РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 марта 2016 года N 204-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ДО 2020 ГОДА
(в редакции распоряжений правительства Тульской области от 27.06.2016 N 501-р, от 16.12.2016 N 1082-р)
В соответствии со статьей 48 Устава (Основного Закона) Тульской области:
1. Утвердить Комплекс мер по модернизации системы дополнительного образования детей в Тульской области, в том числе организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, до 2020 года (приложение).
2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Первый заместитель Губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
Ю.М.АНДРИАНОВ
КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ДО 2020 ГОДА
(в редакции распоряжений правительства Тульской области от 27.06.2016 N 501-р, от 16.12.2016 N 1082-р)
Происходящие социально-экономические изменения в образовательной политике обусловили необходимость разработки Комплекса мер по модернизации системы дополнительного образования детей (далее - ДОД) в Тульской области, в том числе организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе ДОД, до 2020 года (далее - Комплекс мер).
Меры, принимаемые государством по развитию ДОД, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", которым Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75%.
Правовыми основами деятельности существующей сферы ДОД в Тульской области являются:
2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
4. План мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года N 167-р.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497.
7. Концепция развития ДОД, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р.
8. План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития ДОД, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года N 729-р.
9. План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации в Тульской области Концепции развития ДОД, утвержденный распоряжением правительства Тульской области от 27.08.2015 N 772-р.
12. Приказ министерства образования Тульской области от 24.08.2015 N 1881 "Об утверждении базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг и корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете нормативных затрат на оказание государственных услуг, включенных в ведомственный перечень государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями, подведомственными министерству образования Тульской области".
ДОД обладает следующими конкурентными преимуществами по отношению к общему образованию:
свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций;
широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей;
гибкостью (мобильностью) образовательных программ;
общественно значимой связью с практикой (социальной, профессиональной);
возможностями для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности;
возможностями межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов в сфере ДОД.
Перечисленные преимущества обуславливают значимость разработки Комплекса мер, интегрирующего ресурсы организаций ДОД сфер образования, культуры, спорта.
В Тульской области в 2016 году проживают более 163 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Дополнительное образование охватывает различные сферы деятельности и интересов (образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт) и реализуется:
в организациях дополнительного образования;
в школах и дошкольных организациях.
В 2016 году в регионе функционируют 134 организации ДОД различной ведомственной принадлежности, 124 из которых - муниципальные, 10 - государственные, в том числе:
в сфере образования - 76 организаций (в том числе 4 государственные);
в сфере культуры - 34 организации (в том числе 1 государственная);
в сфере спорта и молодежной политики - 24 организации (в том числе 5 государственных).
Более 60% организаций ДОД являются многопрофильными и представлены такими направлениями работы, как художественно-эстетическое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, научно-техническое, физкультурно-спортивное, спортивно-техническое, социально-педагогическое, культурологическое.
Анализ доли обучающихся в объединениях организаций дополнительного образования по различным направленностям выглядит следующим образом:
художественная - 45,3%;
физкультурно-спортивная - 41,3%;
туристско-краеведческая - 3,9%;
техническая и спортивно-техническая - 3,1%;
эколого-биологическая - 1,6%;
культурологическая - 0,8%;
другие - 26,3%.
Охват детей дополнительным образованием в организациях ДОД в 2016 году составил почти 91 тысячи детей (55,6% от числа обучающихся), что на 1,8% больше, чем в 2015 году.
Таким образом, сохраняется положительная динамика увеличения количества детей, получающих дополнительное образование в общеобразовательных организациях. Этому способствует, в том числе, процесс внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.
В Тульской области активно развивается система образовательных программ для детей младших возрастов на базе дошкольных образовательных организаций.
В 2014/2015 учебном году на базе детских садов дополнительным образованием были охвачены 19,1% от общего числа детей, посещающих дошкольные образовательные организации, в 2015/2016 учебном году - 20,4%.
В качестве одного из приоритетных направлений развития ДОД в Тульской области выбрано техническое. Реализация данного направления предусмотрена Планом мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации в Тульской области Концепции развития ДОД, утвержденным распоряжением правительства Тульской области от 27.08.2015 N 772-р. Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Тульской области "Центр дополнительного образования детей" определено в качестве пилотного по данному направлению.
В 24 организациях дополнительного образования функционируют 807 объединений технической направленности с общим охватом 2064 человека, в 153 общеобразовательных организациях - 418 объединений и кружков технической направленности с общим охватом 11734 человека.
Основными направлениями деятельности кружков и объединений являются:
программирование (705 кружков и объединений, в том числе в общеобразовательных организациях - 110, в организациях дополнительного образования - 595);
робототехника (47 кружков и объединений, в том числе в общеобразовательных организациях - 44, в организациях дополнительного образования - 3);
дизайн и компьютерная графика (48 кружков и объединений, в том числе в общеобразовательных организациях - 34, в организациях дополнительного образования - 14);
конструирование и моделирование (226 кружков и объединений, в том числе в общеобразовательных организациях - 50, в организациях дополнительного образования - 176);
иное техническое направление (199 кружков и объединений, в том числе в общеобразовательных организациях - 180, в организациях дополнительного образования - 19).
В образовательных организациях Тульской области работают 7 научных обществ учащихся по технической направленности, в которых состоят 442 обучающихся.
Министерством образования Тульской области, государственным образовательным учреждением дополнительного образования Тульской области "Центр дополнительного образования детей", региональной исследовательской лабораторией школьников и студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тульский государственный университет", государственным профессиональным образовательным учреждением Тульской области "Донской колледж информационных технологий" в период с 23 октября по 18 декабря 2015 года была проведена региональная олимпиада по робототехнике.
Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Тульской области "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области" (далее - ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО") разработаны и реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации: "Образовательная робототехника" (36 ч.), "Приоритеты развития качества ДОД" (72 ч.; 126 ч.).
Разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Веб-дизайн и веб-программирование" (36 ч.), разрабатывается программа "Интернет-технологии как неотъемлемая часть образовательного процесса" (16 ч.).
ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО" совместно с социальным партнером государственным автономным учреждением Тульской области "Центр информационных технологий" проводит акцию "Помоги в 1Т", которая предусматривает выезд сотрудников в специализированные организации и обучение детей возможностям программ MSWord, MS PowerPoint, MS Excel, а также основам безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С целью выявления и поддержки одаренных и талантливых детей организациями дополнительного образования Тульской области организованы проведение конкурсных мероприятий, олимпиад, соревнований, работа заочных школ различных направлений (творческая, эколого-биологическая, многопрофильная), в каникулярный период проводятся областные профильные лагеря, программы которых направлены на включение учащихся в социальное, экологическое проектирование и моделирование, проведение учебно-исследовательской деятельности, участие в экспедициях и полевых практикумах, творческих программах, приобретение туристических навыков, углубление знаний в области физики, математики, биологии, компьютерных технологий под руководством ведущих преподавателей школ и вузов.
Успешной самореализации детей и подростков способствует практика формирования и реализации Календаря областных массовых мероприятий для детей и молодежи Тульской области. Ежегодно формируется и реализовывается региональный межведомственный календарь значимых мероприятий (олимпиад, фестивалей, конкурсов, соревнований и др.) в сфере ДОД, куда включены мероприятия с учетом ресурсов организаций ДОД различной ведомственной принадлежности и разных форм собственности.
С 2015 года в Тульской области внедрена ежегодная рейтинговая система оценки деятельности организаций ДОД, направленная на выявление лучших практик, повышение престижа организаций дополнительного образования.
Создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы ДОД в Тульской области, обеспечивающих увеличение масштаба, качества и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения.
создание условий для эффективного использования ресурсов ДОД в интересах детей, семей, общества, государства;
развитие механизмов вовлечения детей в сферу ДОД и обеспечение доступности услуг ДОД независимо от места жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья;
создание социально-экономических условий для удовлетворения потребностей в интеллектуальном, духовном и физическом развитии детей, их профессионального самоопределения;