнедеятельности Алтайского края на базе единой дежурно-диспетчерской службы (далее - ЕДДС) города в 2016 - 2020 годах.
Построение АПК "Безопасный город" на территории города планируется на базе существующей инфраструктуры (ГЛОНАСС, местная АСЦО), а также перспективных систем (КСЭОН, система вызова экстренных оперативных служб по единому телефону "112", структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений, система информирования населения о чрезвычайных ситуациях, другие информационно-аналитические системы) на основе разработанного технического задания и проектной документации. Расширение перечня задач, возлагаемых на ЕДДС города в связи с построением АПК "Безопасный город", требует увеличения численности персонала ЕДДС, развития технических средств систем связи, оповещения, управления и информирования ЕДДС, последующего эксплуатационного обслуживания технических средств, обновления программных продуктов;
концепция развития системы управления МЧС России до 2030 года предполагает включение пунктов управления ГО и городского звена РСЧС в единую систему управления на региональном уровне. Для чего требуются:
модернизация на основе современной элементной базы технических систем управления, связи и информирования населения, установленных на пунктах управления руководителей ГО города и районов города;