МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года
1. Наименование Стратегии | Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года |
2. Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Стратегии | протокол заседания Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 года N 24; |
3. Разработчик Стратегии | Министерство образования и науки Российской Федерации |
4. Системная социально- экономическая проблема, решаемая Стратегией | Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора. |
5. Цель Стратегии | Целью реализации Стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. |
6. Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы | Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке. |
Технологическая модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий. | |
Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются: | |
1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 году и до 2,5% в 2015 году, при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 60% в 2010 году и до 70% в 2015 году. | |
3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности (4,0 к 2011 году и 5,5 к 2016 году), увеличение удельного веса нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (к 2011 году до 15% и к 2016 году до 30%). | |
4. Устойчивый рост малых инновационных предприятий (с ежегодным приростом их числа до 85 к 2011 году и до 120 к 2016 году), при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля составляет не менее 10% в год. | |
5. Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем их числе достигнет 15% к 2011 году и 20% к 2016 году, при этом объем собственных затрат российских компаний на НИОКР растет не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах. | |
7. Задачи Стратегии | 1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства. |
2. Создание эффективной национальной инновационной системы. | |
3. Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок. | |
4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. | |
8. Сроки и этапы реализации Стратегии | 2006-2015 годы |
Первый этап: 2006-2007 годы; | |
второй этап: 2008-2010 годы; | |
третий этап: 2011-2015 годы. | |
9. Перечень целевых программ и основных мероприятий | Реализация действующих федеральных программ: |
- федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы. (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 года N 540); | |
- федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы; | |
- федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. | |
Разработка и реализация новых программ: | |
________________ Здесь и далее название планируемых программ может быть изменено. | |
- федеральная целевая программа "Научно- технологическая база России" на 2007-2012 годы; | |
- федеральная целевая программа "Трансфер двойных технологий"; | |
- ведомственная целевая программа "Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня"; | |
- ведомственная целевая программа "Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России" на 2007-2009 годы; | |
- ведомственная целевая программа "Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)"; | |
- ведомственная целевая программа "Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007-2009 годы"; | |
- федеральные целевые программы технологического профиля по следующим направлениям: | |
- развитие российской авиатехники; | |
- освоение и использование космического пространства; | |
- развитие российской отрасли ИТ; | |
- развитие рынка специализированных высокотехнологических медицинских услуг; | |
- разработка и производство оптоэлектронных устройств; | |
- развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения; | |
- разработка и производство высокотехнологичных материалов. | |
Осуществление программ фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности: | |
- Российского фонда фундаментальных исследований; | |
- Российского гуманитарного научного фонда; | |
- Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере | |
- Российского фонда технологического развития. | |
Основные комплексы мероприятий: | |
- осуществление эффективной государственной поддержки фундаментальной науки и обеспечение ее опережающего развития; | |
- совершенствование механизмов и принципов бюджетного финансирования прикладных научных исследований и разработок; | |
- поддержка эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки; | |
- содействие интеграции науки и образования; | |
- реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок; | |
- активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике; | |
- развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок; | |
- обеспечение непрерывности финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии; | |
- поддержка формирования и развития системы государственных научно-технических и инновационных фондов; | |
- развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно- технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры и т.п.); | |
- содействие развитию связей в рамках инновационной деятельности и "диффузии" знаний, поддержка совместных исследований на доконкурентной стадии; | |
- подготовка кадров для инновационной сферы, обучение инновационному менеджменту; | |
- стимулирование наукоемкого экспорта и расширения международной технологической интеграции; | |
- стимулирование компаний к производству новой продукции, технологическому перевооружению и проведению НИОКР; | |
- содействие формированию устойчивых кооперационных связей и инновационных кластеров; | |
- системное влияние государства на формирование предметного перспективного инновационного спроса в предпринимательском секторе; | |
- развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных перспективных направлений инновационного развития; | |
- формирование системы эффективного управления в инновационной сфере, в том числе выработки и реализации долгосрочной государственной инновационной политики. | |
10. Объемы и источники | 4052,5 млрд. рублей, из них: |
________________ Без учета расходов субъектов Российской Федерации на науку и инновации, не связанных непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии. Без учета затрат хозяйствующих субъектов на исследования и разработки, не связанных непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии. |
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с протоколами заседаний Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 года N 24, от 15 декабря 2005 года ПП-48-01 и поручениями Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N МФ-П13-4480, от 28 декабря 2004 года N МФ-П13-40пр. Стратегия подготовлена с учетом и в развитие положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 N Пр-576) и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены письмом Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 N 2473п-П7). Стратегия призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.
Стратегия разработана на период до 2015 года, определены целевые показатели, характеризующие реализацию Стратегии по годам до 2015 года и необходимые объемы и источники финансирования Стратегии. При этом рассмотрение проводилось как в рамках инерционной динамики, которая, по сути, не дает должных оснований надеяться на формирование в стране "экономики, основанной на знании" и приводит к дальнейшей стагнации науки и инноваций в стране, так и в рамках рационального варианта реализации Стратегии, основанного на разумной консервативности в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии и направленного на активизацию государственной политики по обеспечению инновационного развития страны.
1.1. Текущая ситуация
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах фирм и корпораций. Интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий.
Место России в мировых инновационных процессах пока не адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Дальнейшая консервация сложившейся ситуации чревата потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимым отставанием при переходе ведущих мировых держав на технологии постиндустриальных укладов.
________________
Основные определения в инновационной сфере приведены в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации М.Фрадковым 5 августа 2005 года N 2473п-П7).
Формирование Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года требует адекватного анализа текущей ситуации, которому и посвящен настоящий раздел.
Положение в научной сфере
Динамика финансирования российской науки с начала 1990-х годов характеризуется резким спадом. Внутренние затраты на исследования и разработки в России составили в 2004 году 196,0 млрд. рублей (43% в постоянных ценах от уровня 1990 года). Доля в ВВП затрат на исследования и разработки в 2004 году равнялась 1,17% (в 1990 году - 2,03%). Если в 1990 году по величине данного показателя Россия находилась на уровне, сопоставимом с ведущими странами ОЭСР, то в настоящее время она ближе к группе стран с низким научным потенциалом (Испания, Польша, Венгрия, Новая Зеландия). В настоящее время величина затрат в расчете на одного занятого исследованиями и разработками (с учетом профессорско-преподавательского состава вузов) в России в 8 раз меньше, чем в Южной Корее, и в 12 раз меньше, чем в Германии.
Основной причиной утечки кадров и сокращения материально-технических средств в науке является недостаток финансирования этой сферы.
Основным источником финансирования науки в текущий период являются средства бюджета. В 2004 году доля бюджетного финансирования в целом по науке составляла 59,6%, что несколько выше в сравнении с показателем 1998 года (52,2%), по государственному сектору науки, соответственно, - 77,7% и 74,3%, по сектору высшего образования - 58,6% и 64,5%.
Структура и состав кадров науки за период экономических реформ также претерпели значительные изменения. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за период 1990-2004 годов снизилась на 56,8% (с 1943,4 тыс. человек до 839,3 тыс. человек). Итогом переходного периода в экономике страны стала заметная деформация структуры занятости в науке. Наибольшему сокращению подверглись непосредственные участники научного процесса - исследователи (на 59,6% за 1990-2004 годы) и техники (на 70,2%); численность вспомогательного персонала сократилась на 56,4%, хозяйственного - на 29,0%.
Наблюдается резкое падение престижа профессии ученого. В России, по данным опроса Левада-Центра в 2003 году, профессия ученого является престижной в оценках только 9% жителей страны. В то же время в США по результатам исследований, направленных на ранжирование профессий исключительно по степени престижности в глазах жителей страны, в 2002 году профессия ученого была самой престижной - 51% населения назвали эту профессию в высшей степени престижной, 25% - весьма престижной и 20% - престижной.