Возможности и угрозы развития Красноярска
Сфера | Благоприятные возможности | Потенциальные угрозы и факторы риска |
Федеральная политика. Взаимоотношения на мировом, общероссийском, региональном и краевом уровнях | Политика экономического роста, реализуемая Правительством Российской Федерации и Правительством края. Социальное реформирование, осуществляемое на федеральном и краевом уровнях (развитие негосударственного пенсионного обеспечения, увеличение размера пенсий, заработной платы бюджетников и пр.). Политическая стабильность. Улучшение правовой и институциональной среды, благоприятные условия для внешних и внутренних инвестиций | Рост конкуренции на мировом, российском и межрегиональных рынках. Усиление конкурентных позиций городов Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово. Сокращение бюджета города в условиях реализации политики территориального выравнивания бюджетного обеспечения (как в Российской Федерации, так и в крае). Сокращение финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления. Отставание от городов- лидеров страны по уровню доходов, возможностям получения образования и трудоустройства. Нестабильное финансирование федеральных и краевых программ |
Демографические и социальные процессы | Пополнение населения города молодежью, приезжающей из районов и городов края и Сибири. Увеличение мобильности населения. Рост образовательного уровня населения. Создание Сибирского федерального университета | Общее ухудшение демографических процессов в стране и регионе. Старение населения и снижение его численности в стране и регионе. Усиление социальной конфликтности. Рост социальных заболеваний. Проблемы адаптации мигрантов |
Реформирование экономики | Рост внешнеэкономического оборота. Развитие нормативно- правовой базы. Привлечение кредитов Мирового банка развития (далее - МБР) и Европейского банка реконструкции и развития (далее - ЕБРР) под общественные проекты. Использование научного потенциала для создания наукоемких производств. Развитие системы ипотечного кредитования в жилищном строительстве | Последствия мирового финансового кризиса и увеличение предпринимательского риска. Сужение рынков сбыта продукции традиционных промышленных отраслей, составляющих основу специализации города. Вытеснение с рынка локальных компаний, перевод большинства красноярских предприятий в статус "процессинговых центров" московских и зарубежных холдингов. Усиление конкуренции со стороны российских и зарубежных экономических центров, развитие конкурирующих торговых центров в Сибири |
Развитие межрегиональных и зарубежных контактов | Экономическое сотрудничество с Красноярским краем и крупными корпорациями в масштабных инвестиционных проектах. Развитие сотрудничества со странами АТР и регионами Сибири и Дальнего Востока | Конкуренция со стороны других регионов |
Развитие туризма и коммуникаций | Увеличение спроса на туристические услуги. Строительство современного спортивно-туристического комплекса. Реализация логистических схем организации транспортных перевозок. Формирование мультисервисной телекоммуникационной сети. Распространение сети Интернет | Ужесточение конкуренции на мировом, российском туристском и транспортном рынках |
Реализация крупных общественных проектов | Реконструкция центра города. Ввод крупных торговых центров. Строительство автомобильного обхода города с мостовым переходом через реку Енисей | Нестабильное финансирование строительства метрополитена |
Проведенный анализ позволяет выделить ряд конкурентных преимуществ города Красноярска, создающих условия для его социально-экономического развития:
- удобное географическое расположение в Сибири на пересечении важнейших коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, авиационных, водных);
- многоотраслевая структура экономики, мощный промышленный потенциал, представленный предприятиями металлургии, машиностроения, оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК), пищевой и перерабатывающей промышленности;
- значительный научно-образовательный потенциал - в городе сосредоточены высокотехнологичные производства, научные институты и высшие учебные заведения федерального значения;
- значительные мощности и база для развития теплоэлектроэнергетики;
- высокий образовательный, профессиональный и культурный уровень значительной части населения города;
- емкий потребительский рынок и относительно высокий уровень доходов населения.
Наиболее полное использование конкурентных преимуществ города Красноярска возможно при определенных благоприятных условиях, среди которых важнейшие:
- выход экономики России из кризиса и переход ее в стадию роста;
- политическая стабильность в государстве;
- развитие партнерских отношений с федеральными властными структурами, администрацией Красноярского края, администрациями других регионов России, межрегиональными организациями (межрегиональной ассоциацией "Сибирское соглашение", ассоциацией сибирских и дальневосточных городов, союзом российских городов, межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий и др.).
К внутренним ограничениям, ослабляющим перспективы развития города, относятся:
- суровые природно-климатические условия, приводящие к удорожанию (по сравнению с центральными регионами европейской части России) проживания людей и экономической деятельности, строительства;
- транспортная удаленность от развитых регионов страны и мировых рынков;
- технологическая отсталость и низкий уровень инновационной активности. Предприятия, ориентированные на выпуск гражданской продукции, не обладают значимыми в международном масштабе технологиями. Инновационный уровень технологий является крайне низким, инфраструктура генерации и трансферта технологий во взаимосвязи с ключевыми их потребителями также неразвита;
- инфраструктурные ограничения. Существует дефицит пропускной способности основной сети в электроснабжении; имеется значительное количество дефицитных центров питания потребителей по пропускной способности распределительной сети и мощности подстанций;
- транспортные ограничения, в том числе:
слабый уровень развития логистики (отсутствие крупных логистических операторов, неразвитость логистической инфраструктуры и т.д.);
недостаточная обеспеченность территории автомобильными дорогами I и II технических категорий; наличие мостов в неудовлетворительном состоянии на трассах основных автомобильных дорог;
существующий аэропорт не отвечает требованиям развития современного крупного города, технологическому и экономическому уровню портовых зон в России и за рубежом;
- экологические ограничения. Красноярск - крупный индустриальный город. Развитие промышленности, увеличение количества транспорта негативно отражается на состоянии окружающей среды, способствует процессам загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почв, увеличению количества отходов, вытесняет с улиц зеленые насаждения.
Социально-экономическое развитие города может затормозиться внешними обстоятельствами, связанными с:
- возможностью принятия на федеральном уровне либо уровне субъекта Российской Федерации нормативно-правовых актов, резко изменяющих экономическую ситуацию на территории или во внешнеэкономической политике;
- высокой конкурентоспособностью ряда городов Сибири (Новосибирск, Томск, Иркутск, Кемерово);
- дальнейшим оттоком финансовых ресурсов в город Москва и за рубеж;