НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ | - | Программа развития инновационного территориального кластера медицинских и фармацевтических технологий Самарской области на 2015 - 2020 годы (далее - Кластер) |
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ | - | государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294; |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | - | цели Программы: |
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | сроки реализации Программы: |
ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | рост количества организаций-участников Кластера; |
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ | - | общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 5,234 млн. рублей, в том числе: |
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | комплексный показатель эффективности реализации Программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации |
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | управление реализацией Программы осуществляется министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ | - | министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области; |
--------------------------------
<1> Ресурсное обеспечение за счет средств областного бюджета на 2020 год предусматривается отдельным актом Правительства Самарской области.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Правительство Российской Федерации уделяет приоритетное и системное внимание инновационному вектору развития отечественной экономики, во многом реализуемому на основе кластерного принципа развития, объединяющего всех участников процесса (органы власти, бизнес-структуры, организации науки и образования, инновационные и инвестиционные институты развития), с целью усиления конкурентоспособности регионов и страны в целом. В частности, кластерный подход был определен как приоритетный в Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.10.2009 N 965. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в рамках отраслевой федеральной целевой программы (далее - ФЦП) "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 91, делает акцент на формировании и развитии центров компетенций (научных исследовательских центров) как точек роста в индустриальных высокотехнологичных секторах экономики, к которым относится медицинская и фармацевтическая промышленность. В рамках реализации указанной ФЦП планируется поддерживать до 20 центров по разработке инновационных лекарственных средств и медицинских изделий на базе региональных ведущих вузов и научных центров, что в итоге приведет к получению наукоемкой продукции на глобально конкурентоспособном уровне, а также отзовется мультипликативным эффектом в смежных научных и производственных сферах. Важным социальным результатом видится принципиальное повышение качества (и доступности) медицинской и фармацевтической помощи населению.
Та же идеология (кластерный подход в развитии экономики и создание национальных центров компетенций) заложена и еще в ряде принятых на государственном уровне программ и стратегий развития:
государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294;
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;
Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2580-р;
Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Правительством Российской Федерации от 24.04.2012 N 1853п-П8.
Кластерный подход в развитии экономики регионов на протяжении последних 5 - 10 лет практикуется и в Самарской области. На сегодняшний день в соответствии с принятой Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года успешно развиваются кластеры в области автомобилестроения, нефтедобывающей и нефтехимической отрасли, аэрокосмический кластер. При этом процесс кластеризации продолжается, и сейчас активно формируются новые инновационные территориальные кластеры: медицинских и фармацевтических технологий, аграрный, биотехнологический, туристско-рекреационный, химический.
То, что данный подход уже на сегодняшний день как на федеральном, так и на уровне региона (регионов) вполне себя оправдывает, подтверждается положительной динамикой в плане структурности и планомерности развития индустриального сектора экономики, привлечения инвестиций, позиций отечественных производителей на российском и зарубежных рынках, конкурентоспособной в ряде случаев - импортозамещающей продукцией медицинского и фармацевтического назначения.
В частности, на начало 2014 года созданные отечественные биомедицинские и фармацевтические кластеры сумели привлечь в Россию более 50% всех инвестиций в области медицинских изделий и фармацевтики. Примерами крупных инвестпроектов, реализуемых учредителями Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров, являются строительство фармпроизводств такими компаниями, как АстраЗенека, Новартис, Штада, Берлин-Хеми, Дженерал Электрик, создание посевных инвестпроектов с Джонсон&Джонсон, крупные научно-исследовательские проекты с Эбботт, трансфер технологий и создание лабораторий компании Пфайзер. Российские компании, такие как Биокад, Акрихин, Сотекс, Герофарм, Ниармедик Плюс и Мир-Фарм, открыли свои новые научно-исследовательские лаборатории и производства в технопарках и бизнес-инкубаторах фармацевтических и биомедицинских кластеров Санкт-Петербурга, Калужской и Московской областей и др.
В плане укрепления материально-технической базы научно-образовательных учреждений (в качестве центров компетенций, а в ряде случаев - якорных организаций кластеров) в рамках ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 91, строятся новые корпуса Московского физико-технического института, Казанского и Уральского федеральных университетов, Волгоградского медицинского университета, реконструируются лаборатории Санкт-Петербургской химико-технологической академии.
Следует отметить, что уже налажено и продолжает развиваться межкластерное взаимодействие в сфере медицинской и фармацевтической науки и практики. И в этой связи необходимо, характеризуя современную ситуацию, остановиться на ряде сформировавшихся и эффективно функционирующих объединений (союзах, ассоциациях) в обсуждаемом секторе, что служит ориентиром (в какой-то мере "системой координат") для формирующихся инновационных территориальных медицинских и фармацевтических кластеров.
В ходе XIII Инновационного форума "Innovus" в г. Томске в 2010 году состоялось подписание меморандума о создании межрегиональной "Ассоциации инновационных регионов России" (далее - АИРР). Цель АИРР - содействие эффективному инновационному развитию регионов-участников, построенное на признании сложившихся различных моделей научно-технического роста регионов. Деятельность АИРР во многом сосредоточена на отработке государственных механизмов региональной поддержки, а также способствует продвижению совместных инновационных, экономических, научно-технических и образовательных проектов в органах государственной власти Российской Федерации, совместному поиску инвесторов. Регионы, представленные соответствующими организациями, входящими в состав АИРР, участвуют в формировании направлений и содержания деятельности с целью развития инноваций на всероссийском уровне.
Другим ярким примером интегративных процессов может служить некоммерческое партнерство "Медико-фармацевтические проекты. XXI век", которое учреждено в 2011 году как первый этап создания саморегулируемой организации в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств и медицинской техники. Сейчас в состав партнерства входят порядка двадцати крупных отечественных и зарубежных организаций, представляющих все направления рынка от идеи до производства.
2. Основные положения Программы
2.1. Основными (стратегическими) целями Программы являются:
повышение конкурентоспособности экономики Самарской области посредством содействия развитию Кластера и организаций - участников Программы (далее - организации-участники), расширение географии присутствия Кластера и увеличение объемов продаж на внутреннем и внешнем рынках;
повышение эффективности системы здравоохранения и комплексный подход к решению проблем в здравоохранении за счет внедрения инновационных технологий.
Большое значение придается развитию малого и среднего бизнеса, в том числе малых инновационных предприятий, как механизма наиболее эффективного взаимодействия науки и индустрии в условиях рыночной системы.
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить решение следующих задач: