Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 01.03.2017)


2.1. Розничная торговля


Потребительский рынок Ростовской области развивался во взаимосвязи с ходом экономических реформ в стране, и преобразованиям в торговле как проводнику рыночных отношений придавалось огромное значение. В процессе разгосударствления и коммерциализации инфраструктуры потребительского рынка произошло значительное снижение роли государственных структур во всех его секторах. Если в 1991 году в формировании розничного товарооборота (включая общественное питание) на долю предприятий государственной формы собственности приходилось 69,3 процента оборота, на долю кооперативной - 30,3 процента, частной - 0,4 процента, то за 20 лет ситуация кардинально изменилась.

В настоящее время преобладающее значение в торговле имеет негосударственная форма собственности (в 2011 году - 99,6 процента). Удельный вес государственной и муниципальной собственности в обороте розничной торговли Ростовской области сократился до 0,4 процента. Количество юридических лиц во всех звеньях торговли в сравнении с дореформенным периодом увеличилось в десятки раз. По состоянию на 1 января 2012 г. на территории Ростовской области было учтено 77,87 тыс. хозяйствующих субъектов с основным видом деятельности "розничная торговля", в том числе 9,43 тыс. юридических лиц и 68,44 тыс. индивидуальных предпринимателей.

С переходом к рыночным механизмам регулирования процессов на потребительском рынке в результате стихийного формирования его инфраструктуры розничная торговая сеть была неоправданно измельчена, преобладали внемагазинные формы реализации товаров, что способствовало росту "теневого оборота" и снижению уровня и качества обслуживания населения.

За годы реформ в сфере торговли сформировалась богатая конкурентная среда и самая высокая предпринимательская активность. Этому способствовало совершенствование нормативно-правовой базы как в части отраслевого законодательства, так и в части поддержки малого предпринимательства и создания благоприятного инвестиционного климата в Ростовской области.

В последние годы был принят ряд нормативно-правовых документов, регулирующих торговую деятельность. С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", во исполнение которого в Ростовской области приняты нормативно-правовые акты, необходимые для его реализации:

Областной закон от 16.04.2010 N 389-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Ростовской области";

постановление Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 811 "О региональной комиссии по вопросам развития торговой деятельности";

постановление Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 654 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Ростовской области";

постановление Правительства Ростовской области от 08.08.2012 N 740 "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Ростовской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них";

постановление Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 664 "О некоторых мероприятиях, содействующих развитию торговой деятельности";

постановление Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 663 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов".

В результате реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в Ростовской области:

упорядочено размещение нестационарных торговых объектов, а также деятельность рынков и ярмарок на территории Ростовской области;

организовано формирование торгового реестра;

создана региональная комиссия по вопросам развития торговой деятельности Ростовской области, в состав которой включены представители федеральных, областных и муниципальных органов исполнительной власти Ростовской области.

Потребительский рынок Ростовской области вносит весомый вклад в формирование общего экономического потенциала региона - в отраслях сферы обслуживания (торговле, общественном питании и бытовом обслуживании) формируется около 1/5 валового регионального продукта, по результатам их деятельности пополняются бюджеты всех уровней (доля - 16 процентов), обеспечивается занятость почти четверти населения Ростовской области (24,6 процента), в том числе в торговле - 22,4 процента.

Розничная торговля является ведущим звеном в системе товародвижения потребительского рынка Ростовской области. Оборот розничной торговли как основной показатель, характеризующий развитие розничной торговли, отражает физический объем потребительских товаров, реализованных населению. Поэтому розничной торговле принадлежит решающая роль в достижении стратегической цели - обеспечение максимально полного удовлетворения возрастающих потребностей населения в потребительских товарах высокого качества по доступным ценам.

В условиях высокой насыщенности потребительского рынка широким ассортиментом товаров динамизм оборота розничной торговли приобрел устойчивый характер. За период с 2000 по 2011 год оборот розничной торговли возрос в сопоставимых ценах в 3,3 раза. По величине этого показателя Ростовская область занимает 7-е ранговое место среди субъектов Российской Федерации. Удельный вес оборота розничной торговли Ростовской области в общем объеме оборота розничной торговли в целом по России составляет 3 процента, в обороте Южного федерального округа - 32 процента (против 31,2 процента в 2010 году, но отмечается снижение на 4 процентного пункта по сравнению с 2000 годом). Среди регионов Южного федерального округа Ростовская область занимает 2-е место, уступая Краснодарскому краю.