ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 года N 152
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции Постановлений Правительства Самарской области от 15.04.2016 N 177, от 17.06.2016 N 314, от 05.07.2016 N 344, от 17.08.2016 N 467, от 21.10.2016 N 601, от 16.11.2016 N 648, от 07.12.2016 N 709, от 12.12.2016 N 722, от 30.05.2018 N 298)
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 "О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Самарской области постановляет:
1. Установить, что в целях обеспечения исполнения дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, к расходным обязательствам Самарской области относится реализация в 2016 году за счет средств областного бюджета следующих мероприятий:
опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников;
возмещение работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций: в течение срока, не превышающего 6 месяцев, - при условии принятия таких работников на постоянную работу; в течение срока, не превышающего 3 месяцев, - при условии принятия таких работников на временную работу;
обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.
Финансовое обеспечение расходных обязательств Самарской области, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат.
2. Утвердить прилагаемые:
Программу дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, на 2016 год;
Порядок предоставления в 2016 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат на организацию опережающего профессионального обучения и стажировки (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников;
Порядок предоставления в 2016 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций: в течение срока, не превышающего 6 месяцев, - при условии принятия таких работников на постоянную работу; в течение срока, не превышающего 3 месяцев, - при условии принятия таких работников на временную работу;
Порядок предоставления в 2016 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат на оплату труда в период временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
Порядок предоставления в 2016 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.
3. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие на основании настоящего Постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в соответствии с действующим законодательством в областной бюджет средств федерального бюджета, в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области на 2016 год.
4. Определить министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на осуществление взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области.
6. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, НА 2016 ГОД (далее - Программа)
(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 15.04.2016 N 177, от 17.06.2016 N 314, от 17.08.2016 N 467, от 21.10.2016 N 601, от 07.12.2016 N 709, от 12.12.2016 N 722)
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ | - | Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, на 2016 год |
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ | - | Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ | - | министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области (далее - министерство) |
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ | - | перечень поручений по стабилизации социально-экономического положения и внутриполитической ситуации в г. Тольятти, утвержденный полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Бабичем М.В. от 10.02.2016 N А53-843пр; поручение Губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина от 25.12.2015 N 1-11/1794 |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ | - | министерство |
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ | - | улучшение ситуации в сфере занятости населения, снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и напряженности на рынке труда Самарской области |
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | - | повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности на рынке труда работников организаций; стимулирование сохранения и создания рабочих мест для работников организаций, предупреждение значительного роста безработицы в Самарской области; обеспечение занятости работников организаций |
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ | - | опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников (далее - опережающее обучение и (или) стажировка); возмещение работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций: в течение срока, не превышающего 6 месяцев, - при условии принятия таких работников на постоянную работу; в течение срока, не превышающего 3 месяцев, - при условии принятия таких работников на временную работу (далее - трудоустройство на постоянную и временную работу); обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) (далее - временная занятость); возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество (далее - трудоустройство инвалидов) |
ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ПРОГРАММЫ | - | численность участников мероприятия по опережающему обучению и (или) стажировке - 1500 человек; численность участников мероприятия по трудоустройству на постоянную и временную работу - 500 человек; численность участников мероприятия по временной занятости - 27650 человек; численность участников мероприятия по трудоустройству инвалидов - 30 человек; численность работников, находящихся под риском увольнения, - 44674 человека на конец года; |
(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 17.06.2016 N 314, от 17.08.2016 N 467) | ||
ПОДПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ | - | отсутствуют |
ИНЫЕ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ | - | отсутствуют |
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | 2016 год. Программа реализуется в один этап |
ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПРОГРАММЫ | - | общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 458111,3 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда) - 289068,3 тыс. рублей (63,1% от общего объема финансирования мероприятий Программы); средства областного бюджета, за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, - 169043,0 тыс. рублей (36,9% от общего объема финансирования мероприятий Программы) |
(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 17.06.2016 N 314, от 17.08.2016 N 467, от 07.12.2016 N 709) | ||
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | расширение возможностей трудоустройства; снижение риска невостребованности работников организаций; расширение возможности занятости инвалидов; поддержка предприятий, реализующих программы развития организации, в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала. |
В связи с неравномерной динамикой развития различных сфер экономики региона сфера занятости и рынок труда Самарской области также находятся под риском негативных изменений.
По последним данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, в среднем в 2015 году в регионе наблюдался высокий уровень занятости и низкий уровень безработицы. Уровень занятости составил 68,6% и превысил средний показатель по Приволжскому федеральному округу (65,6%). Уровень общей безработицы составил 3,4%. По этому показателю регион занял лидирующее 1-е место среди субъектов Приволжского федерального округа (в среднем - 4,8%).
Вместе с тем в среднем за 2015 год по сравнению с 2014 годом численность занятых уменьшилась на 6,8 тыс. человек с 1704,8 тыс. человек до 1698 тыс. человек, а общая численность безработных граждан (по методологии Международной организации труда) составила 60,1 тыс. человек, увеличившись на 13%.
В 2015 году динамика приема и выбытия работников имела суженный характер - превышение численности выбывших работников по сравнению с принятыми составило: в I квартале - 2,1 тыс. человек, во II квартале - 10,4 тыс. человек, в III квартале - 5,3 тыс. человек, в IV квартале - 15,5 тыс. человек.
Кроме того, отмечалась тенденция роста скрытой безработицы (численность работников, занятых на условиях неполного рабочего времени; находящихся в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника; находящихся в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника) - с 96,1 тыс. человек в I квартале до 139,1 тыс. человек в IV квартале 2015 года.
Продолжается сокращение трудовых ресурсов области из-за снижения численности граждан трудоспособного возраста.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, естественная убыль населения области в 2015 году сократилась на 15,6% относительно 2014 года и составила 4,7 тыс. человек.
Уменьшение трудовых ресурсов вследствие демографических процессов компенсировалось до последнего времени высоким уровнем экономической активности населения региона и привлечением иностранной рабочей силы.
Однако в прошлом году сложилась миграционная убыль населения в количестве 2,1 тыс. человек, связанная с увеличением миграционного оттока граждан за счет обмена населением с другими регионами России, а также с сокращением положительного сальдо миграции в обмене населением со странами СНГ.
В 2015 году удельный вес убыточных организаций по сравнению с предыдущим годом увеличился на 4,2 процентных пункта.
Эта тенденция может способствовать росту численности высвобождаемых работников, так как одним из методов сокращения издержек бизнеса является оптимизация численности персонала.
Регистрируемый рынок труда в 2015 году характеризовался также отрицательной динамикой.
В январе - декабре 2015 года за содействием в поиске подходящей работы в службу занятости населения Самарской области обратилось 74,1 тыс. человек, что на 4,4 тыс. человек больше, чем в аналогичный период 2014 года. Число граждан, признанных безработными, составило 41,7 тыс. человек. Следует отметить, что реализация в 2015 году Программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, на 2015 год (далее - ПДМ-2015) с участием 17,6 тыс. человек позволила увеличить число признанных безработными граждан всего лишь на 4,4 тыс. человек в 2015 году в сравнении с 2014 годом.
Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 31.12.2015 составил 1,3%, что на 0,3 процентных пункта больше по сравнению с уровнем регистрируемой безработицы по состоянию на конец декабря 2014 года.
По уровню зарегистрированной безработицы по состоянию на 31.12.2015 Самарская область находилась на 10 месте с наименьшими значениями среди субъектов Приволжского федерального округа (в среднем по Приволжскому федеральному округу - 1,1%) и на 41 месте среди субъектов Российской Федерации (в среднем по Российской Федерации - 1,3%).
Отмечается тенденция снижения количества заявленных работодателями вакансий: в январе - декабре 2015 года работодателями в службу занятости населения заявлено 128,1 тыс. вакансий против 160,3 тыс. вакансий в январе - декабре 2014 года.
Уменьшается и количество открытых вакансий, имеющихся в распоряжении службы занятости: по состоянию на 31.12.2015 центры занятости населения области располагали 28,9 тыс. вакансий, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года их количество уменьшилось на 0,2 тыс. единиц.
Сохраняется территориальное и профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы.
Количественный дефицит рабочей силы проявляется в городах, где в конце декабря 2015 года на одного незанятого гражданина имелось 1,5 вакансии; в муниципальных районах, напротив, на одну вакансию претендовали 2,9 человека.
Профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы характеризует соотношение состава безработных и структуры вакансий: если по профессиям служащих в конце декабря 2015 года спрос на рабочую силу соответствовал предложению (имелась 1 вакансия на 1 безработного), то по рабочим специальностям предложение вакансий в 1,6 раза превышало спрос на них (16 вакансий на 10 безработных).
В общем количестве открытых по состоянию на 31.12.2015 вакансий по сравнению с концом декабря 2014 года уменьшилась доля вакансий по рабочим специальностям - с 74,1% до 68,3% и увеличилась доля вакансий по профессиям служащих - с 25,9% до 31,7%. Аналогичная тенденция наблюдается в составе безработных граждан: в общем их объеме доля рабочих уменьшилась за год с 56,2% до 55,3%, а доля служащих увеличилась с 40,2% до 40,6% - это объясняется тем, что работодатели стали уделять больше внимания оптимизации административно-управленческого аппарата, что отразилось на составе безработных граждан.
В конце декабря 2015 года наибольшая потребность ощущалась в квалифицированных работниках сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства - имелось 10 вакансий на одного безработного, в группах квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр - 1,6 вакансии на одного безработного, в группе специалистов среднего уровня квалификации - 1,9 вакансии на одного безработного.
Максимальная нагрузка безработных на 10 рабочих мест сложилась в группе служащих, занятых подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием, - 55 человек, а также руководителей органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий, - 15 человек.
Одной из причин, влияющих на сохранение уровня безработицы, является низкий уровень заработной платы по заявленным вакансиям - в январе - декабре 2015 года он составил 13,6 тыс. рублей, что в 2 раза ниже номинальной начисленной средней заработной платы одного работника по Самарской области (в январе - декабре 2015 года - 27,2 тыс. рублей).
Растет напряженность на рынке труда региона: по состоянию на 31.12.2015 в Самарской области на 100 рабочих мест претендовало 85 человек, не занятых трудовой деятельностью, что выше, чем в конце декабря 2014 года - 66 человек.
По коэффициенту напряженности по состоянию на 31.12.2015 Самарская область находилась на 7 месте с наименьшими значениями среди субъектов Приволжского федерального округа (в среднем по Приволжскому федеральному округу - 1,0) и на 30 месте среди субъектов Российской Федерации (в среднем по Российской Федерации - 1,0).
С учетом темпов развития экономики Самарской области одним из рисков 2015 - 2016 годов является рост напряженности на рынке труда региона.
Среднесписочная численность работников организаций Самарской области (без внешних совместителей) в целом по области в январе - декабре 2015 года сократилась против соответствующего периода предыдущего года на 1,5%, в том числе произошло значительное снижение численности работников организаций обрабатывающих производств - на 5,9%, из них занятых в производстве транспортных средств и оборудования - на 6,6%.
По итогам 2015 года индекс промышленного производства в целом по области составил 99,2% к уровню 2014 года, в том числе в обрабатывающих производствах - 95,7%.