ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2016 года N 152

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции Постановлений Правительства Самарской области от 15.04.2016 N 177, от 17.06.2016 N 314, от 05.07.2016 N 344, от 17.08.2016 N 467, от 21.10.2016 N 601, от 16.11.2016 N 648, от 07.12.2016 N 709, от 12.12.2016 N 722, от 30.05.2018 N 298)


В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 "О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Самарской области постановляет:

1. Установить, что в целях обеспечения исполнения дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, к расходным обязательствам Самарской области относится реализация в 2016 году за счет средств областного бюджета следующих мероприятий:

опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников;

возмещение работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций: в течение срока, не превышающего 6 месяцев, - при условии принятия таких работников на постоянную работу; в течение срока, не превышающего 3 месяцев, - при условии принятия таких работников на временную работу;

обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Самарской области, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат.

2. Утвердить прилагаемые:

Программу дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, на 2016 год;

Порядок предоставления в 2016 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат на организацию опережающего профессионального обучения и стажировки (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников;

Порядок предоставления в 2016 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций: в течение срока, не превышающего 6 месяцев, - при условии принятия таких работников на постоянную работу; в течение срока, не превышающего 3 месяцев, - при условии принятия таких работников на временную работу;

Порядок предоставления в 2016 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат на оплату труда в период временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

Порядок предоставления в 2016 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.

3. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие на основании настоящего Постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в соответствии с действующим законодательством в областной бюджет средств федерального бюджета, в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области на 2016 год.

4. Определить министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на осуществление взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.

5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области.

6. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ



Утверждена
Постановлением
Правительства Самарской области
от 31 марта 2016 года N 152

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, НА 2016 ГОД (далее - Программа)

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 15.04.2016 N 177, от 17.06.2016 N 314, от 17.08.2016 N 467, от 21.10.2016 N 601, от 07.12.2016 N 709, от 12.12.2016 N 722)


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

-

Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, на 2016 год

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

-

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 "О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ

-

министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области (далее - министерство)

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ

-

перечень поручений по стабилизации социально-экономического положения и внутриполитической ситуации в г. Тольятти, утвержденный полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Бабичем М.В. от 10.02.2016 N А53-843пр;

поручение Губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина от 25.12.2015 N 1-11/1794

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

-

министерство

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

-

улучшение ситуации в сфере занятости населения, снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и напряженности на рынке труда Самарской области

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

-

повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности на рынке труда работников организаций;

стимулирование сохранения и создания рабочих мест для работников организаций, предупреждение значительного роста безработицы в Самарской области;

обеспечение занятости работников организаций

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

-

опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников (далее - опережающее обучение и (или) стажировка);

возмещение работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций: в течение срока, не превышающего 6 месяцев, - при условии принятия таких работников на постоянную работу; в течение срока, не превышающего 3 месяцев, - при условии принятия таких работников на временную работу (далее - трудоустройство на постоянную и временную работу);

обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) (далее - временная занятость);

возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество (далее - трудоустройство инвалидов)

ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ПРОГРАММЫ

-

численность участников мероприятия по опережающему обучению и (или) стажировке - 1500 человек;

численность участников мероприятия по трудоустройству на постоянную и временную работу - 500 человек;

численность участников мероприятия по временной занятости - 27650 человек;

численность участников мероприятия по трудоустройству инвалидов - 30 человек;

численность работников, находящихся под риском увольнения, - 44674 человека на конец года;
уровень регистрируемой безработицы - 1,56%;
коэффициент напряженности на рынке труда - 1,09

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 17.06.2016 N 314, от 17.08.2016 N 467)

ПОДПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

-

отсутствуют

ИНЫЕ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ

-

отсутствуют

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

2016 год.

Программа реализуется в один этап

ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПРОГРАММЫ

-

общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 458111,3 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда) - 289068,3 тыс. рублей (63,1% от общего объема финансирования мероприятий Программы);

средства областного бюджета, за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, - 169043,0 тыс. рублей (36,9% от общего объема финансирования мероприятий Программы)

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 17.06.2016 N 314, от 17.08.2016 N 467, от 07.12.2016 N 709)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

расширение возможностей трудоустройства; снижение риска невостребованности работников организаций;

расширение возможности занятости инвалидов;

поддержка предприятий, реализующих программы развития организации, в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала.


 1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Программы, анализ рисков реализации Программы


В связи с неравномерной динамикой развития различных сфер экономики региона сфера занятости и рынок труда Самарской области также находятся под риском негативных изменений.

По последним данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, в среднем в 2015 году в регионе наблюдался высокий уровень занятости и низкий уровень безработицы. Уровень занятости составил 68,6% и превысил средний показатель по Приволжскому федеральному округу (65,6%). Уровень общей безработицы составил 3,4%. По этому показателю регион занял лидирующее 1-е место среди субъектов Приволжского федерального округа (в среднем - 4,8%).

Вместе с тем в среднем за 2015 год по сравнению с 2014 годом численность занятых уменьшилась на 6,8 тыс. человек с 1704,8 тыс. человек до 1698 тыс. человек, а общая численность безработных граждан (по методологии Международной организации труда) составила 60,1 тыс. человек, увеличившись на 13%.

В 2015 году динамика приема и выбытия работников имела суженный характер - превышение численности выбывших работников по сравнению с принятыми составило: в I квартале - 2,1 тыс. человек, во II квартале - 10,4 тыс. человек, в III квартале - 5,3 тыс. человек, в IV квартале - 15,5 тыс. человек.

Кроме того, отмечалась тенденция роста скрытой безработицы (численность работников, занятых на условиях неполного рабочего времени; находящихся в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника; находящихся в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника) - с 96,1 тыс. человек в I квартале до 139,1 тыс. человек в IV квартале 2015 года.

Продолжается сокращение трудовых ресурсов области из-за снижения численности граждан трудоспособного возраста.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, естественная убыль населения области в 2015 году сократилась на 15,6% относительно 2014 года и составила 4,7 тыс. человек.

Уменьшение трудовых ресурсов вследствие демографических процессов компенсировалось до последнего времени высоким уровнем экономической активности населения региона и привлечением иностранной рабочей силы.

Однако в прошлом году сложилась миграционная убыль населения в количестве 2,1 тыс. человек, связанная с увеличением миграционного оттока граждан за счет обмена населением с другими регионами России, а также с сокращением положительного сальдо миграции в обмене населением со странами СНГ.

В 2015 году удельный вес убыточных организаций по сравнению с предыдущим годом увеличился на 4,2 процентных пункта.

Эта тенденция может способствовать росту численности высвобождаемых работников, так как одним из методов сокращения издержек бизнеса является оптимизация численности персонала.

Регистрируемый рынок труда в 2015 году характеризовался также отрицательной динамикой.

В январе - декабре 2015 года за содействием в поиске подходящей работы в службу занятости населения Самарской области обратилось 74,1 тыс. человек, что на 4,4 тыс. человек больше, чем в аналогичный период 2014 года. Число граждан, признанных безработными, составило 41,7 тыс. человек. Следует отметить, что реализация в 2015 году Программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, на 2015 год (далее - ПДМ-2015) с участием 17,6 тыс. человек позволила увеличить число признанных безработными граждан всего лишь на 4,4 тыс. человек в 2015 году в сравнении с 2014 годом.

Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 31.12.2015 составил 1,3%, что на 0,3 процентных пункта больше по сравнению с уровнем регистрируемой безработицы по состоянию на конец декабря 2014 года.

По уровню зарегистрированной безработицы по состоянию на 31.12.2015 Самарская область находилась на 10 месте с наименьшими значениями среди субъектов Приволжского федерального округа (в среднем по Приволжскому федеральному округу - 1,1%) и на 41 месте среди субъектов Российской Федерации (в среднем по Российской Федерации - 1,3%).

Отмечается тенденция снижения количества заявленных работодателями вакансий: в январе - декабре 2015 года работодателями в службу занятости населения заявлено 128,1 тыс. вакансий против 160,3 тыс. вакансий в январе - декабре 2014 года.

Уменьшается и количество открытых вакансий, имеющихся в распоряжении службы занятости: по состоянию на 31.12.2015 центры занятости населения области располагали 28,9 тыс. вакансий, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года их количество уменьшилось на 0,2 тыс. единиц.

Сохраняется территориальное и профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы.

Количественный дефицит рабочей силы проявляется в городах, где в конце декабря 2015 года на одного незанятого гражданина имелось 1,5 вакансии; в муниципальных районах, напротив, на одну вакансию претендовали 2,9 человека.

Профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы характеризует соотношение состава безработных и структуры вакансий: если по профессиям служащих в конце декабря 2015 года спрос на рабочую силу соответствовал предложению (имелась 1 вакансия на 1 безработного), то по рабочим специальностям предложение вакансий в 1,6 раза превышало спрос на них (16 вакансий на 10 безработных).

В общем количестве открытых по состоянию на 31.12.2015 вакансий по сравнению с концом декабря 2014 года уменьшилась доля вакансий по рабочим специальностям - с 74,1% до 68,3% и увеличилась доля вакансий по профессиям служащих - с 25,9% до 31,7%. Аналогичная тенденция наблюдается в составе безработных граждан: в общем их объеме доля рабочих уменьшилась за год с 56,2% до 55,3%, а доля служащих увеличилась с 40,2% до 40,6% - это объясняется тем, что работодатели стали уделять больше внимания оптимизации административно-управленческого аппарата, что отразилось на составе безработных граждан.

В конце декабря 2015 года наибольшая потребность ощущалась в квалифицированных работниках сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства - имелось 10 вакансий на одного безработного, в группах квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр - 1,6 вакансии на одного безработного, в группе специалистов среднего уровня квалификации - 1,9 вакансии на одного безработного.

Максимальная нагрузка безработных на 10 рабочих мест сложилась в группе служащих, занятых подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием, - 55 человек, а также руководителей органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий, - 15 человек.

Одной из причин, влияющих на сохранение уровня безработицы, является низкий уровень заработной платы по заявленным вакансиям - в январе - декабре 2015 года он составил 13,6 тыс. рублей, что в 2 раза ниже номинальной начисленной средней заработной платы одного работника по Самарской области (в январе - декабре 2015 года - 27,2 тыс. рублей).

Растет напряженность на рынке труда региона: по состоянию на 31.12.2015 в Самарской области на 100 рабочих мест претендовало 85 человек, не занятых трудовой деятельностью, что выше, чем в конце декабря 2014 года - 66 человек.

По коэффициенту напряженности по состоянию на 31.12.2015 Самарская область находилась на 7 месте с наименьшими значениями среди субъектов Приволжского федерального округа (в среднем по Приволжскому федеральному округу - 1,0) и на 30 месте среди субъектов Российской Федерации (в среднем по Российской Федерации - 1,0).

С учетом темпов развития экономики Самарской области одним из рисков 2015 - 2016 годов является рост напряженности на рынке труда региона.

Среднесписочная численность работников организаций Самарской области (без внешних совместителей) в целом по области в январе - декабре 2015 года сократилась против соответствующего периода предыдущего года на 1,5%, в том числе произошло значительное снижение численности работников организаций обрабатывающих производств - на 5,9%, из них занятых в производстве транспортных средств и оборудования - на 6,6%.

По итогам 2015 года индекс промышленного производства в целом по области составил 99,2% к уровню 2014 года, в том числе в обрабатывающих производствах - 95,7%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»