РЕШЕНИЕ
от 27 марта 2007 года N 13-282
О ПРОГРАММЕ "ДЕТИ КРАСНОЯРСКА: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДО 2010 ГОДА"
(в редакции Решений Красноярского городского Совета депутатов от 28.06.2007 N В-318, от 20.11.2007 N В-348)
В соответствии со статьей 28 Устава города Красноярска Красноярский городской Совет депутатов решил:
1. Утвердить Программу "Дети Красноярска: стратегические направления до 2010 года" согласно приложению.
2. Рекомендовать администрации города обратиться в органы государственной власти Красноярского края для решения вопроса об участии в финансировании мероприятий Программы "Дети Красноярска: стратегические направления до 2010 года" в части, не обеспеченной за счет средств бюджета города Красноярска.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по образованию, молодежной политике, культуре и спорту.
Глава
города Красноярска
П.И.ПИМАШКОВ
ПРОГРАММА "ДЕТИ КРАСНОЯРСКА: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДО 2010 ГОДА"
(в редакции Решений Красноярского городского Совета депутатов от 28.06.2007 N В-318, от 20.11.2007 N В-348)
┌══════════════════════┬════════════════════════════════════════‰
│Наименование Программы│Программа "Дети Красноярска: │
│ │стратегические направления до 2010 года"│
│ │(далее - Программа) │
├══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Основание для │Закон Российской Федерации от 10.07.1992│
│разработки Программы │N 3266-1 "Об образовании", Федеральный │
│ │закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих │
│ │принципах организации местного │
│ │самоуправления в Российской Федерации", │
│ │Федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ │
│ │"О физической культуре и спорте в │
│ │Российской Федерации", Постановление │
│ │Правительства Российской Федерации от │
│ │29.12.2001 N 916 "Об общероссийской │
│ │системе мониторинга состояния │
│ │физического здоровья населения, │
│ │физического развития детей, подростков и│
│ │молодежи", Закон Красноярского края от │
│ │26.12.2006 N 21-5664 "О краевой целевой │
│ │программе "Дети" на 2007 - 2009 годы", │
│ │Решение Красноярского городского Совета │
│ │от 29.03.2005 N В-94 "О Программе │
│ │социально-экономического развития │
│ │города Красноярска на период до 2010 │
│ │года" │
├══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Заказчик Программы │Администрация города Красноярска │
├══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Основной разработчик │Главное управление образования │
│Программы │администрации города Красноярска │
├══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Цель и основные задачи│Цели: │
│Программы │- предоставление доступного и │
│ │качественного дошкольного и общего │
│ │образования; │
│ │- сохранение и укрепление здоровья │
│ │детей. │
│ │Задачи: │
│ │- развитие сети муниципальных │
│ │дошкольных образовательных учреждений и │
│ │учреждений общего образования; │
│ │- материально-техническое обеспечение │
│ │муниципальных дошкольных образовательных│
│ │учреждений; │
│ │- создание и модернизация функциональной│
│ │и доступной инфраструктуры для массовых │
│ │занятий физической культурой, спортом и │
│ │туризмом; │
│ │- развитие системы спортивно-массовых, │
│ │туристских мероприятий для дворовых │
│ │команд; │
│ │- внедрение современных технологий │
│ │проведения комплексных медицинских │
│ │осмотров и системы сохранения и │
│ │укрепления здоровья детей │
├══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Срок реализации │2007 - 2009 годы │
│Программы │ │
├══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Объем и источники │Общая потребность в финансировании │
│финансирования │Программы составляет 2621580,8 тыс. │
│Программы │рублей. │
│ │Финансирование мероприятий, │
│ │предусмотренных Программой, │
│ │осуществляется за счет средств бюджета │
│ │города Красноярска и привлеченных │
│ │средств (средств вышестоящих бюджетов, │
│ │собственных средств организаций и др.). │
│ │Определение мероприятий Программы, │
│ │подлежащих финансированию из бюджета │
│ │города Красноярска, производится │
│ │городскими целевыми программами и иными │
│ │правовыми актами города. Расходы на │
│ │финансирование этих мероприятий │
│ │предусматриваются решением о бюджете │
│ │города Красноярска. │
│ │Финансирование Программы в части, не │
│ │обеспечиваемой за счет средств бюджета │
│ │города Красноярска, осуществляется за │
│ │счет привлеченных средств в порядке, │
│ │предусмотренном законодательством для │
│ │осуществления соответствующих расходов │
│(в ред. Решения Красноярского городского Совета депутатов от│
│20.11.2007 N В-348) │ │
├══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Исполнители Программы │Департамент градостроительства │
│ │администрации города Красноярска, │
│ │главное управление образования │
│ │администрации города Красноярска, │
│ │главное управление по физической │
│ │культуре и спорту администрации города │
│ │Красноярска, главное управление │
│ │здравоохранения администрации города │
│ │Красноярска, администрации районов в │
│ │городе Красноярске │
├══════════════════════┼════════════════════════════════════════┤
│Контроль за │Департамент социальной политики │
│исполнением Программы │администрации города Красноярска │
└══════════════════════┴════════════════════════════════════════…
Развитие ребенка, особенно в условиях мегаполиса, связано со сложнейшими биологическими (включая наследственность), экономическими и экологическими процессами, с образом жизни горожан. Недостатки в существующих системах физического воспитания, медицинского обслуживания, в организации двигательной активности формируют тенденцию ухудшения физического развития, приводят к росту доли детей с дисгармоничным развитием, способствуют снижению защитно-приспособительных функций детского организма и увеличению роста хронических и аллергических заболеваний.
Создать полноценные условия для физического, нравственного и психологического развития начиная с раннего возраста ребенка призвана, в первую очередь, семья в сотрудничестве со специалистами и учреждениями отраслей образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, общественности при условии развитой инфраструктуры, современного материально-технического оснащения, качественного кадрового обеспечения.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; общедоступного бесплатного дошкольного образования, обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Учитывая вышеизложенное, основными направлениями Программы являются обеспечение предоставления доступного и качественного дошкольного и общего образования, а также создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Для реализации этих направлений Программой определен комплекс соответствующих мероприятий и необходимые объемы их финансового обеспечения независимо от источника финансирования. Программа служит основой для разработки городских целевых программ и иных правовых актов города Красноярска в области обеспечения предоставления дошкольного и общего образования, создания условий для сохранения и укрепления здоровья жителей, в том числе условий для развития физической культуры и массового спорта.
С 1991 года значительно изменилась сеть дошкольных образовательных учреждений города Красноярска. В связи с передачей 71% ведомственных дошкольных образовательных учреждений в муниципальную систему образования сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений увеличилась с 99 до 190 дошкольных учреждений.
До 2002 года система полностью удовлетворяла потребности города в связи с тем, что с 1985 по 2002 год рождаемость снизилась на 70%. Наполняемость ряда дошкольных образовательных учреждений в данный период составляла 50%, в связи с чем часть принятых в собственность города зданий, в которых ранее размещались дошкольные учреждения, была передана как невостребованная для использования в иных социально значимых целях.
С 2002 года обозначилась тенденция повышения рождаемости, что привело к появлению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях. К 2007 году очередность достигла 10275 человек (с 1,5 до 7 лет), в том числе потребность мест для детей от 1,5 до 3 лет составила более 5 тысяч. Прогноз рождаемости показывает, что численность детского населения (0 - 18 лет) в городе с 2004 по 2009 год возрастет от 184 до 196 тысяч и сохранится до 2015 года. Потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях возрастет до 40 - 42 тысяч (в наличии 32 тысячи мест в 2006 году) и сохранится ближайшие 10 - 12 лет.
Сегодня проблема определения детей в дошкольные образовательные учреждения актуальна для всех районов, но особенно в местах новостроек. В детских садах города Красноярска начиная с 2004 года открыто 920 дополнительных мест за счет оптимизации площадей дошкольных образовательных учреждений, перепрофилирования общеобразовательных учреждений.
Но в целом решение проблемы требует принятия кардинальных мер, таких как:
- комплексный капитальный ремонт высвобожденных или приобретенных зданий и оборудование их под дошкольные образовательные учреждения;
- строительство зданий для размещения дошкольных образовательных учреждений;
- открытие дошкольных отделений на свободных от уставной деятельности площадях общеобразовательных школ;
- переоборудование имеющихся помещений в дошкольных образовательных учреждениях;
- перепрофилирование образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста в дошкольные образовательные учреждения.
Меры разрабатываются и реализуются в зависимости от конкретных условий и возможностей каждого района города. При этом необходимо отметить, что их исполнение сопряжено с рядом трудностей. Так, например, открытие дошкольных отделений на свободных от уставной деятельности площадях общеобразовательных школ требует совмещения пищеблоков, выделения части пришкольной территории для организации прогулок детей, внесения изменений и дополнений в устав образовательного учреждения.
Ввод в эксплуатацию новых площадей требует последующего решения организационно-правовых вопросов, подбора кадров (планируется введение 2028 новых рабочих мест), материально-технического оснащения.
Одной из проблем города, особенно в районах новостроек, является нехватка мест в общеобразовательных школах для обеспечения доступности общего образования. В течение ряда лет отдельные школы вынуждены работать в режиме двухсменных занятий, что ограничивает возможность предоставления детям дополнительного образования, организации внеклассной воспитательной работы. Так, в режиме двухсменных занятий в 2005 году из 133 школ работали 74 школы, в 2006 году - 59 из 132. Количество детей, обучающихся во вторую смену, от общего числа детей в 2005 году составило 13%, 2006 году - 12%, прогноз на 2007 - 2008 учебный год в связи с общим снижением количества обучающихся - 10% (4000 детей). Наибольшая доля приходится на Советский район (микрорайоны Северный, Взлетка, Иннокентьевский), Октябрьский район (микрорайон Ботанический). Ввод в эксплуатацию школ в этих микрорайонах позволит решить данную проблему.
Приоритетным направлением муниципальной политики в Красноярске является пропаганда здорового образа жизни горожан. Системное решение данной проблемы предусматривает необходимость мониторинговых исследований состояния здоровья детей, для проведения которых запланировано оснащение 14 кабинетов для проведения диспансерного осмотра детей с использованием экспертно-скрининговых систем.
(в ред. Решения Красноярского городского Совета депутатов от 20.11.2007 N В-348)
Значительную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения играют физическая культура и спорт. Именно эти направления дополнительного образования наиболее востребованы детьми и подростками и являются эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Наряду с развитием физкультурно-массовой работы в образовательных учреждениях в 2006 году в школах открыты 36 спортивно-оздоровительных клубов, призванных стать центрами активного отдыха для детей и взрослых с разным уровнем физической подготовки. Начато строительство современных спортивных площадок в рамках реализации краевого проекта "Мой спортивный школьный двор". Такие школьные дворы позволяют организовывать красноярцам активный отдых и являются особенно актуальными для окраин и районов новостроек.
За последние три года в городской системе дополнительного образования расширился спектр услуг физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности: фитнес, спортивное ориентирование, мини-футбол и другие услуги. Освоены современные технологии организации оздоровительно-массовой работы, увеличилось количество официально зарегистрированных спортивных федераций, популяризируются спортивно-технические виды и спортивный туризм. Все большее количество детей и подростков увлекается катанием на роликовых коньках, велосипедах.
Однако недостаток материально-технических условий, проблема кадрового обеспечения, недостаточно развитая инфраструктура затрудняют решение современных задач в области физической культуры и спорта.
Предусмотренные настоящей Программой устройство спортивных площадок в сорока общеобразовательных учреждениях, устройство шести плоскостных сооружений для испытаний и соревнований по спортивно-техническим видам спорта, проведение зональных спортивно-массовых мероприятий позволят наиболее эффективно работать с населением по формированию устойчивого интереса к физической культуре, спорту, здоровому образу жизни, созданию "моды на спорт".
Целями Программы являются предоставление доступного и качественного дошкольного и общего образования, сохранение и укрепление здоровья детей.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
- развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений и учреждений общего образования;
- материально-техническое обеспечение муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- создание и модернизация функциональной и доступной инфраструктуры для массовых занятий физической культурой, спортом и туризмом;
- развитие системы спортивно-массовых, туристских мероприятий для дворовых команд, физкультурно-спортивных, туристско-спортивных клубов;
- внедрение современных технологий проведения комплексных медицинских осмотров и системы сохранения и укрепления здоровья детей.
Срок реализации Программы: 2007 - 2009 годы.