ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2017 года N 996
Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы *
(с изменениями на 15 октября 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 559 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.05.2018, N 0001201805070032);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 года N 1391 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.11.2018, N 0001201811230008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1615 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.12.2018, N 0001201812240021);
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2019 года N 562 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2019, N 0001201905080015);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2019 года N 1313 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.10.2019, N 0001201910150018);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2020 года N 782 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.06.2020, N 0001202006030001);
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2021 года N 1489 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.09.2021, N 0001202109130012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2022 года N 872 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.05.2022, N 0001202205210004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2023 года N 1614 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.10.2023, N 0001202310070001);
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2024 года N 1377 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.10.2024, № 0001202410160019).
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 29 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2022 года N 872. - См. предыдущую редакцию.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 мая 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2022 года N 872. - См. предыдущую редакцию)
2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти представлять в Правительство Российской Федерации ежегодно, до 25 марта года, следующего за отчетным, доклад о ходе реализации Программы, утвержденной настоящим постановлением.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2019 года N 562. - См. предыдущую редакцию)
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 сентября 2023 года N 1614. -
См. предыдущую редакцию)
Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы
(с изменениями на 15 октября 2024 года)
Наименование Программы | - | Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы |
Основание для разработки Программы | - | |
Государственный координатор Программы | - | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
Ответственные исполнители Программы | - | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, |
Соисполнители мероприятий Программы | - | Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, |
Головная научная организация Программы | - | федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" |
Цель Программы | - | обеспечение импортозамещения и повышение эффективности производства в сфере агропромышленного комплекса за счет разработки и внедрения отечественных инновационных технологий и достижений, повышения их конкурентоспособности на основе взаимодействия государства, науки и бизнеса для реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" |
Задачи Программы | - | обеспечение отраслей агропромышленного комплекса актуальными научными разработками и технологиями для повышения конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса согласно требованиям рынка; |
создание и внедрение отечественных технологий, обеспечивающих диагностику патогенов сельскохозяйственных растений; | ||
создание и внедрение отечественных технологий, обеспечивающих разработку, создание и производство современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и оборудования; | ||
Направления реализации Программы | - | создание и внедрение отечественных конкурентоспособных технологий по направлениям: |
Срок реализации Программы | - | 2017-2030 годы |
Подпрограммы Программы | - | подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации"; |
подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства масличных культур в Российской Федерации"; | ||
Объемы финансирования Программы | - | за счет средств федерального бюджета - 59071047,42 тыс. рублей (объем бюджетных ассигнований федерального бюджета будет уточнен при перераспределении средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", а также дополнительных доходов от агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, полученных вследствие реализации отдельных нормативных правовых актов и законодательных инициатив), в том числе: |
в 2018 году - 1298314,66 тыс. рублей; | ||
в том числе: | ||
в 2018 году - 284449,3 тыс. рублей; | ||
Источники финансирования Программы | - | Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники согласно приложению N 3 |
Целевые индикаторы Программы | - | 1. Объем привлеченных инвестиций в рамках реализации Программы: |
2. Доля использования отечественных селекционных и генетических разработок в общем объеме отраслевого рынка: | ||
а) в растениеводстве: | ||
доля семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции в общем объеме высева (посадок) семенного материала основных сельскохозяйственных культур на территории Российской Федерации к 2031 году - на уровне не менее 75 процентов, из них: | ||
доля посадочного материала сортов и клонов плодовых и ягодных культур, произведенных на территории Российской Федерации, в общей площади закладки плодовых и ягодных культур на территории Российской Федерации к 2031 году - 85 процентов; | ||
доля производства новых отечественных конкурентоспособных кроссов мясных кур в целях получения бройлеров в общем объеме произведенных на территории Российской Федерации кроссов мясных кур в целях получения бройлеров к 2031 году - 25 процентов; | ||
доля производства отечественного племенного крупного рогатого скота молочных пород в общем объеме приобретенного на территории Российской Федерации поголовья крупного рогатого скота молочных пород к 2031 году - 72,1 процента. | ||
в 2024 году - 21 единица; | ||
4. Общее количество сотрудников, работающих у заказчиков комплексных научно-технических проектов и участников комплексных научно-технических проектов по специальностям и направлениям подготовки, перечень которых определен государственным координатором Программы по соответствующим подпрограммам Программы, в рамках реализации Программы: | ||
в 2023 году - не менее 100 человек; | ||
Ожидаемый результат реализации Программы | - | снижение уровня импортозависимости и повышение эффективности производства в сельском хозяйстве Российской Федерации за счет: |
производства востребованного посадочного материала (виноградарство, питомниководство, садоводство (плодовые, ягодные культуры); |
1. В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" (далее - Доктрина), запланировано достижение к 2030 году обеспечения семенами основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции на уровне не менее 75 процентов.
В настоящее время фактические показатели далеки от своих целевых ориентиров, по предварительным оценкам показателей 2022 года, доля обеспеченности отечественными семенами составляет 60,3 процента, а по некоторым культурам находится на критически низких отметках.
В целях недопущения рисков, связанных с недостижением показателей Доктрины, необходимо принять меры по обеспечению импортозамещения иностранного семенного материала и пород племенного животноводства, увеличению посадочного материала (виноградарство, питомниководство, садоводство), увеличению конкурентоспособных аналогов и разработке новых кормовых добавок, а также лекарственных средств для ветеринарного применения. Также необходимо учитывать, что дальнейшее развитие агропромышленного комплекса возможно при условии бесперебойного обеспечения отрасли качественным сырьем и компонентами в необходимом объеме.
Стратегическое развитие напрямую связано с внедрением в агропромышленный комплекс конкурентоспособных отечественных разработок и технологий. Сельскохозяйственная наука активно занимается инновациями, однако существует потребность в усилении ее ориентации на актуальные запросы бизнеса и повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
В целях комплексного решения существующих проблем научного обеспечения сельского хозяйства необходимо создание условий для формирования научно-технических результатов, а также для их передачи в реальный сектор экономики.
2. Картофель традиционно является вторым по значимости продуктом растениеводства в Российской Федерации после зерновых культур. Несмотря на значительные объемы внутреннего производства товарного картофеля, доля семенного картофеля сортов отечественной селекции среди 10 лидирующих на российском рынке сортов в общем объеме производства картофеля достаточно низкая, а высокая доля посадочного материала иностранной селекции в общем объеме посадочного материала отражает прежде всего спрос сельскохозяйственных организаций на семенной картофель иностранной селекции. В Российской Федерации в настоящее время действуют 17 ведущих государственных селекционных учреждений и другие организации, в том числе высшие учебные заведения, которые осуществляют научные исследования по селекции картофеля. Семеноводством картофеля занимаются более 140 семеноводческих хозяйств.
Материально-техническая база большинства картофелеводческих селекционно-семеноводческих учреждений формировалась в 70-80 годах прошлого века и с тех пор обновилась незначительно. Информационные базы по селекции и семеноводству картофеля таких учреждений не соответствуют современным требованиям либо вовсе отсутствуют.
Отсутствие современной инфраструктуры и устаревшая материально-техническая база организаций, занимающихся селекцией и семеноводством картофеля, а также низкое качество производимого семенного картофеля сортов отечественной селекции являются главными причинами того, что они остаются невостребованными на внутреннем и внешнем рынках.
3. Сахарная свекла является одной из важнейших технических культур. Несмотря на успехи, достигнутые в развитии свеклосахарного подкомплекса, сохраняются технологические риски, вызванные отставанием в уровне научных исследований по проведению селекционных и семеноводческих разработок, что создает дополнительные угрозы импортной зависимости от иностранных поставщиков семян сахарной свеклы и стагнации дальнейшего развития сахарной промышленности. При этом наблюдается значительный объем внутреннего потребления семенного материала сахарной свеклы.
Высокая доля семян гибридов сахарной свеклы иностранной селекции на внутреннем рынке обусловлена отсутствием в период с 1998 по 2012 год необходимых организационно-экономических условий для формирования научно-производственной базы проведения научных исследований в области селекции и семеноводства сахарной свеклы и вывода на внутренний рынок новых конкурентоспособных семян гибридов сахарной свеклы отечественной селекции, низким уровнем государственной поддержки в этой области и отсутствием заинтересованности со стороны бизнеса в осуществлении инвестиций в этот сектор сельскохозяйственного производства.
Постоянное совершенствование гибридов сахарной свеклы иностранной селекции за счет передовых селекционных разработок, а также агрессивный маркетинг в сочетании с финансовыми возможностями и мощной рекламой значительно снижают конкурентоспособность гибридов сахарной свеклы отечественной селекции, что предопределило высокие риски зависимости российского свеклосахарного подкомплекса от импорта семян гибридов сахарной свеклы. Снижение такой зависимости является важным направлением, которое необходимо развивать для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
4. Птицеводство Российской Федерации занимает лидирующее положение среди других подотраслей животноводства, отмечается достаточно высокий уровень самообеспечения мясом птицы. Племенная база бройлерного птицеводства Российской Федерации представлена 36 стадами кур мясного направления продуктивности, и только на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Селекционно-генетический центр "Смена" сосредоточены исходные линии отечественного кросса мясных кур в целях получения бройлеров (далее - кросс мясных кур (бройлеров).
Деятельность функционирующих племенных птицеводческих заводов и репродукторов 1-го и 2-го порядка заключается в разведении родительских форм птицы иностранной селекции, получении финального гибрида кросса мясных кур (бройлеров) и последующей его передаче в промышленный сектор.
Важным приоритетом обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является сокращение зависимости от птицы иностранных кроссов мясных кур (бройлеров) за счет формирования отечественной стандартизированной системы получения и выращивания селекционного материала на каждом этапе воспроизводства родительских форм и продвижения на внутренний рынок отечественных кроссов мясных кур (бройлеров) с комплексным технологическим оснащением процесса их производства. Создание собственной племенной базы отечественных кроссов мясных кур (бройлеров) обеспечит стабильную ценовую политику и снизит риски монополизации подотрасли бройлерного птицеводства иностранными фирмами.
5. Животноводческие организации агропромышленного комплекса Российской Федерации не в полной мере обеспечены качественными объемистыми кормами и сбалансированными комбикормами. Текущее состояние кормовой базы животноводства не соответствует генетически обусловленному потенциалу имеющихся отечественных и импортных пород сельскохозяйственных животных и птицы.
Отмечается несбалансированность структуры производства зернофуража, выражающаяся в незначительной доле наиболее ценных кормовых культур - кукурузы и зернобобовых. При формировании основ для создания надежной кормовой базы следует ориентироваться на те культуры и сорта растений, которые наилучшим образом приспособлены к местным природным условиям. Также стоит задача повышения питательной ценности кормов и снижения себестоимости их производства.
Требуется целенаправленно осуществить поддержку производства необходимых для обеспечения продовольственной безопасности витаминов для сельскохозяйственных животных и птицы, используемых в качестве кормовых добавок, зависимость от импорта которых является критической.
6. Интенсивное развитие масложировой отрасли Российской Федерации происходит в результате продолжающегося роста потребности населения и перерабатывающей промышленности в высококачественных растительных маслах пищевого и технического направления использования. Сложившаяся ситуация в селекции и семеноводстве масличных культур влечет необходимость решения неотложной задачи по созданию и размножению новых сортов и гибридов масличных культур отечественной селекции в объеме, необходимом для обеспечения промышленного производства.
Снижение зависимости от семян гибридов масличных культур иностранной селекции за счет разработки и продвижения семян сортов и гибридов масличных культур отечественной селекции с комплексным технологическим оснащением процесса селекции и семеноводства, а также промышленного производства масличных культур является важным направлением, которое необходимо развивать для достижения целевых индикаторов Доктрины и наращивания экспорта масложировой продукции. Применение в качестве посевного материала семян сортов и гибридов подсолнечника, сои, рапса и льна масличного отечественной селекции с заданными хозяйственно ценными признаками позволит значительно снизить затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков масличных культур и сделать продукцию подотрасли более конкурентоспособной.
7. Производство говядины остается одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в животноводстве. На протяжении многих лет Российская Федерация ежегодно импортировала 340-260 тыс. тонн мяса крупного рогатого скота в охлажденном и замороженном виде из стран Южной Америки (Аргентины, Бразилии, Уругвая, Парагвая и других), а также Индии, Японии и других государств. Современное состояние отечественного производства говядины не соответствует требованиям Доктрины. Развитие отечественного мясного животноводства определяется необходимостью обеспечения снижения технологических рисков и повышения качества отечественной сельскохозяйственной продукции в подотрасли мясного животноводства за счет использования геномных и постгеномных технологий для ускоренной селекции крупного рогатого скота мясных пород.