Действующий

Об утверждении Программы развития инновационного территориального кластера медицинских и фармацевтических технологий Самарской области на 2015 - 2020 годы

Паспорт Программы

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

-

Программа развития инновационного территориального кластера медицинских и фармацевтических технологий Самарской области на 2015 - 2020 годы (далее - Кластер)

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

-

государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294;
федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 91;
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;
Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2580-р;
Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Правительством Российской Федерации от 24.04.2012 N 1853п-П8;
Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.10.2009 N 965;
Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129;
Соглашение о создании инновационного территориального Кластера медицинских и фармацевтических технологий Самарской области от 12.09.2014

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

-

цели Программы:
повышение конкурентоспособности экономики Самарской области посредством содействия развитию Кластера и организаций - участников Программы (далее - организации-участники), расширение географии присутствия Кластера и увеличение объемов продаж на внутреннем и внешнем рынках;
повышение эффективности системы здравоохранения и комплексный подход к решению проблем в здравоохранении за счет внедрения инновационных технологий.
Задачи Программы:
формирование условий для эффективного организационного развития Кластера, включая обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера;
повышение доли инновационной продукции собственного производства, выполненных организациями - участниками инновационных работ и услуг, в том числе за счет развития сектора исследований и разработок, кооперации в научно-технической сфере;
содействие повышению обеспеченности Кластера объектами инновационной, образовательной, транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктур;
содействие модернизации и развитию производств, способных обеспечить мировой уровень конкурентоспособности продукции организаций-участников;
повышение обеспеченности организаций-участников необходимыми для реализации проектов Кластера компетенциями, развитие кадрового потенциала организаций-участников, включая развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, медицинских и фармацевтических (включая смежные сферы), управленческих кадров;
содействие развитию научно-исследовательской и материально-технической базы организаций-участников;
создание условий для эффективной реализации проектов Кластера (в том числе работ и проектов в сфере научных исследований и разработок), выполняемых организациями-участниками в кооперации, включая реализацию проектов совместно с зарубежными партнерами;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства в сфере практического применения биомедицинских технологий для развития новых производств по выпуску медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, лекарственных субстанций и препаратов и в других сферах экономики Самарской области;
развитие международной кооперации в сфере научной и практической медицины и фармации, направленной на повышение эффективности реализации проектов Кластера;
расширение рынков сбыта продукции организаций-участников;
стимулирование инвестиционной деятельности организаций-участников для развития производственного потенциала и производственной кооперации;
содействие реализации кластерных инициатив, проектов Кластера, направленных на повышение конкурентоспособности и рост эффективности взаимодействия организаций-участников;
увеличение в системе здравоохранения практики применения (доли) инновационных технологий, обеспечивающих предупреждение, эффективную диагностику и лечение заболеваний, а также реабилитацию пациентов;
повышение эффективности и снижение издержек при оказании медицинской помощи пациентам, а также повышение доступности медицинской помощи, в том числе и высокотехнологичной, для населения, проживающего вдали от центров оказания высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи;
повышение конкурентоспособности и доходности предприятий Самарской области, занятых в сфере разработки и внедрения передовых медицинских технологий и производства медицинского оборудования, диагностических и лекарственных средств, изделий медицинского назначения

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

сроки реализации Программы:
2015 - 2020 годы.
Программа реализуется в три этапа:
I этап - 2015 год;
II этап - 2016 год;
III этап - 2017 - 2020 годы

ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

рост количества организаций-участников Кластера;
рост численности персонала организаций-участников Кластера;
рост выработки на одного работника в среднем по организациям-участникам;
рост средней заработной платы работников организаций-участников Кластера;
рост объема отгруженной организациями-участниками инновационной продукции собственного производства, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, в общем объеме отгрузки;
рост совокупной выручки организаций-участников от продаж продукции на внутреннем и внешнем рынках;
численность работников организаций-участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования, в том числе в области управления инновационной деятельностью

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

-

общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 5,234 млн. рублей, в том числе:
в 2015 году - 4,634 млн. рублей;
в 2016 году - 0,2 млн. рублей;
в 2017 году - 0,2 млн. рублей;
в 2018 - 2020 годах - 0,2 млн. рублей. <1>
Указанные положения не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета. Расходные обязательства Самарской области по финансированию Программы возникают по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Общий объем финансирования мероприятий Программы за счет планируемых к предоставлению в областной бюджет средств федерального бюджета составляет 5 493,569 млн. рублей, в том числе:
в 2015 году - 1 365,678 млн. рублей;
в 2016 году - 1 046,897 млн. рублей;
в 2017 году - 1 339,897 млн. рублей;
в 2018 - 2020 годах - 1 741,097 млн. рублей.
Средства федерального бюджета приводятся справочно и не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета.
Ресурсное обеспечение за счет средств федерального бюджета предполагается за счет средств государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 305, и государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

комплексный показатель эффективности реализации Программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

управление реализацией Программы осуществляется министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области

ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ

-

министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области;
департамент информационных технологий и связи Самарской области;
министерство промышленности и технологий Самарской области;
министерство здравоохранения Самарской области;
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - СамГМУ) (по согласованию)

--------------------------------


<1> Ресурсное обеспечение за счет средств областного бюджета на 2020 год предусматривается отдельным актом Правительства Самарской области.

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Правительство Российской Федерации уделяет приоритетное и системное внимание инновационному вектору развития отечественной экономики, во многом реализуемому на основе кластерного принципа развития, объединяющего всех участников процесса (органы власти, бизнес-структуры, организации науки и образования, инновационные и инвестиционные институты развития), с целью усиления конкурентоспособности регионов и страны в целом. В частности, кластерный подход был определен как приоритетный в Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.10.2009 N 965. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в рамках отраслевой федеральной целевой программы (далее - ФЦП) "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 91, делает акцент на формировании и развитии центров компетенций (научных исследовательских центров) как точек роста в индустриальных высокотехнологичных секторах экономики, к которым относится медицинская и фармацевтическая промышленность. В рамках реализации указанной ФЦП планируется поддерживать до 20 центров по разработке инновационных лекарственных средств и медицинских изделий на базе региональных ведущих вузов и научных центров, что в итоге приведет к получению наукоемкой продукции на глобально конкурентоспособном уровне, а также отзовется мультипликативным эффектом в смежных научных и производственных сферах. Важным социальным результатом видится принципиальное повышение качества (и доступности) медицинской и фармацевтической помощи населению.

Та же идеология (кластерный подход в развитии экономики и создание национальных центров компетенций) заложена и еще в ряде принятых на государственном уровне программ и стратегий развития:

государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294;

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;

Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2580-р;

Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Правительством Российской Федерации от 24.04.2012 N 1853п-П8.

Кластерный подход в развитии экономики регионов на протяжении последних 5 - 10 лет практикуется и в Самарской области. На сегодняшний день в соответствии с принятой Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года успешно развиваются кластеры в области автомобилестроения, нефтедобывающей и нефтехимической отрасли, аэрокосмический кластер. При этом процесс кластеризации продолжается, и сейчас активно формируются новые инновационные территориальные кластеры: медицинских и фармацевтических технологий, аграрный, биотехнологический, туристско-рекреационный, химический.

То, что данный подход уже на сегодняшний день как на федеральном, так и на уровне региона (регионов) вполне себя оправдывает, подтверждается положительной динамикой в плане структурности и планомерности развития индустриального сектора экономики, привлечения инвестиций, позиций отечественных производителей на российском и зарубежных рынках, конкурентоспособной в ряде случаев - импортозамещающей продукцией медицинского и фармацевтического назначения.

В частности, на начало 2014 года созданные отечественные биомедицинские и фармацевтические кластеры сумели привлечь в Россию более 50% всех инвестиций в области медицинских изделий и фармацевтики. Примерами крупных инвестпроектов, реализуемых учредителями Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров, являются строительство фармпроизводств такими компаниями, как АстраЗенека, Новартис, Штада, Берлин-Хеми, Дженерал Электрик, создание посевных инвестпроектов с Джонсон&Джонсон, крупные научно-исследовательские проекты с Эбботт, трансфер технологий и создание лабораторий компании Пфайзер. Российские компании, такие как Биокад, Акрихин, Сотекс, Герофарм, Ниармедик Плюс и Мир-Фарм, открыли свои новые научно-исследовательские лаборатории и производства в технопарках и бизнес-инкубаторах фармацевтических и биомедицинских кластеров Санкт-Петербурга, Калужской и Московской областей и др.

В плане укрепления материально-технической базы научно-образовательных учреждений (в качестве центров компетенций, а в ряде случаев - якорных организаций кластеров) в рамках ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 91, строятся новые корпуса Московского физико-технического института, Казанского и Уральского федеральных университетов, Волгоградского медицинского университета, реконструируются лаборатории Санкт-Петербургской химико-технологической академии.

Следует отметить, что уже налажено и продолжает развиваться межкластерное взаимодействие в сфере медицинской и фармацевтической науки и практики. И в этой связи необходимо, характеризуя современную ситуацию, остановиться на ряде сформировавшихся и эффективно функционирующих объединений (союзах, ассоциациях) в обсуждаемом секторе, что служит ориентиром (в какой-то мере "системой координат") для формирующихся инновационных территориальных медицинских и фармацевтических кластеров.

В ходе XIII Инновационного форума "Innovus" в г. Томске в 2010 году состоялось подписание меморандума о создании межрегиональной "Ассоциации инновационных регионов России" (далее - АИРР). Цель АИРР - содействие эффективному инновационному развитию регионов-участников, построенное на признании сложившихся различных моделей научно-технического роста регионов. Деятельность АИРР во многом сосредоточена на отработке государственных механизмов региональной поддержки, а также способствует продвижению совместных инновационных, экономических, научно-технических и образовательных проектов в органах государственной власти Российской Федерации, совместному поиску инвесторов. Регионы, представленные соответствующими организациями, входящими в состав АИРР, участвуют в формировании направлений и содержания деятельности с целью развития инноваций на всероссийском уровне.

Другим ярким примером интегративных процессов может служить некоммерческое партнерство "Медико-фармацевтические проекты. XXI век", которое учреждено в 2011 году как первый этап создания саморегулируемой организации в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств и медицинской техники. Сейчас в состав партнерства входят порядка двадцати крупных отечественных и зарубежных организаций, представляющих все направления рынка от идеи до производства.

2. Основные положения Программы


2.1. Основными (стратегическими) целями Программы являются:

повышение конкурентоспособности экономики Самарской области посредством содействия развитию Кластера и организаций - участников Программы (далее - организации-участники), расширение географии присутствия Кластера и увеличение объемов продаж на внутреннем и внешнем рынках;

повышение эффективности системы здравоохранения и комплексный подход к решению проблем в здравоохранении за счет внедрения инновационных технологий.

Большое значение придается развитию малого и среднего бизнеса, в том числе малых инновационных предприятий, как механизма наиболее эффективного взаимодействия науки и индустрии в условиях рыночной системы.

Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить решение следующих задач: