В настоящее время к числу важнейших функций Красноярска можно отнести транспортную, научную, торговую функции. В то же время очевидно, что эти функции Красноярск выполняет совместно с другими муниципальными образованиями, входящими в состав Агломерации. Поэтому для более эффективной их реализации необходима координация между Красноярском и другими муниципальными образованиями. Следовательно, вопросы организации управления нужно рассматривать именно под этим углом. Иначе говоря, речь пойдет не только и не столько об организации управления городом, сколько об управлении Агломерацией, в которой, безусловно, ведущую роль играет Красноярск, поскольку является ядром Агломерации.
В Емельяновском районе края расположен один из крупнейших в СФО транспортных центров (аэропорт Красноярска, на базе которого планируется создание ПОЭЗ), который вносит значительный вклад в реализацию функций Красноярска (межрегиональные связи, внешнеэкономическая деятельность и т.д.).
Город Дивногорск, Емельяновский и Манский районы края имеют высокий туристический потенциал, тесно связанный с развитием туристических функций Красноярска.
Березовский, Емельяновский, Манский и Сухобузимский районы края имеют большое значение для формирования продовольственной базы Красноярска, также здесь сложились очень тесные социально-культурные связи и, наконец, именно здесь расположены дачные участки большинства горожан.
Социальный признак включения в Агломерацию характеризуется теснотой социальных связей, обусловленных, во-первых, слабой территориальной сегментацией рынка труда и необходимостью формирования единого рынка труда смежных территорий. Во-вторых, большое значение имеет интенсивная маятниковая миграция, вызванная культурными, торгово-бытовыми, образовательными и др. связями.
Между Красноярском и муниципальными образованиями Агломерации существует внутренняя дифференциация по уровню экономического развития. С развитием Агломерации необходимо провести анализ и перераспределение функций ядра Агломерации и периферии с учетом сложившейся дифференциации.
В перспективе город Красноярск останется многофункциональным: транспортным, промышленным, научно-образовательным и культурным, торгово-финансовым центром, выполняющим международные, общероссийские, краевые и муниципальные функции, а также городом комфортного проживания. Основные функции города и предпосылки их развития в рыночных условиях рассматриваются с учетом спроса на разных региональных уровнях, его динамики, современных тенденций изменения в платежеспособном спросе. Практически все основные функции Красноярска имеют большие перспективы роста и развития. Необходимо не только сохранить, но и значительно их усилить. Это имеет не только социально-экономическое, но и геополитическое значение.
Таким образом, Красноярск и в будущем будет развиваться как крупный многофункциональный центр с выполнением:
- международных функций (представительства зарубежных компаний, международных организаций и т.п.);
- общероссийских (научно-образовательных, таможенных и пр.);
- региональных (транспортных, внешнеэкономических, инфраструктурно-рыночных, информационно-телекоммуникационных и пр.);
- краевых (центр Красноярского края, выполнение краевых функций);
- муниципальных функций.
Для территорий муниципальных образований, помимо города Красноярска, входящих в состав Красноярской агломерации, Стратегией социально-экономического развития КА до 2020 года предложена следующая территориальная специализация (таблица 38).