РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 февраля 2016 года N 79-р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОТКРЫТЫЙ ОРЕЛ" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА]
____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 мая 2017 года на основании Распоряжения Правительства Орловской области от 24.05.2017 N 203-р.
____________________________________________________________________
В целях создания условий для улучшения инвестиционного климата в Орловской области, реализации мероприятий Стандарта деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Орловской области, формирования и выполнения мероприятий по улучшению показателей Орловской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, внедряемом автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов":
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Орловской области "Открытый Орел" на период до 2020 года.
2. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Орловской области от 3 октября 2013 года N 363-р;
пункт 4 распоряжения Правительства Орловской области от 24 июля 2014 года N 241-р.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по развитию инвестиционной деятельности - руководителя Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области С.Н. Филатова.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОТКРЫТЫЙ ОРЕЛ" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Инвестиционная стратегия Орловской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет цели и задачи органов исполнительной государственной власти Орловской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, а также принципы инвестиционной политики с учетом требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением Наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года.
Стратегия учитывает положения следующих нормативных правовых актов:
3) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
4) Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;
5) Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.
Экономическая ситуация в 2015 году складывалась под влиянием ухудшения внешнеэкономических условий, прежде всего снижения цен на нефть, продолжения действия экономических санкций со стороны ЕС и США, сохранения тенденции к снижению инвестиционной активности, а также масштабного оттока капитала, усилившегося в том числе ввиду погашения значительного объема внешнего долга в I полугодии 2015 года.
Прогноз социально-экономического развития на 2016 - 2018 годы характеризует развитие российской экономики в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, продолжения применения на протяжении всего прогнозного периода к России экономических санкций со стороны ЕС и США и ответных контрсанкций.
Ограничение доступа на мировые рынки капитала для российских компаний и достаточно высокий уровень чистого оттока капитала частного сектора, связанный с погашением внешнего долга, оказывают негативное влияние на восстановление инвестиционной активности.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
1) повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды;
2) обеспечение сбалансированности федерального бюджета;
3) сохранение стабильности налоговых условий и оптимизация тарифного регулирования;
4) повышение качества жизни и инвестиции в человеческий капитал;
5) сбалансированное региональное развитие;
6) повышение качества функционирования институтов государственной власти;
7) развитие информационных технологий и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.
Прогноз социально-экономического развития российской экономики разработан на вариантной основе в составе базового, целевого и консервативного вариантов. Разработанные варианты базируются на единой гипотезе роста мировой экономики со среднегодовыми темпами в 2016 - 2018 годах на уровне 3,4 - 3,6%.
Базовый вариант характеризует основные макроэкономические параметры развития экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов и консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства.
В социальной сфере базовый вариант предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Потребительский спрос будет, с одной стороны, ограничиваться сдержанной динамикой доходов населения, с другой - поддерживаться постепенным оживлением потребительского кредитования.
Рост ВВП в 2016 году прогнозируется на уровне 0,7%, в дальнейшем, по мере восстановления инвестиционного и потребительского спроса, темпы роста экономики повысятся до 1,9% в 2017 году и до 2,4% в 2018 году.
Целевой вариант разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и предполагает выход российской экономики на траекторию устойчивого роста с темпами не ниже среднемировых, снижение инфляции до уровня 4% и рост производительности труда не менее чем на 5% при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.
Целевой сценарий отражает переход к новой модели экономического роста. Для достижения целевых параметров потребуется проведение значительных структурных преобразований расходной части федерального бюджета, предполагающих оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, радикальный пересмотр государственных программ Российской Федерации в целях соответствия ориентирам и показателям целевого состояния социально-экономического развития Российской Федерации.
Реализация основных мер, предусматриваемых целевым сценарием развития, позволит обеспечить увеличение темпов экономического роста на 1,5 - 2 п. п. по сравнению с базовым сценарием в 2017 - 2018 годах и перейти к 2020 году на устойчивую динамику экономического роста со средним темпом 4,5% в год, обеспечив при этом рост производительности труда не менее чем на 5% в год и достижение целевого уровня инфляции не выше 4%.
Основной вклад в увеличение темпов экономического роста в 2016 - 2020 годах будут вносить следующие факторы:
рост инвестиций в расширение производства и производственную инфраструктуру;
рост инвестиций в увеличение экспорта несырьевых товаров и стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции;
повышение совокупной производительности факторов в результате увеличения вложений в инновационные сектора экономики;
реализация мер по экономии ресурсов и сокращению издержек, в том числе связанных с трудовыми затратами и тарифами естественных монополий;
развитие малого бизнеса, улучшение условий для предпринимательской деятельности и другие факторы.
Консервативный вариант прогноза рассматривает развитие российской экономики в условиях более низкой динамики цен на сырьевые товары, прежде всего на нефть и природный газ. Предполагается, что в 2016 - 2018 годах среднегодовая цена на нефть Urals снижается до 40 долларов США за баррель и стабилизируется на этом уровне на протяжении всего прогнозного периода.
В этих условиях на фоне сложившихся в последние два года инерционных трендов в 2016 году основные макроэкономические показатели будут иметь резко негативную динамику: снижение ВВП может составить до 1%, продолжится углубление инвестиционного спада, усилится негативная динамика в промышленности и розничной торговле, произойдет дальнейшее снижение уровня жизни населения.
В меньшей степени снижение затронет добычу нефти и газа, а также сельскохозяйственное производство и производство пищевых продуктов, в наибольшей степени - весь инвестиционный комплекс и сферу услуг. Данный сценарий характеризуется повышенным инфляционным фоном: в 2016 году инфляция может составить 8 - 9%.
В части повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды в 2016 - 2018 годах основное внимание будет уделено реализации новых инициатив предпринимательского сообщества, практике правоприменения и взаимодействию с представителями бизнеса по результатам реализации "дорожных карт".
В условиях усиливающейся межрегиональной конкуренции одним из важнейших инструментов развития региона являются инвестиции. Правительство Орловской области заинтересовано в привлечении инвестиций как с внутреннего рынка, так и внешних финансовых площадок.
Стратегический подход к успешному развитию региона должен быть реализован через инвестиционную политику, территориально-отраслевую специализацию региона, инновационное развитие и создание технопарковой среды, а также посредством реализации инфраструктурных проектов, внедрения современных технологий на предприятиях.
В рамках реализации запланированной Стратегии для региона наиболее интересны проекты, ориентированные на высокую производительность труда, отличающиеся энергоэффективностью и строго отвечающие экологическим требованиям.
Миссию Стратегии можно определить как создание благоприятного инвестиционного климата и комфортных условий для развития бизнеса с целью обеспечения устойчивого и гармоничного социально-эколого-экономического развития региона.
Основной стратегической целью, которую ставит перед собой Правительство Орловской области, является создание эффективной системы управления инвестиционным процессом для формирования максимально комфортных условий осуществления инвестиционной деятельности и интеграции регионального производственного комплекса в федеральный и международный инвестиционные процессы.
Приоритетные задачи:
1) повышение инвестиционной привлекательности региона путем выполнения положений Стандарта деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе;
2) достижение годового уровня объемов инвестиций в основной капитал к 2020 году в размере 100 млрд. рублей;
3) создание объектов инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов;
4) разработка и реализация новых инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
5) создание новых региональных институтов развития;
6) проведение политики импортозамещения;
7) позиционирование Орловской области на крупнейших российских и зарубежных выставках, форумах, конгрессах, разработка отдельной стратегии продвижения;
8) сокращение отдельных административных процедур, оптимизация процессов выдачи разрешительной документации субъектам предпринимательской деятельности.
Для выполнения поставленных задач планируется:
создать и обеспечить развитие не менее 10 индустриальных парков в муниципальных образованиях Орловской области;
обеспечить совершенствование региональной законодательной базы, направленной на государственную поддержку инвесторов;
обеспечить интегральный индекс Орловской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата не ниже группы I (высшее значение показателя).
На территории региона будет создана сеть индустриальных парков, "территорий развития" и отдельных свободных земельных участков, обеспеченных всей необходимой производственной инфраструктурой, позволяющих инвестору приступить немедленно к реализации проекта.
Кроме того, созданный в 2015 году региональный институт - Корпорация развития Орловской области - позволит более эффективно реализовывать механизм "одного окна" при сопровождении инвесторов на всех этапах реализации проекта - от подготовки бизнес-плана до ввода в эксплуатацию вновь построенных объектов. Опыт таких регионов, как Ленинградская, Тульская, Калужская, Ульяновская области доказал эффективность работы данной формы института в сфере привлечения инвестиций.
В Орловской области успешно реализуется и будет продолжена практика предоставления финансовых преференций компаниям, осуществляющим инвестиционные проекты на территории Орловской области. Внесение ряда законодательных новаций в части предоставления налоговых льгот обусловлено необходимостью совершенствования правовых основ налогового стимулирования инвестиционной деятельности на территории Орловской области. Изменения направлены на снижение требований к инвесторам, что должно выступить основным стимулом для повышения инвестиционной активности на территории Орловской области, расширения реализации программ модернизации.
Дополнительными конкурентными преимуществами к имеющейся нормативной правовой базе, утверждающей ряд льгот и преференций для инвесторов, должны стать механизмы государственно-частного партнерства, выгодные условия для подключения к инженерным коммуникациям, механизмы внутриобластной кооперации, качественная и открытая работа представителей государственной власти и муниципалитетов в создании новых предприятий, информационное и административное сопровождение инвестиционных проектов.
Немаловажной в вопросах развития инвестиционной деятельности в Орловской области является работа в рамках внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. На сегодняшний день в Орловской области внедрены все 15 положений Стандарта.
Следующим шагом в данном направлении является мониторинг внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, а также внедрение стандартов инвестиционной деятельности на территории муниципальных образований Орловской области.
В плановом периоде важным этапом на пути улучшения инвестиционного климата региона является внедрение Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, инициатором которого выступает АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" совместно с ведущими деловыми объединениями.
В рамках реализации Стратегии продолжится поддержка и продвижение приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Орловской области.
Решение поставленных задач обеспечит позиционирование Орловской области как региона, привлекательного для инвестора, что в свою очередь обеспечит рост годовых объемов инвестиций в основной капитал.
Будут созданы комфортные условия для ведения бизнеса, обеспечена открытость делового сотрудничества.