Процесс развития образования в современных условиях базируется на стратегической инициативе Президента Российской Федерации Медведева Д.А. о том, что главным результатом развития и модернизации сферы общего образования должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.
В феврале 2010 года Президентом Российской Федерации утверждена национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", ставящая перед системой образования новые стратегические цели и направленная на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей. "Забота о будущих поколениях - это самые надежные, умные и благородные инвестиции" - центральная тема послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2010 году.
В связи с этим одним из основных приоритетов в области социально-экономического развития города Красноярска является организация обеспечения предоставления доступного и качественного образования, соответствующего потребностям современного общества. В сфере дошкольного образования это обеспечение равных стартовых условий для последующего успешного обучения детей в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора разных форм получения образования, а качество - возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования.
В сфере общего образования это развитие современной инфраструктуры общего образования, обеспечивающей реализацию разных видов деятельности в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей, с учетом национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
К 2015 году планируется создать во всех общеобразовательных учреждениях города Красноярска необходимые условия для реализации новых федеральных образовательных стандартов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дошкольного образования отнесена к компетенции органов местного самоуправления.
Программно-целевой метод, предполагающий реализацию комплекса взаимообусловленных программных мероприятий, направленных на осуществление мер по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дошкольного образования, в том числе ремонта, реконструкции и строительства объектов для отрасли "Образование", позволит скорректировать сроки и объемы работ, скоординировать действия по исполнению мероприятий и мониторингу конечных результатов.
Учитывая вышеизложенное, основной целью Программы является обеспечение предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дошкольного образования. Для реализации этой цели Программой определен комплекс соответствующих мероприятий и необходимые объемы финансового обеспечения независимо от источника финансирования. Программа служит основой для разработки городских целевых программ и иных правовых актов города Красноярска в области обеспечения предоставления дошкольного и общего образования.
В рамках реализации Программы "Дети Красноярска: стратегические направления до 2010 года", утвержденной Решением Красноярского городского Совета депутатов от 27.03.2007 N 13-282; городской целевой программы "Дети Красноярска" на 2007 - 2009 годы", утвержденной Решением Красноярского городского Совета депутатов от 27.03.2007 N 13-283; городской целевой программы "Дети Красноярска" на 2009 - 2011 годы, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 11.12.2008 N 56-а, краевой целевой программы "Дети" на 2007 - 2009 годы, утвержденной Законом Красноярского края от 26.12.2006 N 21-5664; долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 23.11.2009 N 600-п в систему дошкольного образования возвращено 12 зданий детских садов, ранее используемых не по назначению. Из них 7 зданий введены в эксплуатацию: дошкольное образовательное учреждение (далее также - ДОУ) N 299 в Октябрьском районе, ДОУ N 88 в Ленинском районе, ДОУ N 110 в Кировском районе, ДОУ N 27 в Свердловском районе, ДОУ N 163, 215, 112 в Советском районе.
В настоящее время в 4 зданиях завершается капитальный ремонт (ДОУ N 60 в Свердловском районе, ДОУ N 329 в Советском районе, ДОУ N 331, 332 в Кировском районе).
В 2010 году начата разработка проектно-сметной документации (далее - также ПСД) для проведения работ по реконструкции здания детского сада N 330 (ул. Сергея Лазо, 28а) в Советском районе на 165 мест.
В рамках создания дополнительных мест для детей дошкольного возраста с учетом указанных выше программ с 2006 по 2010 годы включительно создано 4144 места, в том числе за счет:
строительства - 380 мест (ДОУ N 300, 333 в Советском районе);
капитального ремонта - 1078 мест (834 места с 2007 по 2009 годы, 244 места в 2010 году в 4-х зданиях: ДОУ N 60 в Свердловском районе, ДОУ N 329 в Советском районе, ДОУ N N 331, 332 в Кировском районе);
переоборудования имеющихся помещений действующих дошкольных образовательных учреждений - 2686 мест (в том числе в 2010 году 485 места).
В 2008 году введена в эксплуатацию новая общеобразовательная школа N 150 в Советском районе (II мкр. Аэропорт) на 1000 мест.
В 2011 году планируется ввод в эксплуатацию новой общеобразовательной школы на 1000 мест в Советском районе города (в 7 мкр. Северный), а также ввод нового детского сада на 260 мест в Железнодорожном районе по ул. Пушкина и 120 мест за счет переоборудования помещений в существующих дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях занимается и воспитывается 32900 детей.
Однако в городе Красноярске сохраняется очередность в муниципальные дошкольные образовательные учреждения. По состоянию на 01.11.2010 на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения состоит 42899 детей в возрасте от 0 до 7 лет, из них от 3 до 7 лет - 13050 детей.
Кроме того, высок уровень износа материально-технической базы в муниципальной системе образования.
В городе Красноярске ограничена возможность возврата в систему дошкольного образования зданий детских садов, построенных в 50-е, 60-е годы прошлого века, т.к. по набору помещений и отдельным конструктивным решениям старые здания не соответствуют современным санитарно-гигиеническим требованиям, себестоимость одного места при капитальном ремонте, реконструкции, переоборудовании с учетом действующих санитарно-гигиенических норм сопоставима или выше нового строительства.
Обследование имеющихся помещений для капитального ремонта, реконструкции и переоборудования имеющихся помещений показывает, что перепрофилирование образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста в дошкольные образовательные учреждения и создание дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений незначительно увеличит количество дошкольных мест, что существенно не повлияет на снижение очередности в дошкольные учреждения.
Создание дополнительных мест за счет переоборудования имеющихся помещений в зданиях дошкольных образовательных учреждений практически исчерпало свои ресурсы.
Активно развиваются различные виды дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В послании Президента Российской Федерации Медведева Д.А. Федеральному Собранию в 2010 году сформулировано поручение по поддержке вариативных форм дошкольного образования.
Оптимальным вариантом решения проблемы дошкольного образования является разработка программы "Дети Красноярска: стратегические направления до 2020 года" с принятием кардинальных мер, таких как:
строительство новых муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
открытие дошкольных отделений и групп кратковременного пребывания на свободных от уставной деятельности площадях общеобразовательных учреждений;
комплексный капитальный ремонт и реконструкция высвобожденных зданий и оборудование их под дошкольные образовательные учреждения;