____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Алтайского края от 07.11.2023 N 413.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 15 марта 2023 года)
(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 26.07.2016 N 249, от 23.09.2016 N 323, от 29.11.2016 N 410, Постановлений Правительства Алтайского края от 13.02.2017 N 45, от 29.06.2017 N 236, от 23.01.2018 N 25, от 06.03.2019 N 68, от 19.11.2019 N 457, от 24.09.2020 N 406, от 21.12.2020 N 548, от 01.04.2021 N 105, от 19.10.2021 N 391, от 28.12.2021 N 494, от 15.07.2022 N 255, от 23.12.2022 N 506, от 15.03.2023 N 81)
Постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Доступная среда в Алтайском крае".
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 06.03.2019 N 68)
2. Признать утратившими силу:
постановления Администрации края:
от 23.04.2015 N 150 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 19.02.2014 N 62";
пункт 1.1 постановления Администрации края от 11.01.2016 N 1 "О некоторых постановлениях Администрации края".
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 19.11.2019 N 457, от 24.09.2020 N 406, от 21.12.2020 N 548, от 01.04.2021 N 105, от 19.10.2021 N 391, от 28.12.2021 N 494, от 15.07.2022 N 255, от 23.12.2022 N 506, от 15.03.2023 N 81)
Наименование Программы | государственная программа Алтайского края "Доступная среда в Алтайском крае" (далее - "Программа") |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство социальной защиты Алтайского края (Минсоцзащита Алтайского края) |
Участники Программы | Министерство здравоохранения Алтайского края; Министерство культуры Алтайского края; Министерство образования и науки Алтайского края; Министерство спорта Алтайского края; Министерство транспорта Алтайского края; Министерство цифрового развития и связи Алтайского края; управление Алтайского края по труду и занятости населения; управление печати и массовых коммуникаций Алтайского края; департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики |
Подпрограммы Программы | подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (приложение 2 к Программе); подпрограмма 2 "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Алтайском крае" (приложение 3 к Программе) |
Цель Программы | создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни |
Задачи Программы | 1) обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН); 2) обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству |
Индикаторы и показатели Программы | 1) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов; 2) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Алтайском крае; 3) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Алтайского края, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) (взрослые); 4) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Алтайского края, имеющих такие рекомендации в ИПРА (дети); 5) доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Алтайского края |
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 15.03.2023 N 81) | |
Срок реализации Программы | 2016 - 2025 годы без деления на этапы |
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 19.10.2021 N 391, от 15.07.2022 N 255) | |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования реализации Программы составляет 4395790,2 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 459873,5 тыс. рублей; в 2017 году - 442195,1 тыс. рублей; в 2018 году - 427054,7 тыс. рублей; в 2019 году - 409962,7 тыс. рублей; в 2020 году - 452252,0 тыс. рублей; в 2021 году - 512856,7 тыс. рублей; в 2022 году - 453332,5 тыс. рублей; в 2023 году - 374838,2 тыс. рублей; в 2024 году - 431712,4 тыс. рублей; в 2025 году - 431712,4 тыс. рублей; общий объем средств федерального бюджета составляет 170756,8 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 28385,8 тыс. рублей; в 2017 году - 34295,8 тыс. рублей; в 2018 году - 18626,0 тыс. рублей; в 2019 году - 11883,0 тыс. рублей; в 2020 году - 33099,1 тыс. рублей; в 2021 году - 23945,2 тыс. рублей; в 2022 году - 20521,9 тыс. рублей, из них: субсидии Министерства просвещения Российской Федерации - 76631,1 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 16233,8 тыс. рублей; в 2017 году - 24430,5 тыс. рублей; в 2018 году - 12881,2 тыс. рублей; в 2019 году - 11883,0 тыс. рублей; в 2020 году - 11202,6 тыс. рублей; субсидии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - 93355,4 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 12152,0 тыс. рублей; в 2017 году - 9865,3 тыс. рублей; в 2018 году - 4974,5 тыс. рублей; в 2020 году - 21896,5 тыс. рублей; в 2021 году - 23945,2 тыс. рублей; в 2022 году - 20521,9 тыс. рублей; субсидии Министерства спорта Российской Федерации - 770,3 тыс. рублей в 2018 году; средства краевого бюджета - 60691,9 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 18072,5 тыс. рублей; в 2017 году - 12874,3 тыс. рублей; в 2018 году - 11474,1 тыс. рублей; в 2019 году - 4167,5 тыс. рублей; в 2020 году - 3654,4 тыс. рублей; в 2021 году - 241,9 тыс. рублей; в 2022 году - 207,2 тыс. рублей; в 2023 году - 10000,0 тыс. рублей; средства бюджетов муниципальных районов, муниципальных и городских округов Алтайского края - 5841,5 тыс. рублей в 2016 году; средства из внебюджетных источников - 4158500,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2016 году - 407573,7 тыс. рублей; в 2017 году - 395025,0 тыс. рублей; в 2018 году - 396954,6 тыс. рублей; в 2019 году - 393912,2 тыс. рублей; в 2020 году - 415498,5 тыс. рублей; в 2021 году - 488669,6 тыс. рублей; в 2022 году - 432603,4 тыс. рублей; в 2023 году - 364838,2 тыс. рублей; в 2024 году - 431712,4 тыс. рублей; в 2025 году - 431712,4 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 15.03.2023 N 81) | |
Справочно: объем налоговых расходов Алтайского края в рамках реализации Программы (всего) | отсутствует |
(введена Постановлением Правительства Алтайского края от 01.04.2021 N 105) | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | увеличение к концу 2025 года: доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов до 70,7%; доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Алтайском крае до 73,4%; доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Алтайского края, имеющих такие рекомендации в ИПРА (взрослые), до 80,0%; доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Алтайского края, имеющих такие рекомендации в ИПРА (дети), до 84,0%; доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Алтайского края до 40,8% |
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 19.10.2021 N 391, от 15.07.2022 N 255, от 15.03.2023 N 81) |
Государственная поддержка и социальная защита инвалидов в современных социально-экономических условиях входят в число важнейших задач общества. Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, которая определяет принципы построения политики государства в отношении инвалидов.
В рамках реализации положений Конвенции о правах инвалидов постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" (далее - "Государственная программа").
Актуальность решения проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в Алтайском крае обусловлена их масштабностью. Из 2,4 млн человек, проживающих в регионе, по состоянию на 01.08.2019 имеют инвалидность 183,2 тыс. человек (в том числе 10,6 тыс. детей-инвалидов), что составляет около 8% всего населения региона.
В соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов и Государственной программы исполнительные органы и органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации должны принимать надлежащие меры по обеспечению инвалидам и другим МГН равного с другими гражданами доступа к транспорту, информации и связи, к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности, формировать толерантное отношение граждан к проблемам инвалидов, эффективно решать вопросы их социальной адаптации и интеграции в общество.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 15.03.2023 N 81)
В регионе принимаются нормативные правовые акты, направленные на формирование доступной среды для инвалидов и других МГН. Разработаны и утверждены постановлением Правительства Алтайского края от 29.12.2022 N 537 нормативы градостроительного проектирования Алтайского края. Реализуется закон Алтайского края от 06.07.2006 N 59-ЗС "Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов", направленный на решение проблем трудоустройства указанной категории граждан. Требования к обеспечению условий доступности объектов для инвалидов включены в административные регламенты предоставления государственных услуг в сферах здравоохранения, информации, культуры, образования, связи, социальной защиты, строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, торговли, транспорта, труда и занятости населения, туризма, физической культуры и спорта. Распоряжением Правительства Алтайского края от 11.04.2019 N 158-р определены ответственные в указанных сферах за реализацию положений Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", касающихся в том числе обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 15.03.2023 N 81)
При реализации Программы необходимо соблюдать принципы, предусмотренные Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203:
обеспечение прав граждан на доступ к информации;
обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;
обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
Целесообразность решения проблем создания в Алтайском крае доступной среды для инвалидов и других МГН в рамках программно-целевого метода определяется несколькими факторами:
1. Масштабность и высокая социально-экономическая значимость проблемы.
В создании на территории Алтайского края доступной среды жизнедеятельности заинтересованы не только инвалиды, но и другие МГН. Решение проблемы предполагает модернизацию или дооборудование большого количества объектов социальной и транспортной инфраструктуры, требует значительных финансовых затрат краевого и местных бюджетов.
2. Комплексность и межведомственный характер проблемы.
С учетом обозначенных вопросов возникает необходимость продолжить реализацию на территории Алтайского края комплекса мероприятий, объединенных по целям, срокам реализации, исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов с использованием программно-целевого метода как наиболее целесообразного в решении задач по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и услуг.
Требуется решение различных задач правового, финансового, информационного, организационного характера. С учетом их содержания потребуется консолидация усилий и координация действий исполнительных органов Алтайского края, федеральных и краевых государственных организаций, общественных организаций (в том числе организаций инвалидов), организаций различных форм собственности.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 15.03.2023 N 81)
3. Длительные сроки решения проблемы.
Проблема может быть решена в течение ряда лет путем реализации объединенных по целям мероприятий, в отношении которых должны осуществляться мониторинг, контроль и оценка с позиций достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов.
Решение всех обозначенных задач потребует значительных финансовых затрат из краевого и местных бюджетов, привлечения средств внебюджетных источников, а также федерального бюджета.
Также важным направлением Конвенции о правах инвалидов является достижение максимально возможной независимости инвалидов. С этой целью необходимо формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг, включающих вопросы медицинского, социального характера, образования и трудоустройства, с учетом потребности инвалидов.
В целях профилактики инвалидности необходимо формировать систему комплексной реабилитации и абилитации с учетом мероприятий для людей, еще не признанных инвалидами, но имеющих ограничения жизнедеятельности вследствие заболевания, травмы, возраста, включая систему ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, в том числе с ментальными нарушениями, а также систему раннего вмешательства для детей, перенесших тяжелые состояния перинатального периода либо тяжелые травмы.
Для применения инновационных методик по реабилитации и абилитации инвалидов необходимо обучить специалистов, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Также необходимо дооснащение организаций, оказывающих реабилитационные услуги, новым качественным оборудованием.