ПРИКАЗ
от 29 февраля 2012 года N 284
О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
В целях обеспечения дальнейшего развития инновационной деятельности в сфере образования с учетом реализации республиканских целевых программ, направленных на развитие системы образования в Республике Марий Эл, на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 218 "Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования" (зарегистрирован в Минюсте России 7 августа 2009 года N 14499) и протокола заседания Научно-методического совета Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 23 декабря 2011 года N 11-1 приказываю:
1. Утвердить:
Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования в Республике Марий Эл согласно приложению N 1;
Перечень актуальных направлений деятельности республиканских инновационных площадок на 2012 - 2015 годы согласно приложению N 2.
2. Считать статус "республиканская экспериментальная площадка", присвоенный образовательному учреждению решением коллегии Министерства образования и науки Республики Марий Эл до 1 января 2012 г., действительным до истечения срока реализации утвержденного научно-исследовательского проекта (программы).
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
разработать порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования муниципальных районов и городских округов;
руководствоваться при разработке порядков создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования муниципальных районов и городских округов положениями Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования в Республике Марий Эл, утвержденного п. 1 настоящего приказа;
содействовать в представлении организациям, курирующим развитие инновационной инфраструктуры в системе образования, информации о деятельности муниципальных инновационных площадок;
осуществлять оценку деятельности руководителей муниципальных/городских образовательных учреждений при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда с учетом критериев, отражающих деятельность образовательного учреждения в статусе инновационной площадки.
4. Считать приказ Министерства образования Республики Марий Эл от 6 декабря 2002 года N 479 "О создании базы данных по экспериментальной деятельности системы образования Республики Марий Эл" утратившим силу.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра образования и науки Республики Марий Эл Гусакову Т.М.
Министр
Г.ШВЕЦОВА
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
1. Настоящий Порядок определяет правила создания и развития инновационной инфраструктуры в системе дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования в Республике Марий Эл (далее - инновационная инфраструктура) и разработан на основании:
Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Закона Российской Федерации от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 года N 1);
постановления Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 2011 года N 90 "О республиканской целевой программе "Комплексное развитие профессионального образования в Республике Марий Эл на 2011 - 2014 годы".
2. Основные термины, используемые в настоящем Порядке:
Инновационная образовательная деятельность - деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.
Образовательная новация - средство, вводимое в образовательную систему с целью ее обновления, качественного изменения или модернизации.
Инновационная площадка - организация (сетевое объединение организаций), осуществляющая образовательную деятельность в рамках создания и внедрения новаций, апробации результатов фундаментальных и прикладных научных исследований по структурному и содержательному обновлению системы образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования.
Инновационный проект (программа) - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, управленческих, организационных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области обновления, качественного изменения или модернизации системы образования при заданных требованиях к допустимому уровню риска.
Статус инновационной площадки - положение инновационной площадки, определяющее ее права и обязанности при реализации инновационных проектов (программ) на республиканском либо муниципальном уровнях, закрепленное соответствующим нормативным правовым актом.
Статус республиканской инновационной площадки определяется значимостью разрабатываемых новаций для обеспечения развития образовательной системы Республики Марий Эл в рамках реализуемых на республиканском уровне инновационных проектов (программ) и присваивается приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
3. Инновационная инфраструктура создается в целях обеспечения модернизации и развития системы образования в Республике Марий Эл с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Марий Эл на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования на региональном уровне, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан.
4. Инновационную инфраструктуру в Республике Марий Эл составляют образовательные организации, которым в установленном порядке присваивается статус "инновационная площадка" для реализации следующих направлений деятельности:
4.1. Разработка, апробация и (или) внедрение:
новых элементов содержания образования и систем воспитания;
новых образовательных технологий;
учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов;
инновационных образовательных программ;
методик подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий и механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций;
новых институтов общественного участия в управлении образованием и механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования.
4.2. Иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования в Республике Марий Эл.
5. Инновационные площадки осуществляют деятельность в сфере образования по одному или нескольким направлениям, указанным в п. 4 настоящего порядка, как в рамках проектов (программ), выполняемых по заказу Министерства образования и науки Республики Марий Эл (далее - Министерство), так и по инициативно разработанным проектам (программам), которые имеют существенное значение для обеспечения реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования и решения других перспективных задач развития образования на региональном и муниципальном уровнях.
6. Статус инновационной площадки присваивается образовательным организациям независимо от их организационно-правовой формы, типа и вида (далее - организации).
Порядок присвоения (прекращения) статуса республиканских инновационных площадок определяется Министерством, муниципальных инновационных площадок - органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
7. Инновационные площадки в зависимости от целей и задач деятельности могут функционировать в следующих видах: экспериментальная площадка, стажировочная площадка, пилотная площадка, учебно-методическая лаборатория, межшкольный методический центр, ресурсный центр профессионального образования, иное.
7.1. Экспериментальная площадка - это инновационная площадка, осуществляющая разработку и/или внедрение нового содержания образования или новых образовательных технологий в рамках определенной тематики.
Основными направлениями деятельности республиканской экспериментальной площадки являются:
экспериментальная деятельность, направленная на разработку новых эффективных способов решения современных проблем образования;
разработка и апробация новых механизмов в области образовательной деятельности;
совершенствование и внедрение инноваций в области содержания образования.
7.2. Стажировочная площадка - инновационная площадка, обеспечивающая системное распространение передового педагогического опыта по конкретному направлению инновационной деятельности. Для реализации инновационной деятельности стажировочная площадка может привлекать в качестве базовых организаций учреждения образования, имеющие необходимые материальные, организационные и кадровые ресурсы.
Направлениями деятельности стажировочной площадки являются:
учебно-методическая деятельность по распространению инновационного опыта;
организация научно-практических мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов и др.) и консультаций по распространению инновационного опыта;
создание творческих лабораторий по разработке и изданию методических и дидактических пособий, методических рекомендаций по распространению инновационного опыта;
участие в формировании республиканских проектов (программ) развития образования;
взаимодействие со стажировочными площадками других субъектов Российской Федерации.
7.3. Пилотная площадка - инновационная площадка, создаваемая на определенный временной срок (время реализации проекта) для отработки конкретного инновационного проекта.
Основные направления деятельности пилотной площадки задаются программой реализации проекта.
7.4. Учебно-методическая лаборатория - инновационная площадка, обеспечивающая апробацию учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов (программ, учебников, учебно-методических пособий, цифровых образовательных ресурсов и т.д.) для образовательного процесса, разрабатываемых по заказу Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
Основными направлениями деятельности учебно-методической лаборатории являются:
организация информационной работы с родителями обучающихся/воспитанников, участвующих в апробации учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов;
обеспечение подготовки педагогических кадров, участвующих в апробации учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов;
систематическое наблюдение за ходом апробации учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, фиксация результатов апробации, замечаний и предложений по дальнейшему внедрению;
участие в разработке и осуществлении учебно-методического сопровождения (разработка программ, методических рекомендаций и т.д.) по работе с апробируемыми учебно-методическими и учебно-лабораторными комплексами;
информационное обеспечение процесса апробации учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, включая демонстрацию использования в образовательном процессе апробируемых учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов;
обобщение и представление опыта работы с апробируемыми комплексами.
7.5. Межшкольный методический центр - сетевая инновационная площадка, осуществляющая формирование и развитие методического, технического и административного резерва для реализации в республике проектов (программ), направленных на модернизацию системы образования.
Основными направлениями деятельности межшкольного методического центра являются:
учебно-методические и консультационно-технические услуги в организации образовательного процесса и управленческой деятельности, в том числе на основе дистанционных технологий;
осуществление регулярной методической поддержки педагогических кадров образовательных учреждений, закрепленных за межшкольным методическим центром;
информационное обеспечение процесса модернизации образования, включая демонстрацию использования в образовательном процессе современных образовательных технологий, основных видов учебно-наглядного оборудования, цифровых образовательных ресурсов, обеспечение телекоммуникационного доступа к цифровым образовательным ресурсам;
организация и проведение конкурсов для поддержки педагогических инициатив в области развития образования и инновационных образовательных проектов;
организация доступа к дистанционным образовательным услугам и консультационная поддержка их использования педагогами и учащимися, не имеющими доступа к полному спектру образовательных услуг;
обобщение опыта системы образования в части инновационных моделей методического сопровождения педагогических и руководящих работников, его представление в различных формах, проведение мероприятий, направленных на накопление этого опыта и распространение его в других регионах, участие в апробации решений и продуктов, разрабатываемых в рамках федеральных и республиканских проектов (программ).