Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА ДО 2020 ГОДА


3.3. Образ будущего Красноярска в долгосрочной перспективе


С учетом конкурентных возможностей и предпосылок, а также сформулированной миссии развитие города в постиндустриальном мировом сообществе XXI века будет происходить по следующим взаимодополняющим направлениям:

Красноярск - административно-политический и культурный центр края

Красноярск будет наращивать свои "столичные" функции как административно-хозяйственный центр крупного региона, один из важнейших экономических центров Сибирского федерального округа. Это предполагает интенсивное развитие социальной сферы, финансовых структур, информационных, научных и учебных центров.

Для реализации данного направления важно принятие проекта Закона Красноярского края "О статусе города Красноярска как административно-политического центра Красноярского края". Сейчас статус города прописан в Уставе, однако масштабного развития получить не может. Закон предусматривает норму содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края в осуществлении Красноярском функций административно-политического центра края путем участия:

- в реализации целевых программ развития города;

- в строительстве, реконструкции и содержании объектов, необходимых для осуществления городом функций административно-политического центра края;

- в развитии объектов инженерной инфраструктуры, обслуживающих потребности Красноярска и прилегающих к нему районов края;

- в развитии и содержании городских земель рекреационного назначения и пригородной зеленой зоны;

- в проведении мероприятий по сохранению объектов исторического и культурного наследия на территории города Красноярска, а также природоохранных мероприятий.

Красноярск - промышленный центр с развитым научно-инновационным потенциалом

Красноярск будет укреплять свои позиции в качестве одного из крупнейших промышленных центров России. Основные и наиболее перспективные промышленные отрасли - цветная металлургия, машиностроение, химия и нефтехимия, предприятия оборонного комплекса - имеют не только общероссийское, но и международное значение. Для устойчивого социально-экономического развития города исключительно важна экологизация производств и общее улучшение экологической ситуации как результат технологической модернизации.

Одно из перспективных направлений развития научно-промышленного комплекса - развитие СФУ и научно-инновационной зоны на его базе. Программа предусматривает мероприятия по организации технопарка, развитию городского бизнес-инкубатора, стимулированию появления в городе инновационно-активных зон.

Красноярск - культурно-исторический центр

Предусматривает сохранение культурно-исторического потенциала города и обеспечение культурной преемственности в едином социокультурном пространстве.

Красноярск - спортивный, туристический и рекреационно-развлекательный центр

Планируются значительные капитальные вложения за счет всех источников финансирования на развитие спортивных, досуговых объектов. Особое внимание уделено перспективам развития туристско-рекреационного комплекса.

Красноярск - крупнейший транспортный узел, центр информатизации и связи.

В Программе предусмотрены мероприятия по реконструкции и новому строительству объектов и сооружений городской улично-дорожной сети, строительству транспортных развязок, мостовых переходов и развитию городского транспорта (в том числе скоростного). Развитие системы внешнего транспорта (воздушного, железнодорожного, водного) предусмотрено в рамках Стратегии развития Красноярской агломерации до 2020 года. Информатизация и телекоммуникации - одна из приоритетных, наиболее динамично развивающихся сфер экономики города и одно из главных условий конкурентоспособности Красноярска в привлечении инвестиций.

Создание КА является необходимой мерой для обеспечения сбалансированного развития Красноярского края, города Красноярска и прилегающих территорий. В процессе агломеративного объединения происходит ускорение пространственного развития территории. Набирающая сейчас в мире влияние идеология устойчивого развития, опирающаяся на опыт регионов, совершивших экономический прорыв, требует, чтобы транс-территориальные проекты "уравновешивались" созданием равномощных территориальных образований, способных артикулировать и защищать местные интересы, быть сильным и ответственным субъектом переговоров с крупным бизнесом, надежным деловым партнером, способным мобилизовать земельные, человеческие, управленческие, культурные и иные ресурсы территории для "прорывного" развития.

Агломерация состоит из центрального города, то есть ядра - Красноярска, и близлежащих муниципальных образований, которые в аспектах управления Агломерацией рассматриваются как совокупность поселений, тесно взаимосвязанных между собой экономически и социально. Но в данном случае Агломерацию следует понимать не в традиционном смысле, который предполагает полуторачасовую доступность до центра Агломерации, а исходя из реально существующей взаимосвязи между муниципальными образованиями.

Ближнее кольцо: территории, интенсивно интегрированные в межтерриториальные связи и деловые процессы городского округа Красноярск, находящиеся в радиусе территориальной доступности для регулярных маятниковых перемещений: город Сосновоборск, город Дивногорск и прилегающая часть Емельяновского, Березовского и Манского районов края.

Дальнее кольцо: включает дополнительно территории, интегрированные в пространственное развитие Агломерации: Березовский, Емельяновский, Манский, Сухобузимский районы края.

Красноярск как ядро Агломерации представляет собой важнейший фокус развития, он является полюсом притяжения трудовых ресурсов, культурным и образовательным центром. Муниципальные образования в составе Агломерации обладают рядом преимуществ: у них появляется возможность пользоваться инфраструктурой центрального города и привлекать инвесторов, которые бы не стали рассматривать небольшой город как базу для размещения производства. Территории имеют единую скоординированную стратегию развития.

Образ будущего "ядра" Красноярской агломерации определяется созданием новых фокусов, центров притяжения в основополагающей идее территориально-планировочного развития. В роли ключевых территорий будут выступать районы концентрации административных, деловых, торговых, культурных, инфраструктурных объектов.

Важной задачей является организация удобной транспортной доступности каждого полюса роста и создание системы скоростного транспорта, которая связывала бы центры в единую систему, функционирующую в едином ритме.

Новые полюса городского развития запланированы на левом берегу Енисея - университетский городок СФУ и научно-инновационная зона на его базе, Красноярск-сити в микрорайоне "Взлетка", обновление Красноярского культурно-исторического музейного комплекса, освоение островов Татышева и Молокова. Объединяющим развитие правого и левого берегов должно стать благоустройство набережной реки Енисей, которая должна выполнять рекреационную функцию - территории, удобной для прогулок, отдыха, развлечений.

Приоритетами развития экономики ядра Агломерации Стратегией социально-экономического развития Красноярской агломерации определены: научно-образовательный комплекс, сектор коммерческих услуг, финансовый сектор, строительство, туризм, деятельность по организации отдыха и развлечений, культура, социальная сфера, а из промышленных отраслей - машиностроение.

Трансформация функциональной структуры ядра Агломерации должна сопровождаться снижением количества промышленных производств, негативно влияющих на состояние окружающей среды. Структура реального сектора обрабатывающих производств не должна вступать в конфликт с основными функциями Красноярска, свойственными городу в силу его центральности: управление, культура, финансы, образование, рекреация и др.