Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА ДО 2020 ГОДА


Таблица 36


Возможности и угрозы развития Красноярска

 Сфера     

 Благоприятные возможности  

 Потенциальные угрозы и

 факторы риска        

Федеральная

политика.

Взаимоотношения

на мировом,

общероссийском,

региональном и

краевом уровнях

Политика экономического

роста, реализуемая

Правительством Российской

Федерации и Правительством

края.

Социальное реформирование,

осуществляемое на

федеральном и краевом

уровнях (развитие

негосударственного

пенсионного обеспечения,

увеличение размера пенсий,

заработной платы

бюджетников и пр.).

Политическая стабильность.

Улучшение правовой и

институциональной среды,

благоприятные условия для

внешних и внутренних

инвестиций                  

Рост конкуренции на

мировом, российском и

межрегиональных рынках.

Усиление конкурентных

позиций городов

Новосибирск, Омск, Томск,

Кемерово.

Сокращение бюджета города в

условиях реализации

политики территориального

выравнивания бюджетного

обеспечения (как в

Российской Федерации, так и

в крае).

Сокращение финансового

обеспечения полномочий

органов местного

самоуправления.

Отставание от городов-

лидеров страны по уровню

доходов, возможностям

получения образования и

трудоустройства.

Нестабильное финансирование

федеральных и краевых

программ                    

Демографические

и социальные

процессы       

Пополнение населения города

молодежью, приезжающей из

районов и городов края и

Сибири.

Увеличение мобильности

населения.

Рост образовательного

уровня населения.

Создание Сибирского

федерального университета   

Общее ухудшение

демографических процессов в

стране и регионе.

Старение населения и

снижение его численности в

стране и регионе.

Усиление социальной

конфликтности.

Рост социальных

заболеваний.

Проблемы адаптации

мигрантов                   

Реформирование

экономики      

Рост внешнеэкономического

оборота.

Развитие нормативно-

правовой базы.

Привлечение кредитов

Мирового банка развития

(далее - МБР) и

Европейского банка

реконструкции и развития

(далее - ЕБРР) под

общественные проекты.

Использование научного

потенциала для создания

наукоемких производств.

Развитие системы ипотечного

кредитования в жилищном

строительстве               

Последствия мирового

финансового кризиса и

увеличение

предпринимательского риска.

Сужение рынков сбыта

продукции традиционных

промышленных отраслей,

составляющих основу

специализации города.

Вытеснение с рынка

локальных компаний, перевод

большинства красноярских

предприятий в статус

"процессинговых центров"

московских и зарубежных

холдингов.

Усиление конкуренции со

стороны российских и

зарубежных экономических

центров, развитие

конкурирующих торговых

центров в Сибири            

Развитие

межрегиональных

и зарубежных

контактов      

Экономическое

сотрудничество с

Красноярским краем и

крупными корпорациями в

масштабных инвестиционных

проектах.

Развитие сотрудничества со

странами АТР и регионами

Сибири и Дальнего Востока   

Конкуренция со стороны

других регионов             

Развитие

туризма и

коммуникаций   

Увеличение спроса на

туристические услуги.

Строительство современного

спортивно-туристического

комплекса.

Реализация логистических

схем организации

транспортных перевозок.

Формирование

мультисервисной

телекоммуникационной сети.

Распространение сети

Интернет                    

Ужесточение конкуренции на

мировом, российском

туристском и транспортном

рынках                      

Реализация

крупных

общественных

проектов       

Реконструкция центра

города.

Ввод крупных торговых

центров.

Строительство

автомобильного обхода

города с мостовым переходом

через

реку Енисей                 

Нестабильное финансирование

строительства метрополитена


Проведенный анализ позволяет выделить ряд конкурентных преимуществ города Красноярска, создающих условия для его социально-экономического развития:

- удобное географическое расположение в Сибири на пересечении важнейших коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, авиационных, водных);

- многоотраслевая структура экономики, мощный промышленный потенциал, представленный предприятиями металлургии, машиностроения, оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК), пищевой и перерабатывающей промышленности;

- значительный научно-образовательный потенциал - в городе сосредоточены высокотехнологичные производства, научные институты и высшие учебные заведения федерального значения;

- значительные мощности и база для развития теплоэлектроэнергетики;

- высокий образовательный, профессиональный и культурный уровень значительной части населения города;

- емкий потребительский рынок и относительно высокий уровень доходов населения.

Наиболее полное использование конкурентных преимуществ города Красноярска возможно при определенных благоприятных условиях, среди которых важнейшие:

- выход экономики России из кризиса и переход ее в стадию роста;

- политическая стабильность в государстве;

- развитие партнерских отношений с федеральными властными структурами, администрацией Красноярского края, администрациями других регионов России, межрегиональными организациями (межрегиональной ассоциацией "Сибирское соглашение", ассоциацией сибирских и дальневосточных городов, союзом российских городов, межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий и др.).

К внутренним ограничениям, ослабляющим перспективы развития города, относятся:

- суровые природно-климатические условия, приводящие к удорожанию (по сравнению с центральными регионами европейской части России) проживания людей и экономической деятельности, строительства;

- транспортная удаленность от развитых регионов страны и мировых рынков;

- технологическая отсталость и низкий уровень инновационной активности. Предприятия, ориентированные на выпуск гражданской продукции, не обладают значимыми в международном масштабе технологиями. Инновационный уровень технологий является крайне низким, инфраструктура генерации и трансферта технологий во взаимосвязи с ключевыми их потребителями также неразвита;

- инфраструктурные ограничения. Существует дефицит пропускной способности основной сети в электроснабжении; имеется значительное количество дефицитных центров питания потребителей по пропускной способности распределительной сети и мощности подстанций;

- транспортные ограничения, в том числе:

слабый уровень развития логистики (отсутствие крупных логистических операторов, неразвитость логистической инфраструктуры и т.д.);

недостаточная обеспеченность территории автомобильными дорогами I и II технических категорий; наличие мостов в неудовлетворительном состоянии на трассах основных автомобильных дорог;

существующий аэропорт не отвечает требованиям развития современного крупного города, технологическому и экономическому уровню портовых зон в России и за рубежом;

- экологические ограничения. Красноярск - крупный индустриальный город. Развитие промышленности, увеличение количества транспорта негативно отражается на состоянии окружающей среды, способствует процессам загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почв, увеличению количества отходов, вытесняет с улиц зеленые насаждения.

Социально-экономическое развитие города может затормозиться внешними обстоятельствами, связанными с:

- возможностью принятия на федеральном уровне либо уровне субъекта Российской Федерации нормативно-правовых актов, резко изменяющих экономическую ситуацию на территории или во внешнеэкономической политике;

- высокой конкурентоспособностью ряда городов Сибири (Новосибирск, Томск, Иркутск, Кемерово);

- дальнейшим оттоком финансовых ресурсов в город Москва и за рубеж;